Влияние семьи на развитие психологической травмы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Тема данной курсовой работы семья как источник психической травмы у ребенка. Данную проблему в свое время изучали многие отечественные и западные психологи, педагоги и социологи, такие как Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Н.И. Лисина, А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни, З. Фрейд и др.

С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнения.

Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и психического развития ребенка, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.

Целью работы является изучение детских психологических травм и их взаимосвязь с воспитанием ребенка в семье.

Объектом изучения выступает семья и ее роль в психическом развитии ребенка.

Предметом же данной работы, исходя из цели, становится семья как источник психической травмы у ребенка.

На основе изученной литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза, что психологический климат семьи влияет на психическое развитие ребенка.

Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические источники по выбранной проблеме.

2. Выбрать методы и методики исследования.

3. Провести эмпирическое исследование.

4. Составить рекомендации по выявленным проблемам.

5. Представить выводы по итогам проведенной работы.

Методологической основой данной работы стали разработки в области семейной психологии и психологии развития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк, которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей.

Исследование было реализовано с помощью следующих методов: метод организации – сравнительный, эмпирический метод – психодиагностический метод – тестирование. Обработка данных происходила на основе количественного анализа собранных ранее данных с помощью методов описательной статистики.

Для исследования использовался рад методик, таких как – висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана, X. Дайденбаха, опросник «Особенности общения между супругами.» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В., опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES‑3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави.



Влияние семьи на развитие психологической травмы

 

Понятие психической травмы

 

Психическая травма – это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма – одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее – в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.

Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования. Психическая травма не всегда «видима», т.е. проявляется в поведении, особенно у детей с импрессивным, внутренним характером переработки эмоций.

Далеко не всегда психическая травма как эмоциональное потрясение, испуг, сохраняется в памяти в последующие годы. Здесь срабатывает защитный механизм вытеснения или амнезии психотравмирующих событий.

Психическая травма не всегда детерминирована внешними не благоприятными обстоятельствами или событиями. В школьном возрасте, особенно в подростковом, она созвучна тягостным, неразрешимым переживаниям и ущербности «я», не приспособленности и беззащитности, неприятию сверстниками и отличию от них по типу «я не такой, как все». Подобная транскрипция психической травмы характерна прежде всего для обсессивного невроза, в частности для дисморфофобий с ведущим навязчивым страхом изменения «я». Но даже и в этих случаях можно найти те или иные недостатки в воспитании, отклонения в личности родителей и отношениях в семье, влияющих, как и психическая травма, на происхождение внутреннего конфликта при неврозах.

Большинство работ психотерапевтического плана посвящены психической травме взрослого человека и работе с ней. Чрезвычайно мало работ, касающихся анализа психической травмы и ее ближайших последствий у ребенка, тем более ребенка дошкольного возраста.

Специалисты, работающие в этой области, выделяют различные причины психической травматизации. Так, Е. Петрова выделяет следующие типы процесса травмирования:

- травмы физического типа (ситуации, затрагивающие тело человека и его физический мир);

- травмы нарциссического типа (зона отношений с другими людьми и формирования субъектности);

- травмы, касающиеся системы социальных отношений. По содержанию травмирующие ситуации могут быть эпизодами социального или физического насилия, резкой смены жизненной ситуации, стихийных бедствий и прочего.

Наиболее понятны и чаще всего рассматриваются в медицинской практике ситуации внешнего воздействия на человека, в которых была затронута витальность. Это, например, пожар, стихийное бедствие, автомобильная катастрофа, террористический акт и т.д.

Для ребенка дошкольного возраста существенно сохранение окружающей среды, Изменение окружения становится источником фрустрации, требует затраты душевных сил на адаптацию и может даже стать поводом для травмы. Это, например, эпизоды отделения от родителей и помещения в больницу, передача ребенка новому ухаживающему лицу и так далее. В сущности, любое изменение ситуации окружения в детстве является источником стресса.

 

Описание исследования

 

При анализе литературы нам удалось выяснить, что внутрисемейный климат, отношения между супругами, уровень их удовлетворенности семейной жизнью может положительно или отрицательно сказаться на формировании и развитии психической травмы у ребенка, проживающего в этой семье. Как известно формирование психики ребенка начинается уже в период внутриутробного его развития. Следовательно можно предположить, что неблагоприятный психологический климат в семье и нарушение межличностного взаимодействия между ее членами могут негативно сказаться на психике новорожденного ребенка. То есть конфликтные ситуации между супругами, низкий уровень эмпатии, неудовлетворенность интересов и т.д. негативно сказываются на психическом состоянии будущей матери, а следовательно и ребенка.

