Государственное регулирование проблем безработицы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Начнем с того, что фрикционная безработица является постоянным спутником любой экономики. То есть определенный уровень безработицы будет иметь место в любой экономике. Поэтому следует говорить не о полной, а об эффективной занятости, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность соответствующей переквалификации [15, C. 54].

Полная занятость – это уровень занятости, складывающийся в стране при наличии только структурной и фрикционной форм безработицы [Там же, C. 54].

Важно иметь в виду, что полная занятость – благо для экономики только в том случае, если в ее основе лежит продуктивная занятость. Продуктивная занятость – организация использования рабочей силы таким образом, что занятые (работающие) производят необходимые населению товары и услуги с наименьшими возможными издержками [16, C. 18].

Полная занятость может и не быть благом для общества, если она включает занятость на рабочих местах, где ничего полезного не производится [Там же, C. 18].

Следует отметить, что существует тесная связь между мероприятиями в области занятости и политикой доходов. Так, борьба с инфляцией, снижающей реальные доходы населения, неизбежно ведет к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничение денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение ставки ссудного процента. В свою очередь сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и соответственно к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных за счет увеличения количества рабочих мест требует увеличения инвестиций путем расширения государственных инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и при попытках смягчения безработицы через систему пособий безработных. Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить мероприятия по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области эффективной занятости [Там же, C. 18].

Средства государственного регулирования безработицы подразделяются на: правовые; организационно-административные; экономические; информационные; социально-психологические [Там же, C. 18].

1. Правовое обеспечение – законодательные и другие нормативные акты, дающие возможность гражданам трудиться в избранной сфере согласно призванию, способностям, образованию, регламентирующие структуру расходов на образование, рост квалификационного потенциала, отчисления в фонды, направленные на рост качества рабочей силы и т.д. [Там же, C. 20];

2. Экономические средства регулирования: прогнозирование и программирование; финансирование; кредитование; налоговая политика; система стимулирования хозяйственной деятельности; система штрафных санкций; антимонопольная политика и др. [Там же, C. 20];

3. организационные средства управления: государственный заказ на подготовку различного вида кадров; профессиональная ориентация населения, в особенности молодежи, безработных, военнослужащих, освобожденных из мест лишения свободы, беженцев, инвалидов и других субъектов рынка труда; трудовая реабилитация; система контрактов; аттестация и другие виды продвижения (деловой карьеры) на службе; организация документооборота и деловой документации; маркетинг рынка труда; обеспечение функционирования институтов консультантов, экспертных советов по проблемам занятости при экономических региональных службах; поддержка предпринимательских, женских, молодежных и других общественных организаций и т. д. [Там же, C. 20];

4. социальные гарантии – квоты на трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной поддержке [Там же, C. 20];

5. информационное обеспечение – политика обеспечения равных прав и возможностей для социально-демографических групп на информационную поддержку, включая обратную связь [Там же, C. 20].

Информационные средства включают: методические материалы; организационно-правовые документы; социально-экономические ориентиры; тестирование; анкетирование; экспертную оценку и т.д. [Там же, C. 20]

Методы влияния на занятость со стороны государства можно разделить на косвенные и прямые [Там же, C. 20].

Методы прямого воздействия на динамику занятости и состояние трудовых отношений относятся в основном к экономической, правовой и организационной сфере, когда посредством инвестиционной, налоговой и кредитной политики, юридических актов, других организационных мер достигаются оперативные результаты в сфере занятости, предотвращающие или корректирующие негативные результаты. Государственные органы в воспроизводственный процесс посредством данных методов могут вмешиваться только при необходимости и, как правило, на непродолжительное время [16, C. 20].

Методы косвенного воздействия в большей мере адекватно вписываются в цивилизованные направления управленческих решений в регулировании сферой воспроизводства рабочей силы. В данном случае органы управления прямо не вмешиваются в процесс трудовых отношений. Они создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе направлений хозяйствования субъекты рынка труда тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической стратегии. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают сложившихся соотношений на рынке труда и являются существенным катализатором основных процессов, происходящих в сфере воспроизводства рабочей силы [Там же, C. 21].

Современная политика российского государства в области занятости населения строится на принципах, изложенных в принятом в 1991 г. Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации. По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Прежде всего, этот закон регламентирует систему мер по социальному обслуживанию лиц, получивших статус безработных, как-то: содействие в трудоустройстве, направление на обучение, досрочное оформление пенсии, материальная поддержка безработных на период поиска работы. Важнейшим шагом в формировании инфраструктуры российского рынка труда стало создание в начале 90-х годов государственной службы занятости ГЗС (до 1996 г. - Федеральная служба занятости) [17, C. 15].

Обслуживание безработных – безусловно, важная, но в то же время конечная ступенька в реализации политики занятости. Исходной задачей является профилактика безработицы, осуществление которой возможно лишь на основе воздействия на ситуацию в области занятости.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 155.