Xxxxxx
Проверил преподаватель
Xxxxxxxxxx Юлия Владимировна
Новосибирск 2001.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 2
1. Общая характеристика монополии стр. 3
2. монополии и конкуренция стр. 10
3. естественная монополия и её регулирование стр. 13
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 17
5. закон рф о регулировании естественных монополий стр. 20
5.1. сущность закона
5.2. пример по россии
6. Прибыль монополиста стр. 24
заключение стр. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 27
список использованных источников стр. 32
Введение
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии.
Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.
С применением экономической графики показаны условия существования естественной монополии, её проблемы и пути их решения, а так же проанализированы потери общества в разных случаях.
В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.
Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры регулирования естественных монополий в США и России. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.
Закон РФ о регулировании естественных монополий.
Сущность закона.
Настоящий закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективного функционирования субъектов естественных монополий.
Данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Определение основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественных монополий - хозяйственный субъект (юридическое лицо), занятый производством товаров в условиях естественной монополии;
потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый субъектами естественных монополий;
руководитель субъекта естественной монополии - лицо, уполномоченное выступать от имени субъекта естественной монополии.
Сферы деятельности данного закона:
ü транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
ü транспортировка газа по трубопроводам;
ü услуги по передачи электрической и тепловой энергии;
ü железнодорожные перевозки;
ü услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
ü услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественной монополии образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
Методы регулирования субъектов естественных монополий:
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.
Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые осуществляются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять соответствующему органу регулирования естественных монополий:
текущие отчеты о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены органами регулирования естественных монополий;
проекты планов капитальных вложений.
Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.
Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:
завышение цен, установленных органом регулирования естественных монополий, - в размере до 15 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
неисполнение решения, выданного органом регулирования естественных монополий в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, - в размере до 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
предоставление органам регулирования естественных монополий недостоверных сведений - в размере 1000 минимальных окладов труда;
непредставление органу регулирования естественных монополий уведомления, предусмотренное в п.4 статьи 7 настоящего Федерального закона, - в размере до 600 минимальных окладов труда;
непредставления в срок по требованию органа регулирования естественных монополий документов или иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, - в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Если действиями (бездействиями) субъекта естественных монополий, нарушающими настоящий Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены, другому хозяйственному субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством.
В случае если органом регулирования естественных монополий принято решение с нарушением настоящего Федерального закона, в том числе об определении цен без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту причинены убытки, он вправе требовать возмещение этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Решения о введении, об изменении или о прекращении урегулирования, либо об отказе по внесенному предложению принимаются правлением соответствующего органа регулирования естественных монополий не позднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован.
Органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о нарушениях настоящего Федерального закона и принимать по ним решение.
Основанием для рассмотрения дел служат заявления хозяйствующих субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей и других организаций.
Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и иных, имеющихся в их распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушении настоящего Федерального закона
Пример по России.
В нашей стране по многим видам перевозок железные дороги относятся к естественной монополии. Поэтому их деятельность должна находиться под контролем государства. Вместе с тем в значительной части этого производственно- хозяйственного комплекса, не осуществляющей непосредственно транспортный процесс и обеспечение безопасности движения поездов, не только возможно, но и необходимо развивать конкуренцию. Однако до настоящего времени отраслевая “Программа демонополизации в сфере федерального железнодорожного транспорта” остается неотработанной и неутвержденной.
Достаточно медленно идет процесс применения и внедрения на железнодорожном транспорте новых форм собственности, а если это и осуществляется, но только в областях, не связанных непосредственно с перевозочной деятельностью. При этом первостепенное внимание уделяется доходности железных дорог за счет повышения тарифов на перевозки. Вопросу же сокращения расходов уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем добиться снижения расходов предприятий отрасли в рыночных условиях можно, лишь создав конкурентную среду на транспортном рынке. Но в настоящее время состояние автомобильных дорог, речного и других видов транспорта пока оставляет желать лучшего. Однако высокие тарифы на железнодорожные перевозки могут заставить часть клиентов обратиться к услугам других перевозчиков.
Следует отметить, что особая роль железнодорожного транспорта в сфере транспортных услуг, отсутствие отработанной нормативно- правовой базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями и предприятиями, в том числе осуществляющими перевозки другими видами транспорта, несовершенство правовой базы создают определенные предпосылки для нарушения предприятиями железнодорожного транспорта антимонопольного законодательства. И в первую очередь это проявляется в виде необоснованного увеличения затрат и тарифов на перевозку грузов и оказание других услуг.
Как известно, в соответствии с Законом РФ “О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках” во многих районах страны созданы территориальные антимонополистические органы (более 80), которые подведомственны Государственному комитету РФ по антимонополистической политике и поддержке новых экономических структур. Их силами и проводятся различные проверки, в том числе периодически осуществляется контроль за формированием и применением железнодорожных тарифов, расчетами провозных платежей за перевозки грузов и другие услуги. Результаты проводимых проверок свидетельствуют о том, что предприятиями железнодорожного транспорта продолжаются нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в части ценообразования, взимание платы за невыполненные работы или оказания услуг, которое должно производиться без дополнительной оплаты, навязывание клиентам невыгодных договорных или различных дискриминирующих условий.