Цель данного исследования состоит в следующем: выявить насколько межличностное общение между супругами способствует созданию комфортной атмосферы в семье, выявить уровень тревожности членов семьи, пронаблюдать уровень сплоченности семьи и её адаптивность. Так же по итогам полученных данных предполагается составление необходимых рекомендаций для данной семьи с целью улучшения психологического климата данной семьи.

Для успешной реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать уровень общения семьи.

2. Исследовать сплоченность и адаптивность семьи, как показатель уровня психологического климата.

3. исследовать уровень тревожности семьи.

4. По итогам полученных данных разработать рекомендации по улучшению психологического климата данной семьи.

Объектом исследования является психологический климат в семье.

Предмет исследования: влияние психологического климата на психику ребенка.

Исследование проводилось в период с 10 мая по 15 мая 2009 года в молодой семье проживающей в п. Гидростроитель города Братска.

Состав семьи – 2 человека

Возраст супругов:

Супруга

Супруг

Семейный стаж 3 года

Общий стаж совместного проживания 6 лет

Образование:

супруга:

супруги:

Место работы:

супруга:

супруги:

Условия проживания: съемная квартира

Средний ежемесячный доход 20000 рублей.

 

Рекомендации для улучшения психологического климата в семье и взаимопонимания супругов

1. Урегулировать отношения с родителями.

1.1. Мужу по необходимости посетить семейного психолога с целью разрешения конфликта с отцом.

1.2. Устраивать семейные встречи, праздники и вечера, поскольку для ребенка важно взаимодействие поколений.

1.3. Обсудить со своими родителями возникшие разногласия, определить уровень их вмешательства в жизнь молодой семьи.

2. Чередовать времяпровождения в компании друзей и в семейном кругу.

2.1. Установить день, который супруги будут проводить вместе и использовать его для совместных походов на культурные мероприятия, совместные вечера, ужины и т.д.

2.2. Создавать как можно больше семейных традиций таких как семейное чтение, домашний театр, совместное творчество и т.д.

2.3. Создание общей компании в которой оба супруга будут чувствовать себя комфортно.

3. Совместное ведение хозяйства.

3.1. Создать семейный совет и решать все проблемы вместе, например распределение семейного бюджета, совместный отдых, крупные покупки и т.д.

4. Решение возникающих конфликтов, а не уход от них.

4.1. Совместно обсудить все существующие конфликтные ситуации и разногласия между супругами, обсудить привычки друг друга и найти компромисс. По необходимости обратиться за помощью к семейному психологу.

5. Завести «золотые правила семьи» и ритуалы.

5.1. Вырабатывать в себе привычку делать друг другу комплименты, желать доброго утра, говорить спасибо и т.д.

6. Разделить семейные обязанности и не забывать их выполнять

7. Стараться принимать супруга таким какой он есть, а не оценивать его постоянно с плохой или хорошей стороны.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций мы надеемся, что супруги значительно улучшат климат в своей семье и со временем выдут на новый, более высокий уровень отношений.

По результатам проведенного исследования удалось установить, что психологический климат в семье зависит от взаимодействия супругов, насколько гармонично они строят свой быт, как общаются, как решают возникшие проблемы и как влияют на отношения в семье травмы из прошлой, досемейной жизни.

Автор считает поставленную цель исследования выполненной, поскольку были удовлетворены все задачи, а именно:

– выявить влияние межличностного общения между супругами на создание комфортной атмосферы в семье,

– выявлен уровень тревожности членов семьи,

– рассмотрен уровень сплоченности семьи и её адаптивность.

По результатам полученных в ходе исследования данных были составлены рекомендации для решения проблем данной семьи.



Заключение

По результатам проделанной работы можно сделать вывод о непосредственном влиянии психологического климата семьи на психическое развитие ребенка, в том числе и внутриутробное. Так же на основе практического исследования мы смогли подтвердить, что проблемы из прошлого влияют на настоящую жизнь человека.

Так же была изучена методическая литература по поставленной проблеме и установлены причины психологической травмы у человека. Как удалось установить на формирование психологической травмы влияет множество факторов в зависимости от них характеризуется и тип травмы:

- травмы физического типа;

- травмы нарциссического типа;

- травмы, касающиеся системы социальных отношений и т.д.

Так же была установлена ведущая роль семье в образовании травмы как фактора так и сенсибилизирующего фактора образования травмы.

На основании теоретического исследования было проведено изучение молодой семьи ожидающей ребенка с целью предотвращения образования в семье психотравмирующей обстановки для чего по результатам исследования были составлены рекомендации основанные на выявленных возможных проблемах которые могут стать источниками ухудшения психологического климата в семье.

На основе всего вышеперечисленного, можно сказать, что цели и задачи, поставленные в начале, реализованы в достаточной мере, а также подтверждена рабочая гипотеза.

 

 



Список литературы

 

1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.

