Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

 

Кафедра Статистики

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Статистика

на тему:

Статистические ряды распределения в изучении структуры рынка

 

Руководитель: Пуляшкин В.В.

 

Москва

2007



Введение

Статистические ряды распределения являются одним из наиболее важных элементов статистики. Они представляют собой составную часть метода статистических сводок и группировок, но, по сути, ни одно из статистических исследований невозможно произвести, не представив первоначально полученную в результате статистического наблюдения информацию в виде статистических рядов распределения. Первичные данные обрабатываются в целях получения обобщенных характеристик изучаемого явления по роду существенных признаков для дальнейшего осуществления анализа и прогнозирования; производится сводка и группировка; статистические данные оформляются с помощью рядов распределения в таблицы, в результате чего информация представляется в наглядном рационально изложенном виде, удобном для использования и дальнейшего исследования; строятся различного рода графики для наиболее наглядного восприятия и анализ информации. На основе статистических рядов распределения вычисляются основные величины статистических исследований: индексы, коэффициенты; абсолютные, относительные, средние величины и т.д., с помощью которых можно проводить прогнозирование, как конечный итог статистических исследований. Таким образом статистические ряды распределения являются базисным методом для любого статистического анализа. Понимание данного метода и навыки его использования необходимы для проведения статистических исследований.

В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие аспекты:

1) Понятие статистических рядов распределения, их виды;

2) Расчет средних величин, моды и медианы и представление рядов распределения графически;

Расчетная часть курсовой работы включает решение задачи по теме из варианта расчетного задания: Работа с таблицей «Выборочные данные торговых предприятий района: товарооборот и средние товарные запасы». Предметом исследования в работе будут служить так же торговые предприятия района (каждое предприятие, из которых, со своим товарооборотом). Работа содержит расчеты всех данных по ним, так же полное описание шагов действий для достижения конечного результата (вывода).

При написании курсовой работы использовались учебники курса, дополнительная литература, Интернет-ресурсы; при работе с табличными данными - персональный компьютер конфигурации:

Процессор – ADM Sempron 28000+S754

Память – DDR 512Mb PC3200 (DDR400)

Жесткий диск – 120Gb 7200/8 Mb/SATA

Принтер – hp deskjet 3325, струйный

OC – Windows XP Professional

ППП – Microsoft Word 2002, Excel



Теоретическая часть

Расчетная часть

 

По результатам 20%-ного выборочного обследования торговых предприятий района, проведенного на основе случайной бесповторной выборки, получены следующие данные за отчетный месяц (тыс. руб.)

 

Таблица 1. Исходные данные

№ п\п Товарооборот Средние товарные запасы № п\п Товарооборот Средние товарные запасы
1 614 256 16 653 254
2 396 168 17 704 251
3 681 252 18 759 293
4 543 221 19 384 158
5 540 210 20 492 188
6 706 278 21 610 237
7 576 214 22 591 239
8 537 169 23 550 191
9 744 288 24 603 236
10 523 213 25 528 215
11 375 150 26 795 301
12 429 208 27 611 228
13 552 218 28 589 230
14 642 227 29 627 263
15 618 238 30 698 246

Цель статистического исследования - анализ совокупности предприятий по признакам Товарооборот и Средние товарные запасы, включая:

· изучение структуры совокупности по признаку Товарооборота;

· выявление наличия корреляционной связи между признаками Товарооборота и Средними товарными запасами предприятий, установление направления связи и оценка её тесноты;

· применение выборочного метода для определения статистических характеристик генеральной совокупности фирм.



Задание 1

 

По исходным данным (табл. 1) необходимо выполнить следующее:

1. Построить статистический ряд распределения предприятий по товарообороту, образовав пять групп с равными интервалами.

2. Графическим методом и путем расчетов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения.

3. Рассчитать характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

4. Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 1), сравнить её с аналогичным показателем, рассчитанным для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.

