Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового Флота
Кафедра «Автоматизированных систем обработки информации и управления»
Курсовая работа
по дисциплине «Информатика»
Калининград 2007
Введение
Ранее, до разработки таких программ, как Access, все учёты велись вручную. Это занимало достаточно много времени. Такая картотека представляла собой огромное количество информации, записанной на бумаге. У такого образа хранения информации большое количество недостатков:
· требуется большая площадь для хранения,
· человек, заполняющий бумаги должен иметь каллиграфический подчерк;
· поиск определённой информации занимает много времени;
· при удалении какой-либо ненужной информации необходимо перебрать практически весь архив;
· чтобы найти нужную запись необходимо просмотреть, мало того, что весь архив, так ещё и всю карточку и т. д.
Данная же программа упрощает ведение записей и хранение информации.
Цели и задачи курсовой работы
Цель – создание автоматизированной системы «Медицинские организации города»; а также углубление знаний по дисциплине «Информатика», изучение предметной области, совершенствование навыков использования современных компьютерных технологий и творческих задач прикладного характера, а также получение новых знаний в выбранной предметной области.
Перед созданием реляционной БД Acess я должна:
· определить, из каких таблиц должна состоять БД;
· определить логическую структуру БД, т. е. состав реляционных таблиц, их структуру и межтабличные связи.
Задачи:
· проектирование и создание нескольких таблиц для хранения данных;
· ввод данных;
· разработка запросов и отчетов, предназначенных для просмотра, редактирования и вывода информации;
· разработка пользовательского интерфейса на основе форм с максимальным использованием средств автоматизации.
Порядок выполнения курсовой работы:
· создание структур таблиц в соответствии с физической моделью;
· создание схемы данных в соответствии с логической моделью;
· проектирование форм для ввода входной информации;
· ввод данных контрольного примера;
· проектирование запросов;
· создание отчётов;
· проектирование кнопочной формы.
Практическая значимость
Хранение информации – одна из важнейших функций компьютера. Одним из распространенных средств такого хранения является базы данных. База данных – это файл специального формата, содержащий информацию, структурированную заданным образом. Данные – это систематизированная и структурированная информация. Модель данных – это представление данных и их взаимосвязь, описывающая понятия проблемной среды. Модели данных используются для логического и физического представления данных. Существует три модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная.
Иерархические структуры данных состоят из нескольких записей, одна из которых определена как корневая. Между записями могут быть определены связи: 1- (один ко многим), 1–1 (один к одному), где запись, соответствующая элементу 1 является исходной, а соответствующий элементу – порожденный.
Сетевая структура данных подобна иерархической, но между записями допускается связь – , – 1. здесь также нет корневого узла, то есть любая запись может быть корневой.
Реляционная модель представляет собой данные, упорядоченные в таблице. Данные организованны таким образом, чтобы занимать как можно меньше места. Реляционная модель получается за счет отказа от дублирования информации. При этом данные разбиваются на несколько таблиц, каждая из которых хранит определенную информацию. Таблицы такого вида называются реляционными.
Большинство баз данных имеют табличную структуру. В табличной структуре адрес данных определяется пересечением строк и столбцов. В базах данных столбцы называются полями, а строки – записями. Поля образуют структуру базы данных, это основной и минимальный элемент данных, а записи составляют информацию, которая в ней содержится, это совокупность всех полей.
База данных – совокупность данных, предназначенных для машинной обработки и хранения, которая может использоваться одним или несколькими пользователями. В зависимости от рассмотренных выше моделями, базы данных могут быть иерархические, сетевые и реляционные.
С понятием базы данных неразрывно связано понятие СУБД (системы управления базами данных). СУБД – программа, которая управляет данными, осуществляет хранение, извлечение, поиск, редактирование информации, хранимой в базе данных. В мире существует немало различных систем управления базами данных. Многие из них на самом деле являются не законченными продуктами, а специализированными языками программирования, с помощью которых каждый, освоивший данный язык, может сам создавать такие структуры, какие ему удобны, и вводить в них необходимые элементы управления.
