Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Анализ исследовательского опыта показал, что применение только одного какого-либо подхода в его классическом виде для целей системного исследования не только практически невозможно, но и не дает существенного эффекта. Отсюда объективно вытекает необходимость интегративного сбалансированного использования различных методологических подходов применительно к каждому конкретному исследованию СУ. Данный подход правомерно следует трактовать именно как системный, т.е. как интегративно-конвергенциальный, включающий другие подходы. [21]

Следовательно, интегративно-конвергенциальный подход к исследованию СУ представляет собой такую методологию исследовательского процесса, которая интегративно использует системный, целевой, процессный, параметрический, функциональный, ситуационный, поведенческий, рефлексивный и другие подходы (рис.4).

Это значит, что в процессе исследования СУ в зависимости от целей, вида и объекта исследования в системный подход могут включаться также и целевой, и ситуационный, и функциональный, и другие подходы.

Одним из объективных случаев конвергенции различных подходов в системный подход является использование, помимо всех прочих, целевого подхода. Целевой подход ориентирован на поставленные перед исследованием цели как на желаемый новый исследовательский результат. Представление целей исследования во многом определяет содержание и меру эффективности практически всех проводимых работ. [22]

Поэтому применение целевого подхода обязывает определять цели исследования на основе глубокого анализа всех потенциальных возможностей (кадровых, временных, финансовых, организационных и т.п.), имеющихся в распоряжении исследователей. Достижение целевых установок исследования требует концентрации всех усилий и ресурсов.

 
Системный подход


Целевой подход
Процессный подход
Параметрический подход
Ситуационный подход
Поведенческий подход
Рефлексивный подход
Другие подходы

 

Рис.4. Модель интегративно-конвергенциального подхода к исследованию систем управления

Кроме рассмотренных методологических подходов, в литературе упоминается ряд других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.

Между методологическими подходами к исследованию, как и между науками и научными направлениями, нередко нет четких границ, поскольку они используют примерно одни и те же способы, приемы, принципы. Поэтому часть из них действительно можно рассматривать как подходы, реально используемые в методологии исследования, а некоторые из них или являются частными случаями других подходов, или только косвенно относятся к одноименным, методам исследования и управления.

В связи с этим можно ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся больше к методам исследования, будут рассмотрены в последующих материалах.




Заключение

 

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.

Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой.

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.

Кроме рассмотренных методологических подходов, в литературе упоминается ряд других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.

Между методологическими подходами к исследованию, как и между науками и научными направлениями, нередко нет четких границ, поскольку они используют примерно одни и те же способы, приемы, принципы. Поэтому часть из них действительно можно рассматривать как подходы, реально используемые в методологии исследования, а некоторые из них или являются частными случаями других подходов, или только косвенно относятся к одноименным, методам исследования и управления.

В связи с этим можно ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся больше к методам исследования, будут рассмотрены в последующих материалах.



Список литературы

 

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1999.

2. Баранчеев В.П. Организация программно-целевого управления НТП в машиностроении. - М.: МИУ, 1994.

3. Глущенко В.В., Глушенко И.И. Исследование систем управления: Социологические и экономические исследования, прогнозные и плановые исследования, экспериментальные исследования. - Московская область: Крылья, 2002.

4. Грачева М.В. Анализ проектных рисков: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 1999.

5. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: ДЕКА, 2001.

7. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. - М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.

9. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

10. Никулин Ю.Г., Дубицкий Л.Г. Аналитические методы в бизнесе и управлении. - М.: Изд-во стандартов, 2000.

11. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

12. Справочник по математике для экономистов / Под ред.В.И. Ермакова. - М.: Высшая школа, 2000.

13. Теория организации: Учебник / Под ред.В.Г. Алиева. - М.: Луч, 1999.

14. Терехов Л.Л. Экономико-математические методы. - М.: Статистика, 1999

15. Томпсон А.А., Стрикланд А.Д. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2002.

16. Управление организацией: Учебник/Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: Бизнес-школа, 2001.


[1] Глущенко В.В., Глушенко И.И. Исследование систем управления: Социоло­гические и экономические исследования, прогнозные и плановые иссле­дования, экспериментальные исследования. — Московская область: Крылья, 2002.

 

[2] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб­ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

[3] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб­ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

[4] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб­ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

[5] Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. — М.: ДЕКА, 2001.

[6] Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2003.

[7] Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2003.

[8] Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2003.

[9] Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.

[10] Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.

[11] Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

[12] Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

[13] Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

 

[14] Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

[15] Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

[16] Глущенко В.В., Глушенко И.И. Исследование систем управления: Социоло­гические и экономические исследования, прогнозные и плановые иссле­дования, экспериментальные исследования. — Московская область: Крылья, 2002.

 

[17] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб­ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

[18] Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. — М.: ДЕКА, 2001.

[19] Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. — М.: ДЕКА, 2001.

[20] Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2003.

 

[21] Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. — М.: ДЕКА, 2001.

1. [22] Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.

2.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 201.