Выполнение Задания 1

Целью выполнения данного Задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности предприятий путем построения и анализа статистического ряда распределения фирм по признаку Товарооборот.

Задание 2

 

По исходным данным (табл. 1) с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:

1. Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками товарооборот и средние товарные запасы, образовав шесть групп с равными интервалами по каждому из признаков, используя методы:

а) аналитической группировки;

б) корреляционной таблицы.

2. Измерить тесноту корреляционной связи, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

Сделать выводы по результатам выполнения задания 2.

Выполнение задания 2

Целью выполнения данного задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, а также установление направления связи и оценка ее тесноты.

По условию Задания 2 факторным является признак товарооборот, результативным – признак средние товарные запасы.

1. Установление наличия и характера корреляционной связи между признаками товарооборотом и средними товарными запасами методами аналитической группировки и корреляционных таблиц

1а. Применение метода аналитической группировки

Аналитическая группировка строится по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение  результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения  систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х- товарооборот и результативным признаком Yсредние товарные запасы. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7):

 

Таблица 7. Зависимость объема продаж от среднесписочной численности менеджеров

Номер группы

Группы предприятий по

товарообороту, тыс. руб.

x

Число предприятий,

fj

Средние товарные запасы, тыс. руб.

всего

в среднем на одно предприятие,

1

2

3

4

5=4:3

1

2

3

4

5

6

 

ИТОГО

 

Групповые средние значения  получаем из таблицы 3, основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8:

 

Таблица 8. Зависимость объема продаж от среднесписочной численности менеджеров

Номер группы

Группы предприятий по

товарообороту, тыс. руб.

x

Число предприятий,

fj

Средние товарные запасы, тыс. руб.

всего

в среднем на одно предприятие,

1

2

3

4

5=4:3

1

375-459

4

684

171

2

459-543

5

995

199

3

543-627

11

1508

228

4

627-711

7

1771

253

1

2

3

4

5

5

711-795

3

882

294

ИТОГО

30

6840

1145

Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением товарооборота от группы к группе систематически возрастает и средний товарный запас по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

1б. Применение метода корреляционных таблиц

Корреляционная таблица строится как комбинация двух рядов распределения по факторному признаку Х и результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы таблицы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по признаку X и в k-ый интервал по признаку Y. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками - прямой или обратной. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему, обратная - по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему.

Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Для факторного признака ХТоварооборот эти величины известны из табл. 4 Определяем величину интервала для результативного признака Yсредние товарные запасы при k = 5, у max = 301 тыс. руб., у min = 150 тыс. руб.:

 

Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют вид:


Таблица 9

Номер группы Нижняя граница, Тыс. руб. Верхняя граница, Тыс. руб.
1 150 180,2
2 180,2 210,4
3 210,4 240,6
4 240,6 270,8
5 270,8 301

 

Подсчитывая для каждой группы число входящих в нее фирм с использованием принципа полуоткрытого интервала [ ), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 10).

 

Таблица 10. Интервальный ряд распределения фирм по объёму продаж

Группы предприятий по среднему товарному запасу, тыс. руб. у Число предприятий,  fj
150-180,2 4
180,2-210,4 4
210,4-240,6 12
240,6-270,8 6
270,8-301 4
ИТОГО 30

 

Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 11).

 

Таблица 11. Корреляционная таблица зависимости объема продаж от среднесписочной численности менеджеров

Группы предприятий по товарообороту, тыс. руб.

 

Группы предприятий по среднему товарному запасу, тыс. руб.

 

ИТОГО
150-180,2 180,2-210,4 210,4-240,6 240,6-270,8 270,8-301  
375-459 2 1       3
459-543 1 2 2     5
543-627 1 1 9 1   12
627-711     1 5 1 7
711-795         3 3
ИТОГО 4 4 12 6 4 30

Вывод. Анализ данных табл. 11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между среднесписочной численностью менеджеров и объемом продаж фирмами.

2. Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации  и эмпирического корреляционного отношения

Коэффициент детерминации  характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии  признака Y в его общей дисперсии :

 

 

где  – общая дисперсия признака Y,

 – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Общая дисперсия  характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле

 

,


где y i – индивидуальные значения результативного признака;

– общая средняя значений результативного признака;

n – число единиц совокупности.

Межгрупповая дисперсия  измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле

 

,

 

где  –групповые средние,

 – общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.

Для расчета показателей  и  необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

 

 

Значения числителя и знаменателя формулы имеются в табл. 8. Используя эти данные, получаем общую среднюю :


= =228 тыс. руб.

 

Для расчета общей дисперсии  применяется вспомогательная таблица 12.

 

Таблица 12. Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии

Номер предприятия Средние товарные запасы, тыс.руб.
1 2 3 4
1 256 28 784
2 168 -60 3600
3 252 24 576
4 221 7 49
5 210 -18 324
6 278 50 2500
7 214 -14 196
8 169 -59 3481
9 288 60 3600
10 213 -15 225
11 150 -78 6084
12 208 -20 400
13 218 -10 100
14 227 -1 1
15 238 10 100
16 254 26 676
17 251 23 529
18 293 65 4225
19 158 -70 4900
20 188 -40 1600
21 237 9 81
22 239 11 121
23 191 -37 1369
24 236 2 64
25 215 -13 169
26 301 73 5329
27 228 0 0
28 230 2 4
29 263 35 1225
30 246 18 324
Итого 6840 14 42636

 

Рассчитаем общую дисперсию:

 

=

 

Для расчета межгрупповой дисперсии  строится вспомогательная таблица 13, При этом используются групповые средние значения  из табл.

Таблица 13ю Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Группы предприятий

по товарообороту,

тыс. руб. x

Число предприятий,

f j

Среднее значение в группе,

тыс. руб.  

1

2

3

4

5

375-459

4

171

-57

12996

459-543

5

199

-29

4205

543-627

11

228

0

0

627-711

7

253

25

4375

1

2

3

4

5

711-795

3

294

66

13068

ИТОГО

30

 

 

34644

 

Рассчитаем межгрупповую дисперсию:

 


Определяем коэффициент детерминации:

 

 или 81%

Вывод. 81% вариации объёма продаж товаров фирмами обусловлено вариацией среднесписочной численности менеджеров по продажам, а 19% – влиянием прочих неучтенных факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение  оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

 

 

Рассчитаем показатель :

 

= 90,1%

Вывод: согласно шкале Чэддока связь между товарооборотом и средними товарными запасами предприятий является весьма тесной.






Задание 3

 

По результатам выполнения Задания 1 с вероятностью 0,954 необходимо определить:

1) ошибку выборки для средней величины товарооборота торгового предприятия, а также границы, в которых будет находиться генеральная средняя.

2) ошибку выборки доли торговых предприятий с объемом товарооборота 627 и более тыс. руб., а также границы, в которых будет находиться генеральная доля фирм.

Выполнение Задания 3

Целью выполнения данного Задания является определение для генеральной совокупности предприятий района границ, в которых будут находиться средняя величина товарооборота, и доля предприятий с товарооборотом не менее 627 тыс. руб.

Задание 4

 

Имеются данные о продаже товара А на трех городских рынках:

 

Таблица 16

Рынки

Базисный период

Отчетный период

Средняя цена за 1 кг., руб. (р0) Продано, т (q0) Изменение цены, % (p1) Индекс физического объема(q1)
1 180 350 10 1,2
2 200 280 Без изменений 0,9
3 220 70 -5 1,1

 

Определите:

1. Индексы цен переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

2. Абсолютное изменение средней цены товара в результате влияния отдельных факторов.