Необходимость программировать всегда сдерживала широкое внедрение баз данных в малом бизнесе. Крупные предприятия могли позволить себе сделать заказ на программирование специализированной «системы под себя». Малым предприятиям зачастую не по силам было не только решить, но даже и правильно сформулировать эту задачу.
Положение изменилось с появлением с появлением в составе пакета Microsoft Office системы управления базами данных Access. Ранние версии этой программы были Access 2.0 и Access 95. Последняя версия Access XP SP‑2.
С помощью Access обычные пользователи получили удобное средство для создания и эксплуатации достаточно мощных баз данных без необходимости что-либо программировать. В то же время работа с Access не исключает возможности программирования. При желании систему можно развивать и настраивать собственными силами. Для этого надо владеть основами программирования на языке Visual Basic.
Разработчик базы данных имеет два типа дополнительных объектов: макросы и модули. Эти объекты создают в тех случаях, когда стандартных средств управления базой данных оказывается недостаточно для выполнения операций, необходимых заказчику системы. С помощью макросов создают макрокоманды, упрощающие наиболее утомительные операции с базой, а с помощью модулей создают программные процедуры для выполнения нестандартных операций.
Еще одним дополнительным достоинством Access является интегрированность этой программы с Excel, Word и другими программами пакета Office. Данные, созданные в разных приложениях, входящих в этот пакет, легко импортируются и экспортируются из одного приложения в другое.
Задание по первой части курсовой работы
Таблица «Больницы»
Таблица «Заместители»
Таблица «Отделения»
Таблица «Врачебный персонал»
Таблица «Характеристики врачей»
Таблица «Обслуживающий персонал»
Таблица «Пациенты»
Таблица «Лаборатории»
Таблица «Выработка лаборатории»
1.3 Определение связей между таблицами базы данных (схема данных)
MS Access 2002 создает реляционные БД. В этой БД пользователь может описывать отношения-связи между несколькими таблицами. Access учитывает эти связи во время обработки запросов, построения форм и отчетов. В данной БД необходимо связать созданные ранее таблицы, для чего необходимо вызвать команду горизонтального меню [Сервис] – [Схема данных]. Используя контекстное меню данного окна можно добавить необходимые таблицы. Выделив ключевое поле одной таблицы, нужно перетащить его на соответствующее поле другой таблицы, после чего в диалоговом окне можно установить соответствующую опцию – обеспечение целостности данных. В этом же диалоговом окне отображается тип создаваемой связи «один-к-одному» или «один-ко-многим». Уже готовая схема данных БД «Медицинские организации города» имеет следующий вид:
Форма «Заместители»
Форма «Отделения»
Форма «Больницы» с подчинённой формой «Отделения»
Форма «Врачебный персонал»
Форма «Обслуживающий персонал»
Форма «Пациенты»
Диаграмма «Данные о выработке лаборатории»
Форма «Выработка лаборатории» с диаграммой
Проектирование запросов
Запрос – объект БД, который служит для селекции и фильтрации набора данных, позволяет выбрать из большого количества информации только ту, которая соответствует определенному критерию отбора и нужна для решения конкретной задачи. MS Access дает большие возможности при проектировании запросов (включать не все поля, выбирать, сортировать записи, затрагивать данные из нескольких таблиц, выполнять вычисления, использовать запрос в качестве источника данных для отчетов, форм и других запросов, изменять данные в таблицах). Рекомендуется создавать запросы при помощи конструктора.
Существуют разные типы запросов (на добавление, изменение, удаление записей, на создание таблицы). Наиболее простейший тип – запрос на выборку. На основе этого запроса могут создаваться и другие виды запросов: на создание таблицы, на обновление, удаление, добавление. Есть также и перекрестный тип запроса – запрос, позволяющий создавать результирующие таблицы на основе результатов расчетов, полученных при анализе группы таблиц.
