Предельный доход монополиста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как нам уже известно , для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса , а кривая предельного дохода лежит ниже неё.

    Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса? Поскольку монополист - единственный производитель и представляет собой всю отрасль , снижая цену продукции для увеличения объёма продаж , он вынужден снижать цену на все единицы продаваемых товаров , а не только на последующую.

    Например , монополист может продать по цене 800 руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы , он должен снизить цену до 700 руб. как на первую , так и на вторую единицу товара. Чтобы продать три единицы товара - цена должна стать 600 руб. на каждую из них , четыре единицы - 500 руб. и т.д. Доход фирмы - монополиста соответственно составит , руб. :

1 единица - 800 ;

2 единицы - 1400 ( 700 х 2 )

3 единицы - 1800 ( 600 х 3 )

4 единицы - 2000 ( 500 х 4 )

    Соответственно предельный ( или дополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит , руб. :

1 единица 800 ;

2 единицы 600 ( 1400 - 800 ) ;

3 единицы 400 ( 1800 - 1400 ) ;

4 единицы 200 ( 2000 - 1800 ) .

Максимизация прибыли монополистом.

Чтобы показать , при какой цене и объёме выпуска предельный доход монополиста будет минимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей , обратимся к числовому примеру. Представим себе , что фирма Х является единственным производителем данной продукции на рынке , и запишем данные продукции на рынке , и запишем данные об её издержках и доходах ( таб. 6.1 ).

  Мы предположили , что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на единицу он вынужден каждый раз снижать её цену на 2 руб., предельный доход поэтому сокращается на 4 руб. при каждом расширении объёма продаж. Фирма будет максимизировать прибыль , продавая 14 единиц товара. Именно при таком выпуске её предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведёт 15 единиц , то эта дополнительная единица больше добавит к издержкам , чем к доходу , и тем самым уменьшит прибыль.

    На конкурентном рынке , когда цена и предельный доход фирмы совпадают , было бы произведено 15 единиц продукции , причём цена этой продукции была бы ниже , чем в условиях монополии :

Конкуренция Монополия

Оптимальный объём производства ........... 15         14

Цена руб. ..................................................... 472      474

    Поскольку в примере производство возможно лишь в целых единицах продукции , а точка А на графике будет лежать между 14 и 15 единицами , будет произведено 14 единиц продукции. Не произведённая монополистом пятнадцатая единица продукции ( а она была бы выпушена в условиях конкуренции ) означает потерю для потребителей , так как часть из них отказалась от покупки из - за высокой цены производителя - монополиста.

    Любая фирма , спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным , будет сталкиваться с ситуацией , когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объём производства , приносящие ей максимальную прибыль будут соответственно выше и ниже , чем в условиях совершенной конкуренции ( монополия , олигополия , монополистическая конкуренция ) каждая фирма обладает определённой монопольной властью , которая наиболее сильна при чистой монополии.

 

Заключение.

 

Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы.

Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.



Приложение.

Таблица 1.1.

Спрос, совокупный доход и предельный доход.

Объём спроса, единиц в неделю Цена (в $ за единицу) Совокупный доход, Кол-во х цену ($ в неделю) Предельный доход, ($ в неделю)
0 16 0  
1 14 14 14
2 12 24 10
3 10 30 6
4 8 32 2
5 6 30 -2
6 4 24 -6
7 2 14 -10
8 0 0 -14

 

Таблица 1.3.

Решение монополиста об оптимальном объёме предложения.

Период Предельное условие Проверка прибылью
  Краткосрочный Выбирать объём выпуска, при котором MR=MC Производить только в том случае, если Р* ³ AVC. Прекратить производство, если Р*<AVС
  Долгосрочный Выбирать объём выпуска, при котором MR=LMC Производить только в том случае, если Р* ³ LAC. Прекратить производство, если Р*<LAC

 

 

Таблица 6.1 . Динамика издержек и доходов

фирмы Х в условиях монополии (руб.)

 

Выпуск издер жки цена до ход прибыль
продукции шт.   Валовые   предель - ные     валовый   предель ный  
0 1000 - - - - -1000
1 1470 470 500 500 500 -970
2 1890 420 498 996 496 -894
3 2265 375 496 1488 492 -777
4 2600 335 494 1976 498 -624
5 2920 320 492 2460 484 -460
6 3230 310 490 2940 480 -290
7 3535 305 488 3416 476 -119
8 3850 315 486 3888 472 38
9 4180 330 484 4356 468 176
10 4535 355 482 4820 464 285
11 4900 365 480 5280 460 380
12 5280 380 478 5736 456 456
13 5680 400 476 6188 452 508
14 6105 425 474 6636 448 531
15 6560 455 472 7080 444 520
16 7040 480 470 7520 440 480
17 7550 510 468 7956 436 406
18 8090 540 466 8388 432 298
19 8665 575 464 8816 428 151
20 9275 610 462 9240 424 -35

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.