Комитетом были подготовлены предложения по вопросу совершенствования ценообразования на железнодорожном транспорте и направлены в Комиссию правительства по совершенствованию платежей и расчетов. Создана межведомственная Комиссия по контролю за ценообразованием на железнодорожном транспорте.
Конкуренция Монополия
Оптимальный объём производства ........... 15 14
Цена руб. ..................................................... 472 474
Поскольку в примере производство возможно лишь в целых единицах продукции , а точка А на графике будет лежать между 14 и 15 единицами , будет произведено 14 единиц продукции. Не произведённая монополистом пятнадцатая единица продукции ( а она была бы выпушена в условиях конкуренции ) означает потерю для потребителей , так как часть из них отказалась от покупки из - за высокой цены производителя - монополиста.
Любая фирма , спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным , будет сталкиваться с ситуацией , когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объём производства , приносящие ей максимальную прибыль будут соответственно выше и ниже , чем в условиях совершенной конкуренции ( монополия , олигополия , монополистическая конкуренция ) каждая фирма обладает определённой монопольной властью , которая наиболее сильна при чистой монополии.
Заключение.
Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы.
Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.
Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.
Приложение.
Таблица 1.1.
Спрос, совокупный доход и предельный доход.
Объём спроса, единиц в неделю | Цена (в $ за единицу) | Совокупный доход, Кол-во х цену ($ в неделю) | Предельный доход, ($ в неделю) |
0 | 16 | 0 | |
1 | 14 | 14 | 14 |
2 | 12 | 24 | 10 |
3 | 10 | 30 | 6 |
4 | 8 | 32 | 2 |
5 | 6 | 30 | -2 |
6 | 4 | 24 | -6 |
7 | 2 | 14 | -10 |
8 | 0 | 0 | -14 |
Таблица 1.3.
Решение монополиста об оптимальном объёме предложения.
Период | Предельное условие | Проверка прибылью |
Краткосрочный | Выбирать объём выпуска, при котором MR=MC | Производить только в том случае, если Р* ³ AVC. Прекратить производство, если Р*<AVС |
Долгосрочный | Выбирать объём выпуска, при котором MR=LMC | Производить только в том случае, если Р* ³ LAC. Прекратить производство, если Р*<LAC |
Таблица 6.1 . Динамика издержек и доходов
фирмы Х в условиях монополии (руб.)
Выпуск | издер | жки | цена | до | ход | прибыль |
продукции шт. | Валовые | предель - ные | валовый | предель ный | ||
0 | 1000 | - | - | - | - | -1000 |
1 | 1470 | 470 | 500 | 500 | 500 | -970 |
2 | 1890 | 420 | 498 | 996 | 496 | -894 |
3 | 2265 | 375 | 496 | 1488 | 492 | -777 |
4 | 2600 | 335 | 494 | 1976 | 498 | -624 |
5 | 2920 | 320 | 492 | 2460 | 484 | -460 |
6 | 3230 | 310 | 490 | 2940 | 480 | -290 |
7 | 3535 | 305 | 488 | 3416 | 476 | -119 |
8 | 3850 | 315 | 486 | 3888 | 472 | 38 |
9 | 4180 | 330 | 484 | 4356 | 468 | 176 |
10 | 4535 | 355 | 482 | 4820 | 464 | 285 |
11 | 4900 | 365 | 480 | 5280 | 460 | 380 |
12 | 5280 | 380 | 478 | 5736 | 456 | 456 |
13 | 5680 | 400 | 476 | 6188 | 452 | 508 |
14 | 6105 | 425 | 474 | 6636 | 448 | 531 |
15 | 6560 | 455 | 472 | 7080 | 444 | 520 |
16 | 7040 | 480 | 470 | 7520 | 440 | 480 |
17 | 7550 | 510 | 468 | 7956 | 436 | 406 |
18 | 8090 | 540 | 466 | 8388 | 432 | 298 |
19 | 8665 | 575 | 464 | 8816 | 428 | 151 |
20 | 9275 | 610 | 462 | 9240 | 424 | -35 |
Xxxxxx
Проверил преподаватель
xxxxxxxxxx Юлия Владимировна
Новосибирск 2001.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 2
1. Общая характеристика монополии стр. 3
2. монополии и конкуренция стр. 10
3. естественная монополия и её регулирование стр. 13
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 17
5. закон рф о регулировании естественных монополий стр. 20
5.1. сущность закона
5.2. пример по россии
6. Прибыль монополиста стр. 24
заключение стр. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 27
список использованных источников стр. 32
Введение
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии.
Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.
С применением экономической графики показаны условия существования естественной монополии, её проблемы и пути их решения, а так же проанализированы потери общества в разных случаях.
В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.
Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры регулирования естественных монополий в США и России. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 186.