Основной принцип состоит в том, что от базовых таблиц никакой упорядоченности не требуется. Все записи в основные таблицы вносятся только в естественном порядке по мере их поступления, т.е. в неупорядоченном виде.
Если же пользователю надо видеть данные, отсортированные или отфильтрованные по тому или иному принципу, он просто использует соответствующий запрос.
Запрос на выборку
Наиболее простейший тип запросов – запрос на выборку. На основе этого запроса могут создаваться и другие виды запросов: на создание таблицы, на обновление, удаление, добавление.
Получить перечень врачей указанного профиля для конкретного медицинского учреждения либо всех медицинских учреждений города.
Получить перечень обслуживающего персонала указанной специальности для конкретного медицинского учреждения, либо для всех медицинских учреждений города.
Получить перечень обслуживающего персонала указанной специальности для конкретного медицинского учреждения, либо для всех медицинских учреждений города.
Получить перечень врачей указанного профиля, сделавших число операций не менее заданного для конкретного медицинского учреждения, либо для всех медицинских учреждений города.
Получить перечень врачей указанного профиля со степенью кандидата или доктора медицинских наук, со званием доцента или профессора для конкретного медицинского учреждения, либо для всех медицинских учреждений города.
Получить перечень пациентов указанной больницы, отделения с указанием даты поступления, состояния, температуры, лечащего врача.
Получить перечень пациентов, прошедших стационарное лечение в указанной больнице либо у конкретного врача за некоторый промежуток времени.
Получить перечень пациентов, перенёсших операции в указанной больнице либо у конкретного врача за некоторый промежуток времени.
Получить данные о выработке лаборатории за указанный период для данного медицинского учреждения, либо для всех медицинских учреждений города.
Перекрёстный запрос
Перекрестные запросы предназначены для группирования данных и представления их в компактном виде. Запрос можно создать самостоятельно или воспользоваться мастером.
Получить общее число врачей указанного профиля для конкретного медицинского учреждения либо всех медицинских учреждений города.
Получить общее число обслуживающего персонала указанной специальности для конкретного медицинского учреждения, либо для всех медицинских учреждений города.
Получить общее число врачей указанного профиля, сделавших число операций не менее заданного для конкретного медицинского учреждения, либо для всех медицинских учреждений города.
Получить общее число врачей указанного профиля, стаж работы которых не менее заданного для конкретного медицинского учреждения, либо для всех медицинских учреждения города.
Запрос на удаление
Запрос на удаление позволяет исключить из таблицы (или из связанных таблиц) записи, удовлетворяющие некоторому условию. В режиме конструктора такой запрос имеет вид:
Удалить врача, имеющего стаж работы менее 2 лет с фамилией, введённой пользователем.
Удаляет записи пациентов, хранящиеся более 40 дней.
Запрос на добавление
Запрос на заполнение столбца (добавление) позволяет скопировать данные из одной таблицы в другую, не прибегая к помощи буфера обмена. Записи могут перемещаться между разными файлами баз данных и между базами данных разного типа. В режиме конструктора такой запрос имеет вид:
В данном запросе записи (введённые название отделения и Ф.И.О. заведующего) добавляются исключительно для БСМП.
Данный запрос добавляет лечащего врача пациента, а также необходимые сведения, записываемые при поступлении в больницу.
Запрос на обновление
Запрос на обновление обеспечивает одну из важнейших сервисных функций системы управления базой данных – автоматизированную обработку данных. Такие запросы позволяют существенно сэкономить время оператора, выполняющего редактирование информации. В режиме конструктора такой запрос имеет вид:
Для БСМП меняет Ф.И.О. заместителя и Ф.И.О. заведующего отделением.
Запрос меняет Ф.И.О. главного врача
Запрос на создание таблицы
Данный запрос создаёт таблицу, содержащую следующие сведения: название больницы, должность заместителя, его Ф.И.О.
Создаёт таблицу со сведениями о названии больницы, Ф.И.О. врача и его специальность, Ф.И.О. пациента, у которого он является лечащим врачом.
