В результате полученных данных можно говорить о достаточно благоприятном психологическом климате в данной семье.
По результатам основной методики можно увидеть, что ответы супругов практически совпадают, за исключением некоторых пунктов таких как:
Таблица 3. Сводная таблица ответов Висбаденского опросника к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF)
Баллы |
| min | средн | max | ||||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||
1 | Аккуратность | небрежный | X | Z | педантичный | |||||||||
2 | Чистоплотность | неряшливый | X |
| Z | опрятный | ||||||||
3 | Пунктуальность | непунктуальный |
| X | Z | сверхпунктуальный | ||||||||
4 | Вежливость | бесцеремонный |
| X | Z | учтивый | ||||||||
5 | Честность, искренность | скрытный | Z |
| X | искренний | ||||||||
6 | Усердие, деятельность | ленивый |
| X | Z | скерхстарательный | ||||||||
7 | Обязательность | необязательный |
| Z | X | обязательный | ||||||||
8 | Бережливость | расточительный |
| X | Z | скупой | ||||||||
9 | Послушание | послушный |
| X | Z | самостоятельный | ||||||||
10 | Справедливость | несправедливый |
| X | Z | справедливый | ||||||||
11 | Верность | неверный |
| X | Z | верный | ||||||||
12 | Терпение | нетерпеливый | Z |
| X | терпеливый | ||||||||
13 | Время | успевающий |
| Z | X | неуспевающий | ||||||||
14 | Контакты | замкнутый |
| Z | X | общительный | ||||||||
15 | Доверие | подозрительный | Z | X | доверчивый | |||||||||
16 | Надежда | отчаявшийся |
| Z | X | надеющийся | ||||||||
17 | Нежность, сексуальность | отвергающий |
| Z | X | зависящий | ||||||||
18 | Любовь | требовательный |
| Z | X | балующий | ||||||||
19 | Вера (религия), смысл | безразличный | X | Z | верующий | |||||||||
20 | Тело (ощущения) | здоровье |
| X | Z | психосоматические нарушения | ||||||||
21 | Профессия (деятельность) | дезорганизация | X |
| Z | «бегство» в работу | ||||||||
22 | Контакты | замкнутость |
| Z | X | «бегство» в общение | ||||||||
23 | Фантазии (будущее) | отсутствие | Z |
| X | «бегство» в мечты | ||||||||
24А | Я-мать | отвержение | X |
| Z | принятие | ||||||||
24Б | Я-отец | отвержение | X |
| Z | принятие | ||||||||
25 | ТЫ | отчужденность | X | Z | единство | |||||||||
26 | МЫ | замкнутость | Z |
| X | общительность | ||||||||
27 | ПРА-МЫ | безразличие | ZX |
| фанатизм | |||||||||
Так же мы видим, что в семье достаточно низкий уровень взаимопонимания, присутствует напряжение и достаточно высокий уровень тревожности. Так же с позиции мужа мы видим, что он считает, что супруга не понимает его и может быть как следствие пытается решать свои проблемы уходя в творчество и фантазии.
Так же не может быть не замечен уровень отношения супружеской пары к родителям. Как мы видим у обоих супругов он ниже среднего показателя, что может говорить о достаточно напряженных отношениях со старшим поколением. Так же видно что у мужа этот показатель минимален, что может свидетельствовать о конфликтных отношениях отца с сыном.
Исходя из данных опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» можно сделать вывод что семья достаточно устойчива и удовлетворенность браком у супругов достаточно высокая.
Таким образом можно сделать вывод, что выбранная для обследования семья более или менее гармонична и серьезной психической травмы ребенку нанести не может.
Тем не менее для устранения некоторых выявленных проблем мы можем предложить данной семье некоторые рекомендации следование которым, по мнению автора, помогут разрешить эти проблемы.
Рекомендации для улучшения психологического климата в семье и взаимопонимания супругов
1. Урегулировать отношения с родителями.
1.1. Мужу по необходимости посетить семейного психолога с целью разрешения конфликта с отцом.
1.2. Устраивать семейные встречи, праздники и вечера, поскольку для ребенка важно взаимодействие поколений.
