Фактическая безработица приносит бедствия не только на микроуровне. Ее эффект опасен и на макроуровне, на уровне общества в целом.
Проблемы безработицы для государства заключаются в следующем.
Это, во-первых, недопроизводство ВВП. Реальный объем национального производства оказывается меньше потенциального, т.е. того, который могло бы иметь общество при полном использовании ресурсов труда [7, C. 122].
Американский экономист Артур Оукен вывел экономический закон, согласно которому при превышении фактического уровня безработицы над ее естественной нормой на 1 % недопроизводство ВВП составляет 2,5 %. Это означает, что при фактическом уровне безработицы в стране, например 8,3 % и естественной норме 6 % данная страна недополучает за год 5,75 % национального продукта (8,3 -6,0 = 2,3 * 2,5 = 5,75). Иными словами, при достижении полной занятости ВВП этой страны был бы едва ли не на 6 % больше. Если этот процентный показатель перевести в стоимостные или физические объемы товаров и услуг, получим впечатляющие цифры. Таким образом, в результате отставания реального объема ВВП от потенциального уровня сокращаются возможности повышения общего (среднего) уровня благосостояния [7, C. 122].
Во-вторых, безработица вызывает определенную социальную напряженность в обществе. И чем выше уровень безработицы, тем значительнее степень этой напряженности. Безработица чревата проявлениями массовых протестов в обществе, политическими конфликтами, в целом она несет угрозу стабильности общества. Безработица, безусловно, отрицательно сказывается и на семейных отношениях [14, C.55].
В-третьих, повышение уровня безработицы может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. Экономические и психологические проблемы, возникающие у безработных, могут подтолкнуть их к противоправным действиям. С другой стороны, повышение степени безопасности потребует от налогоплательщиков или увеличения налоговых взносов, или их перераспределения в пользу правоохранительных органов с ущербом, как правило, для других сфер бюджетного финансирования [Там же, C.55].
С социальной точки зрения принципиально важно, что макроэкономические издержки неравномерно распределяются по слоям общества: каждый процент роста естественной безработицы сказывается на бедных в большей степени, чем на остальных, т.е. потери доходов, связанные с ростом безработных, концентрируются в семьях с низкими доходами. Таким образом, с ростом числа безработных возникает перераспределение национального дохода в пользу элитных слоев общества и происходит обнищание слоев населения с низкими доходами (доля населения, имеющая доход ниже прожиточного уровня выросла с 3 % в 1990 г. до 36 % в 1997 г.) [Там же, C.55].
Спецификой российского рынка рабочей силы является большой объем скрытой безработицы. Основной ее источник – падение производства и неадекватное ей сокращение численности занятых [15, C. 54].
Сохранению большого объема скрытой безработицы способствует политика налогообложения. Суть ее состоит в том, что часть фонда оплаты труда, превышающая шесть минимальных окладов в среднем на одного работающего подлежит налогообложению по ставке налога на прибыль. Этот закон вынуждает руководителей предприятий сохранять численность работающих, выплачивая им минимальную ставку заработной платы. Очевидно, что при проведении более жесткой финансовой политики может начаться обвальный спад производства и тогда безработица из разряда скрытой перейдет в разряд официальной [Там же, C. 54].
Для наглядности сведем в таблицу проявления безработицы как для человека (микроуровень), так и для государства (макроуровень).
Таблица 2.1
Основные проблемы безработицы
Макроуровень | Микроуровень |
Падение валового национального продукта. Дифференциация доходов среди населения. Усиление социальной напряженности в обществе. Увеличение мобильности рабочей силы. Сокращение излишней численности рабочей силы. Рост объемов скрытой безработицы. Совершенствование профессиональной структуры рабочей силы. Сокращение престижа квалифицированного труда | Падение материального достатка семей безработных. Рост девиантного поведения. Потеря самоуважения в связи с потерей работы. Увеличение депрессивных состояний. Чувство неуверенности в будущем. Распад семей безработных. Потеря квалификации безработными. |
Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. За решение проблемы безработицы ответственность несут сам работники, предприниматели, государство. Рынок труда – основной регулятор занятости. Вместе с тем решение проблемы достижения полной занятости требует активного участия государства.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 169.