2. Бенджамин Колодзин. Как жить после психической травмы. «Шанс» 1997.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2003, 290 с.

4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2000, 207 с.

5. Василюк Ф.Е. Пережить горе., М. ИЗД. «НАУКА»; 2001 г.

6. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.

7. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.

8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998 г.

9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.

10. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1999, 133 с.

11. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.

12. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.

13. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.

14. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г.

15. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.

16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с.

17. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.

18. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.

19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.

20. Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980 г.

21. Посттравматическое стрессовое расстройство. Конспект врача. Профессор Игорь БРЯЗГУНОВ, Научный центр здоровья детей РАМН. Наука №58. 99

22. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997 г.

23. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., М., изд. Просвещение, 1989, 206 с.

24. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. М., изд. Мысль, 1987, 351 с.

25. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г.

26. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988

27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.

28. Энциклопедический словарь медицинских терминов, Т 1, Л., 1986 г.

Введение

 

Тема данной курсовой работы семья как источник психической травмы у ребенка. Данную проблему в свое время изучали многие отечественные и западные психологи, педагоги и социологи, такие как Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Н.И. Лисина, А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни, З. Фрейд и др.

С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнения.

Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и психического развития ребенка, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.

Целью работы является изучение детских психологических травм и их взаимосвязь с воспитанием ребенка в семье.

Объектом изучения выступает семья и ее роль в психическом развитии ребенка.

Предметом же данной работы, исходя из цели, становится семья как источник психической травмы у ребенка.

На основе изученной литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза, что психологический климат семьи влияет на психическое развитие ребенка.

Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические источники по выбранной проблеме.

2. Выбрать методы и методики исследования.

3. Провести эмпирическое исследование.

4. Составить рекомендации по выявленным проблемам.

5. Представить выводы по итогам проведенной работы.

Методологической основой данной работы стали разработки в области семейной психологии и психологии развития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк, которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей.

Исследование было реализовано с помощью следующих методов: метод организации – сравнительный, эмпирический метод – психодиагностический метод – тестирование. Обработка данных происходила на основе количественного анализа собранных ранее данных с помощью методов описательной статистики.

Для исследования использовался рад методик, таких как – висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана, X. Дайденбаха, опросник «Особенности общения между супругами.» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В., опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES‑3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави.



Влияние семьи на развитие психологической травмы

 

Понятие психической травмы

 

Психическая травма – это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма – одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее – в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.

Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования. Психическая травма не всегда «видима», т.е. проявляется в поведении, особенно у детей с импрессивным, внутренним характером переработки эмоций.

Далеко не всегда психическая травма как эмоциональное потрясение, испуг, сохраняется в памяти в последующие годы. Здесь срабатывает защитный механизм вытеснения или амнезии психотравмирующих событий.

Психическая травма не всегда детерминирована внешними не благоприятными обстоятельствами или событиями. В школьном возрасте, особенно в подростковом, она созвучна тягостным, неразрешимым переживаниям и ущербности «я», не приспособленности и беззащитности, неприятию сверстниками и отличию от них по типу «я не такой, как все». Подобная транскрипция психической травмы характерна прежде всего для обсессивного невроза, в частности для дисморфофобий с ведущим навязчивым страхом изменения «я». Но даже и в этих случаях можно найти те или иные недостатки в воспитании, отклонения в личности родителей и отношениях в семье, влияющих, как и психическая травма, на происхождение внутреннего конфликта при неврозах.

Большинство работ психотерапевтического плана посвящены психической травме взрослого человека и работе с ней. Чрезвычайно мало работ, касающихся анализа психической травмы и ее ближайших последствий у ребенка, тем более ребенка дошкольного возраста.

Специалисты, работающие в этой области, выделяют различные причины психической травматизации. Так, Е. Петрова выделяет следующие типы процесса травмирования:

- травмы физического типа (ситуации, затрагивающие тело человека и его физический мир);

- травмы нарциссического типа (зона отношений с другими людьми и формирования субъектности);

- травмы, касающиеся системы социальных отношений. По содержанию травмирующие ситуации могут быть эпизодами социального или физического насилия, резкой смены жизненной ситуации, стихийных бедствий и прочего.

Наиболее понятны и чаще всего рассматриваются в медицинской практике ситуации внешнего воздействия на человека, в которых была затронута витальность. Это, например, пожар, стихийное бедствие, автомобильная катастрофа, террористический акт и т.д.

Для ребенка дошкольного возраста существенно сохранение окружающей среды, Изменение окружения становится источником фрустрации, требует затраты душевных сил на адаптацию и может даже стать поводом для травмы. Это, например, эпизоды отделения от родителей и помещения в больницу, передача ребенка новому ухаживающему лицу и так далее. В сущности, любое изменение ситуации окружения в детстве является источником стресса.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 159.