Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 2

Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный. 5

1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения. 5

1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология. 7

1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9

Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления. 13

2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование. 13

2.2. Рефлексивный подход к исследованию.. 14

2.3. Системный подход к исследованию, его сущность. 21

2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода. 27

Заключение. 30

Список литературы.. 33



Введение

 

Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Методология, позволяет определить цели. Она также находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов исследования.

По содержанию различают методологии:

- агностицизма, предполагающего невозможность познания реальной действительности;

- дуализма, построенного на предположении наличия в явлении двух сущностей;

- материализма, в основе которого находится материалистическое понимание всех явлений;

- позитивизма, исходные положения которого сводятся, в основном, только к изучению объекта с точки зрения его полезности и оценке этой полезности;

- теологизма, в основе которого вера в Бога (т.е. в высшее существо), абсолютную идею и т.п.;

- экзистенциализма, основывающегося на априорном преувеличении фактических данных.

Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию, обусловливающего установление определенного вида зависимостей, связей и отношений в изучаемом объекте. Исходя из этого среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить:

- механистический, основанный на изучении в объекте только причинно-следственных связей;

- метафизический, в котором приоритет отдается связям движения в виде превращения одного из них в другое с последующим возвращением к исходному;

- биологический, в котором приоритет отдается функциональным связям биологического характера (т.е. таким, как в живых организмах);

- диалектический, основанный на законах диалектики (закона единства и борьбы противоположностей и др.

Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.

Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:

1. Диалектический подход к исследованию, основные положения;

2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;

3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования;

4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование;

5. Рефлексивный подход к исследованию;

6. Системный подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.

При написании работы автор использовал литературы отечественных авторов таких как Мишин В.М., Игнатьева А.В., Коротков Э.М. и другие.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе мы рассмотрим диалектический, процессный и ситуационный подход к исследованию систем управления. Во второй главе мы рассмотрим функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию систем управления, их сущность и случаи использования.

 



Заключение

 

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.

Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой.

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.

Кроме рассмотренных методологических подходов, в литературе упоминается ряд других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.

Между методологическими подходами к исследованию, как и между науками и научными направлениями, нередко нет четких границ, поскольку они используют примерно одни и те же способы, приемы, принципы. Поэтому часть из них действительно можно рассматривать как подходы, реально используемые в методологии исследования, а некоторые из них или являются частными случаями других подходов, или только косвенно относятся к одноименным, методам исследования и управления.

В связи с этим можно ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся больше к методам исследования, будут рассмотрены в последующих материалах.



Список литературы

 

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1999.

2. Баранчеев В.П. Организация программно-целевого управления НТП в машиностроении. - М.: МИУ, 1994.

3. Глущенко В.В., Глушенко И.И. Исследование систем управления: Социологические и экономические исследования, прогнозные и плановые исследования, экспериментальные исследования. - Московская область: Крылья, 2002.

4. Грачева М.В. Анализ проектных рисков: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 1999.

5. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: ДЕКА, 2001.

7. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. - М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.

9. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

10. Никулин Ю.Г., Дубицкий Л.Г. Аналитические методы в бизнесе и управлении. - М.: Изд-во стандартов, 2000.

11. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

12. Справочник по математике для экономистов / Под ред.В.И. Ермакова. - М.: Высшая школа, 2000.

13. Теория организации: Учебник / Под ред.В.Г. Алиева. - М.: Луч, 1999.

14. Терехов Л.Л. Экономико-математические методы. - М.: Статистика, 1999

15. Томпсон А.А., Стрикланд А.Д. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2002.

16. Управление организацией: Учебник/Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: Бизнес-школа, 2001.


[1] Глущенко В.В., Глушенко И.И. Исследование систем управления: Социоло­гические и экономические исследования, прогнозные и плановые иссле­дования, экспериментальные исследования. — Московская область: Крылья, 2002.

 

[2] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб­ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

[3] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб­ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

[4] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб­ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

[5] Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. — М.: ДЕКА, 2001.

[6] Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2003.

[7] Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2003.

[8] Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2003.

[9] Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.

[10] Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.

[11] Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

[12] Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

[13] Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

 

[14] Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

[15] Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

[16] Глущенко В.В., Глушенко И.И. Исследование систем управления: Социоло­гические и экономические исследования, прогнозные и плановые иссле­дования, экспериментальные исследования. — Московская область: Крылья, 2002.

 

[17] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб­ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

[18] Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. — М.: ДЕКА, 2001.

[19] Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. — М.: ДЕКА, 2001.

[20] Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 2003.

 

[21] Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. — М.: ДЕКА, 2001.

1. [22] Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.

2.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 2

Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный. 5

1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения. 5

1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология. 7

1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9

Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления. 13

2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование. 13

2.2. Рефлексивный подход к исследованию.. 14

2.3. Системный подход к исследованию, его сущность. 21

2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода. 27

Заключение. 30

Список литературы.. 33



Введение

 

Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Методология, позволяет определить цели. Она также находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов исследования.

По содержанию различают методологии:

- агностицизма, предполагающего невозможность познания реальной действительности;

- дуализма, построенного на предположении наличия в явлении двух сущностей;

- материализма, в основе которого находится материалистическое понимание всех явлений;

- позитивизма, исходные положения которого сводятся, в основном, только к изучению объекта с точки зрения его полезности и оценке этой полезности;

- теологизма, в основе которого вера в Бога (т.е. в высшее существо), абсолютную идею и т.п.;

- экзистенциализма, основывающегося на априорном преувеличении фактических данных.

Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию, обусловливающего установление определенного вида зависимостей, связей и отношений в изучаемом объекте. Исходя из этого среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить:

- механистический, основанный на изучении в объекте только причинно-следственных связей;

- метафизический, в котором приоритет отдается связям движения в виде превращения одного из них в другое с последующим возвращением к исходному;

- биологический, в котором приоритет отдается функциональным связям биологического характера (т.е. таким, как в живых организмах);

- диалектический, основанный на законах диалектики (закона единства и борьбы противоположностей и др.

Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.

Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:

1. Диалектический подход к исследованию, основные положения;

2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;

3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования;

4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование;

5. Рефлексивный подход к исследованию;

6. Системный подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.

При написании работы автор использовал литературы отечественных авторов таких как Мишин В.М., Игнатьева А.В., Коротков Э.М. и другие.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе мы рассмотрим диалектический, процессный и ситуационный подход к исследованию систем управления. Во второй главе мы рассмотрим функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию систем управления, их сущность и случаи использования.

 



Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 191.