Торговля занимает важное место в российской экономике и является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Розничная торговля в 2006 году формировала 33,2% ВВП, что намного больше, чем приносит сельское хозяйство и многие другие отрасли промышленности.
Оборот розничной торговли в 2006 г вырос в товарной массе на 12,1% по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. и составил 5,57 трлн руб. В Европе данный показатель не превышает 3% годового роста. Аналитики считают, что рост российского розничного рынка в течение 2005-2010 гг. может достигнуть 13,5% ежегодно. Но, несмотря на такие высокие темпы роста, российский рынок еще сильно отстает по товарообороту от рынков развитых европейских стран.
Крупнейшим розничным рынком России является Москва. По результатам 2006 г. объем розничной торговли в Москве составил 24,6% от общего объема розничной торговли в России. Вторым по привлекательности регионом для реализации проектов розничной торговли является Московская область.
В 2006 г. объем розничной торговли в Подмосковном регионе составил 5,2% (что составляет 291,7 млрд руб.) от общего объема розничной торговли в России. По этому показателю Московская область значительно превосходит такие экономически перспективные регионы, как Ленинградская область и Санкт-Петербург (3,6%), Тюменская область (3,4%), Свердловская обласгь (3,1 %) и др.
Для активного развития розничной торговли в регионе Московской области имеется целый ряд предпосылок.
- доходы населения Московской области в среднем превышают общероссийские;
- больший по сравнению с другими регионами процент населения, принадлежащий к среднему классу;
- развитая система дистрибуции обеспечивает наилучшую структуру логистики для предприятий розничной торговли.
В розничной торговле России наблюдаются значительные структурные изменения в организационных формах торговли. Во-первых, ослабляются позиции неорганизованной торговли (продажа товаров на вещевых, смешанных торговых рынках) и усиливаются позиции торгующих организаций в стационарной торговой сети. В январе 2006 I оборот розничной торговли на 78,4% формировался торгующими организациями, а доля открытых рынков составила 21,6% (рис.1).
Следует также отметить, что местные власти (в особенности в г. Москве и области) предпочитают поддерживать современные форматы торговли за счет открытых рынков. В частности, в Москве в период с 1999 по 2005 I г. количество открытых рынков сократилось более чем вдвое. Основная причина предпочтения современных форматов торговли открытым рынкам -значительное повышение собираемости налогов при открытии магазина торговой сети по сравнению с открытой торговлей.
Рис. 1. Структурные изменения в розничной торговле
Во-вторых, одновременно с ослаблением позиций неорганизованной торговли продолжается устойчивая тенденция к активному развитию розничных сетей в рамках организованной торговли. Сегодня в рамках организованной торговли темпы развития российских ритейлеров в 2,5 раза превышают показатели мелкой розницы и оптовых рынков. К 2006 г. доля торговых сетей в обороте розничной торговли России составила 8% против 4,5% на начало 2005 г.
Несмотря на высокие темпы роста, инфраструктура розничной торговли России значительно уступает ряду зарубежных стран. В частности, в Москве на 1000 жителей приходится около 77 кв.м торговых площадей, что значительно меньше, чем в крупных европейских городах
На рис. 2 приведена площадь торговых комплексов в европейских городах на 1000 жителей.
На долю современных форматов (гипермаркет, супермаркет, мини-маркет, дискаунтер) розничной торговли в России на 1000 человек приходится 18 кв.м:, тогда как в Турции- 60, в Польше 114, во Франции —273.
Важный фактор, определяющий рост торговых сетей в России, - это увеличение потребительского спроса, в основе которого лежит рост реальных доходов населении. По данным Госкомстата. реальные денежные доходы населения России в 2005 г. увеличились на 15%, в 2006 г. - на 12%. Министерство экономического развития Российской Федерации прогнозирует рост реальных доходов населения на 2007-2008 гг. в пределах 9%.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.