 

Таблица 17

 

Рынки

 

Базисный период

Отчетный период

Расчетные графы

Средняя цена за 1 кг., руб. (р0) Продано, т (q0) Изменение цены, % (p1) Индекс физического объема (q1)   p0q0     p1q1     p0q1  
1 180 350 198 1,2 63000 70131,6 63756
2 200 280 200 0,9 56000 56504 56500
3 220 70 209 1,1 15400 14776,3 15554
Итого - 700 -   134400 141407,9 135810

 

Вычислим индекс цен переменного состава:

 

Ipпс=


Из таблицы видно, что цена продукции на каждом рынке в отчетном периоде по сравнению с базисным изменилась. В целом же средняя цена выросла на 4 % .Это объясняется влиянием изменений структуры реализации продукции по торговым городским рынкам. В базисном периоде по более низкой цене продавали продукцию меньше, чем в отчетном периоде по более высокой цене.

Рассчитываем индекс структурных сдвигов:

 

Ipccт=

 

Первая часть приведенной формулы  позволяет ответить на вопрос, какой была бы средняя цена в отчетном периоде. Вторая часть формулы  отражает фактическую среднюю цену базисного периода.

Рассчитанный индекс показал, что за счет структурных сдвигов цены значительно не изменились.

Определим индекс фиксированного или постоянного состава, который не учитывает изменения структуры продаж:

 

Ipфс =

 

Индекс цен фиксированного состава равен 104,1%, что позволяет сделать следующий вывод: если бы структура продаж продукции на городских рынках не изменилась, средняя цена возросла бы на 4,1%., что и произойдет в дальнейшем.

Между данными индексами существует следующая взаимосвязь:

 

Ipфс * Iccт = Ipпс ;

1,041 * 0,99 =1,040

 

Определим абсолютное изменение средней цены товара в результате влияния отдельных факторов:

 

D pq = åp1q1 - å p0q0

D pq = 141407,9 – 134400 =7008 руб.




Заключение

 

Статистические ряды распределения являются базисным методом для любого статистического анализа.

Статистический ряд распределения представляет собой упорядоченное распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенному варьирующему признаку, характеризует структуру изучаемого явления. Анализируя рассчитанные показатели статистического ряда распределения, можно делать выводы об однородности или неоднородности совокупности, закономерности распределения и границах варьирования единиц совокупности. Изучив основные приемы исследования и практики применения рядов распределения, а также методику вычисления наиболее важных статистических величин, необходимо отметить, что конечная цель изучения статистики в целом - анализ изучаемого явления - крайне важен для всех сфер человеческой жизни. Анализ отображает явления в целом и вместе с этим учитывает влияние каждого фактора в отдельности. На основании проведенного анализа можно учитывать и прогнозировать факторы, негативно влияющие на развитие событий.

Социально-экономическая статистика обеспечивает предоставление важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны: ее экономическом положении, уровне жизни населения, его составе и численности, рентабельности предприятий, динамике безработице и т.д. Статистическая информация является одним из решающих ориентиров государственной экономической политики.

Статистические методы используют комплексно. Выделяют три основные стадии экономико-статистического исследования: сбор первичной статистической информации, статистическая сводка и обработка первичной информации, обобщение и интепретация статистической информации.

Качество, достоверность статистической информации определяют эффективность использования статистики на любом уровне и в любой сфере.



Литература

1. Статистика: Учеб. пособие/А.В. Багат, М.М. Конкина, В.М. Симчера и др.; Под ред. В.М. Симчеры.- М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Громыко Г.Л. Теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.М. Симчеры. - М.: Финстатинформ, 1999.

4. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.

5. Гусаров В.М. Статистика: Учеб пособие/ В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / Под. ред. Башиной О.Э., Спирина А.А. – М.: Финансы и статисика, 2005.

7. Практикум по теории статистики: Учебное пособие/Под. ред. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Теория статистики: Учебник/Под. ред. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2001; 2003; 2006.

9. http://www.gks.ru

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

 

Кафедра Статистики

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Статистика

на тему:

Дата: 2019-05-29, просмотров: 172.