Создание отчётов
Отчеты – это информация, оформленная в соответствии с необходимыми спецификациями. Они являются особой формой представления данных. Отчет позволяет использовать и распространять полученную информацию из БД, выводить ее на печать. При оформлении отчетов можно использовать различные элементы управления (графики, диаграммы, рисунки, фон…) Отчеты являются эффективным средством для распечатки информации регулярного использования. Создавать отчеты можно, используя мастер или конструктор. Автоотчет позволяет быстро создавать более простые отчеты. Он бывает двух видов: в столбец и ленточный. Ленточный отчет размещает записи в отдельную строку, а поля в отдельные столбцы. Его удобно применять при большом числе записей и малом количестве полей. Отчет в столбец удобен в том случае, когда мало записей и много полей. Когда необходимо создавать сложные, многоуровневые отчеты, нельзя использовать автоотчет. В данном случае чаще всего применяется мастер. В отчетах также можно создавать поля с итоговыми вычислениями. При этом могут использоваться различные функции и построитель выражений. Как правило, для формирования отчета создают запрос, в котором собирают данные из разных таблиц, с включением вычисляемых полей, группировкой, условиями отбора. Далее по общим правилам MS Access, на базе такого запроса проектирует отчет.
В данной работе использовалось два типа создания отчета: при помощи конструктора и при помощи мастера с последующим форматированием и редактированием в режиме конструктора. В некоторых отчетах был изменен цвет шрифта, заливка, применялось выравнивание, также использовалась панель элементов для создания надписей и полей, применялось поле с итоговыми вычислениями.
Отчёты
Задание по второй части курсовой работы
В прошлом веке один английский миссионер, желая облегчить контакт с туземным населением, выделил из английского языка самую простую и распространенную его часть, содержащую около 300 слов и почти не имеющую грамматики. Это подмножество языка, названное Basic English, действительно оказалось весьма простым для усвоения и поэтому вскоре завоевало популярность не только среди туземцев, но и иммигрантов.
Подобную цель создания для расширения и облегчения контактов, только не между различными группами людей, а между непрофессионалами и ЭВМ, поставили перед собой сотрудники Дартмутского колледжа Джон Кемени и Томас Куртс. Разработанный ими в 1964 году алгоритмический язык Basic, как и всякий другой язык программирования, является формальной знаковой системой, используемой для связи человека с ЭВМ и предназначенной для описания данных и алгоритмов их обработки на вычислительной машине. Название Basic является аббревиатурой английской фразы «Beginner’s Allpurpose Symbolic Instruction Code», что в переводе означает «многоцелевой язык, символических команд для начинающих».
С прогрессом компьютерных технологий развивался и Basic. В настоящее время версия Visual Basic даёт возможность решать любые современные задачи разработки приложений. При этом Visual Basic остаётся достаточно простым в освоении, являясь в тоже время одним из мощных современных языков программирования. Простота и мощность языка Visual Basic позволили сделать его встроенным языком для приложений MS Office.
Постановка задачи
Создать файл, содержащий сведения об ассортименте игрушек в магазине. Каждая запись содержит поля: название игрушки, цена, количество, возрастные границы (2–5, т.е. от 2 до 5 лет).
Написать программу, в результате выполнения которой выдаются следующие сведения:
· названия игрушек, которые подходят детям от 1 до 3 лет;
· стоимость самой дорогой игрушки и её наименование;
· название игрушек, которые по стоимости не превышает x рублей и подходит ребёнку в возрасте от a до b лет. Значения x, a, b вводит пользователь.
·
Разработка интерфейса
Создано меню для работы с приложением с помощью редактора меню, который вызывается из меню Tools командой Menu Editor. Для ввода и вывода данных на Form используем ListBox и TextBox, для создания красочного окна используем Image, для вывода текста на Form в качестве надписей используем Label. Для изменения свойств всех вышеперечисленных компонентов работаем с окном Properties.
Работа приложения
При выводе приложения на экран мы видим окно с панелью управления и окнами ввода и вывода информации.