1.3. Обсудить со своими родителями возникшие разногласия, определить уровень их вмешательства в жизнь молодой семьи.
2. Чередовать времяпровождения в компании друзей и в семейном кругу.
2.1. Установить день, который супруги будут проводить вместе и использовать его для совместных походов на культурные мероприятия, совместные вечера, ужины и т.д.
2.2. Создавать как можно больше семейных традиций таких как семейное чтение, домашний театр, совместное творчество и т.д.
2.3. Создание общей компании в которой оба супруга будут чувствовать себя комфортно.
3. Совместное ведение хозяйства.
3.1. Создать семейный совет и решать все проблемы вместе, например распределение семейного бюджета, совместный отдых, крупные покупки и т.д.
4. Решение возникающих конфликтов, а не уход от них.
4.1. Совместно обсудить все существующие конфликтные ситуации и разногласия между супругами, обсудить привычки друг друга и найти компромисс. По необходимости обратиться за помощью к семейному психологу.
5. Завести «золотые правила семьи» и ритуалы.
5.1. Вырабатывать в себе привычку делать друг другу комплименты, желать доброго утра, говорить спасибо и т.д.
6. Разделить семейные обязанности и не забывать их выполнять
7. Стараться принимать супруга таким какой он есть, а не оценивать его постоянно с плохой или хорошей стороны.
Придерживаясь этих несложных рекомендаций мы надеемся, что супруги значительно улучшат климат в своей семье и со временем выдут на новый, более высокий уровень отношений.
По результатам проведенного исследования удалось установить, что психологический климат в семье зависит от взаимодействия супругов, насколько гармонично они строят свой быт, как общаются, как решают возникшие проблемы и как влияют на отношения в семье травмы из прошлой, досемейной жизни.
Автор считает поставленную цель исследования выполненной, поскольку были удовлетворены все задачи, а именно:
– выявить влияние межличностного общения между супругами на создание комфортной атмосферы в семье,
– выявлен уровень тревожности членов семьи,
– рассмотрен уровень сплоченности семьи и её адаптивность.
По результатам полученных в ходе исследования данных были составлены рекомендации для решения проблем данной семьи.
Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать вывод о непосредственном влиянии психологического климата семьи на психическое развитие ребенка, в том числе и внутриутробное. Так же на основе практического исследования мы смогли подтвердить, что проблемы из прошлого влияют на настоящую жизнь человека.
Так же была изучена методическая литература по поставленной проблеме и установлены причины психологической травмы у человека. Как удалось установить на формирование психологической травмы влияет множество факторов в зависимости от них характеризуется и тип травмы:
- травмы физического типа;
- травмы нарциссического типа;
- травмы, касающиеся системы социальных отношений и т.д.
Так же была установлена ведущая роль семье в образовании травмы как фактора так и сенсибилизирующего фактора образования травмы.
На основании теоретического исследования было проведено изучение молодой семьи ожидающей ребенка с целью предотвращения образования в семье психотравмирующей обстановки для чего по результатам исследования были составлены рекомендации основанные на выявленных возможных проблемах которые могут стать источниками ухудшения психологического климата в семье.
На основе всего вышеперечисленного, можно сказать, что цели и задачи, поставленные в начале, реализованы в достаточной мере, а также подтверждена рабочая гипотеза.
Список литературы
1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.
2. Бенджамин Колодзин. Как жить после психической травмы. «Шанс» 1997.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2003, 290 с.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2000, 207 с.
5. Василюк Ф.Е. Пережить горе., М. ИЗД. «НАУКА»; 2001 г.
6. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.
7. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.
8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998 г.
9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.
10. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1999, 133 с.
11. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.
12. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.
13. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
14. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г.
15. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с.
17. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.
18. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.
19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.
20. Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980 г.
21. Посттравматическое стрессовое расстройство. Конспект врача. Профессор Игорь БРЯЗГУНОВ, Научный центр здоровья детей РАМН. Наука №58. 99
22. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997 г.
23. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., М., изд. Просвещение, 1989, 206 с.
24. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. М., изд. Мысль, 1987, 351 с.
25. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г.
26. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988
27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.
28. Энциклопедический словарь медицинских терминов, Т 1, Л., 1986 г.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.