Для вывода на экран перечня игрушек и их характеристик, т. е. для начала работы приложения, необходимо выбрать Форма – Заполнение данными.
Для разрешения первой задачи, которая состоит в выведении на экран наименований игрушек, подходящим детям от 1 до 3 лет, необходимо проделать следующие действия: Задачи – Для детей 1–3 лет.
Для разрешения второй задачи, которая звучит следующим образом: получить стоимость самой дорогой игрушки и её наименование, необходимо: Задачи – Самая дорогая игрушка.
И, последнее, для разрешения третьей задачи (например, вы хотите купить интересующую вас игрушку, подходящую вашему ребёнку и не превышающая ваших возможностей) необходимо: Задачи – На ваш выбор. Но, для начала необходимо ввести данные, которые удовлетворяли бы вашим интересам.
Также, если вы не хотите вручную что-либо удалять выполните следующие действия: Форма – Очистить (все данные, заполненные в ListBox, исчезнут).
Есть возможность не вводить лишних данных, а просто кликнуть на название игрушки, и вы получите все данные о той или иных игрушках.
Если вас больше ничто не удерживает «в нашем магазине», то выберите на панели управления Форма – Выход и приложение закроется.
Form заполнена данными
При выполнении действий Форма – Заполнение данными мы наблюдаем следующее
2.4.2 Выполнена 1‑ая задача
Задачи – Для детей 1–3 лет: наблюдаем вывод перечня тех игрушек, которые подходят детям в возрасте от 1 до 3 лет.
2.4.3 Выполнена 2‑ая задача
Задачи – Самая дорогая игрушка: получаем стоимость, название и возрастные границы этой игрушки.
2.4.4 Выполнена 3‑ья задача
Пользователь вводит нужные для него параметры, по которым он сможет определить игрушку, подходящую его ребёнку.
При выполнении следующих действий: Задачи – На ваш выбор вы получите перечень тех игрушек, которые вам подходят.
В случае же, если нет таких игрушек будет выведено диалоговое окно с сообщением об этом.
Список использованной литературы
1) Лекции по информатике
2) Мокшина В.В. Основы работы с СУБД Access Программирование на языке высокого уровня Visual Basic Калининград 2003
3) Голицына О.Л. Основы алгоритмизации и программирования Москва ФОРУМ – ИНФРА‑М 2006
4) Сафронов И. Visual Basic в примерах Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2006
Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового Флота
Кафедра «Автоматизированных систем обработки информации и управления»
Курсовая работа
по дисциплине «Информатика»
Калининград 2007
Введение
Ранее, до разработки таких программ, как Access, все учёты велись вручную. Это занимало достаточно много времени. Такая картотека представляла собой огромное количество информации, записанной на бумаге. У такого образа хранения информации большое количество недостатков:
· требуется большая площадь для хранения,
· человек, заполняющий бумаги должен иметь каллиграфический подчерк;
· поиск определённой информации занимает много времени;
· при удалении какой-либо ненужной информации необходимо перебрать практически весь архив;
· чтобы найти нужную запись необходимо просмотреть, мало того, что весь архив, так ещё и всю карточку и т. д.
Данная же программа упрощает ведение записей и хранение информации.
Цели и задачи курсовой работы
Цель – создание автоматизированной системы «Медицинские организации города»; а также углубление знаний по дисциплине «Информатика», изучение предметной области, совершенствование навыков использования современных компьютерных технологий и творческих задач прикладного характера, а также получение новых знаний в выбранной предметной области.
Перед созданием реляционной БД Acess я должна:
· определить, из каких таблиц должна состоять БД;
· определить логическую структуру БД, т. е. состав реляционных таблиц, их структуру и межтабличные связи.
Задачи:
· проектирование и создание нескольких таблиц для хранения данных;
· ввод данных;
· разработка запросов и отчетов, предназначенных для просмотра, редактирования и вывода информации;
· разработка пользовательского интерфейса на основе форм с максимальным использованием средств автоматизации.
Порядок выполнения курсовой работы:
· создание структур таблиц в соответствии с физической моделью;
· создание схемы данных в соответствии с логической моделью;
· проектирование форм для ввода входной информации;
· ввод данных контрольного примера;
· проектирование запросов;
· создание отчётов;
· проектирование кнопочной формы.
Практическая значимость
Хранение информации – одна из важнейших функций компьютера. Одним из распространенных средств такого хранения является базы данных. База данных – это файл специального формата, содержащий информацию, структурированную заданным образом. Данные – это систематизированная и структурированная информация. Модель данных – это представление данных и их взаимосвязь, описывающая понятия проблемной среды. Модели данных используются для логического и физического представления данных. Существует три модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная.
Иерархические структуры данных состоят из нескольких записей, одна из которых определена как корневая. Между записями могут быть определены связи: 1- (один ко многим), 1–1 (один к одному), где запись, соответствующая элементу 1 является исходной, а соответствующий элементу – порожденный.
Сетевая структура данных подобна иерархической, но между записями допускается связь – , – 1. здесь также нет корневого узла, то есть любая запись может быть корневой.
Реляционная модель представляет собой данные, упорядоченные в таблице. Данные организованны таким образом, чтобы занимать как можно меньше места. Реляционная модель получается за счет отказа от дублирования информации. При этом данные разбиваются на несколько таблиц, каждая из которых хранит определенную информацию. Таблицы такого вида называются реляционными.
Большинство баз данных имеют табличную структуру. В табличной структуре адрес данных определяется пересечением строк и столбцов. В базах данных столбцы называются полями, а строки – записями. Поля образуют структуру базы данных, это основной и минимальный элемент данных, а записи составляют информацию, которая в ней содержится, это совокупность всех полей.
База данных – совокупность данных, предназначенных для машинной обработки и хранения, которая может использоваться одним или несколькими пользователями. В зависимости от рассмотренных выше моделями, базы данных могут быть иерархические, сетевые и реляционные.
С понятием базы данных неразрывно связано понятие СУБД (системы управления базами данных). СУБД – программа, которая управляет данными, осуществляет хранение, извлечение, поиск, редактирование информации, хранимой в базе данных. В мире существует немало различных систем управления базами данных. Многие из них на самом деле являются не законченными продуктами, а специализированными языками программирования, с помощью которых каждый, освоивший данный язык, может сам создавать такие структуры, какие ему удобны, и вводить в них необходимые элементы управления.
Необходимость программировать всегда сдерживала широкое внедрение баз данных в малом бизнесе. Крупные предприятия могли позволить себе сделать заказ на программирование специализированной «системы под себя». Малым предприятиям зачастую не по силам было не только решить, но даже и правильно сформулировать эту задачу.
Положение изменилось с появлением с появлением в составе пакета Microsoft Office системы управления базами данных Access. Ранние версии этой программы были Access 2.0 и Access 95. Последняя версия Access XP SP‑2.
С помощью Access обычные пользователи получили удобное средство для создания и эксплуатации достаточно мощных баз данных без необходимости что-либо программировать. В то же время работа с Access не исключает возможности программирования. При желании систему можно развивать и настраивать собственными силами. Для этого надо владеть основами программирования на языке Visual Basic.
Разработчик базы данных имеет два типа дополнительных объектов: макросы и модули. Эти объекты создают в тех случаях, когда стандартных средств управления базой данных оказывается недостаточно для выполнения операций, необходимых заказчику системы. С помощью макросов создают макрокоманды, упрощающие наиболее утомительные операции с базой, а с помощью модулей создают программные процедуры для выполнения нестандартных операций.
Еще одним дополнительным достоинством Access является интегрированность этой программы с Excel, Word и другими программами пакета Office. Данные, созданные в разных приложениях, входящих в этот пакет, легко импортируются и экспортируются из одного приложения в другое.
Задание по первой части курсовой работы
Дата: 2019-05-29, просмотров: 214.