Практическая трансформация статей баланса в соответсвии с МСФО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для начала необходимо отметить, что в процессе практической трансформации бухгалтер встретит особые требования стандартов, которые в отечественной практике не применялись,в т.ч.:

1. При проведении оценки основных средств и нематериальных активов с целью определения их справедливой стоимости или возможного обесценения в свете требований IAS №16; IAS №36; IAS № 38 возникнет ряд вопросов определения первоначальной стоимости. При этом возможно не только увеличение стоимости, но и обесценение актива. Сумму переоценки относится за счет созданного резерва по переоценке, раздела баланса "Собственный капитал".

Субъект имеет право выбрать в качестве исходной стоимости на дату перехода справедливую стоимость и использовать ее при подготовке входящего баланса или первоначальную стоимость, если последняя:

- сопоставима со справедливой стоимостью или;

- балансовой стоимостью, рассчитанной в соответствии с КСБУ и скорректированной на индекс инфляции, т.е. если компания производила переоценку указанных активов в соответствии с КСБУ до перехода , то стоимость, полученная при переоценке может быть использована в качестве исходной без переоценки или пересчета.

Справедливая стоимость - величина денежных средств достаточная для приобретения актива или погашения обязательства между хорошо осведомленными, независимыми друг от друга и добровольно совершаемыми сделку сторонами.

Это специфическая категория оценки актива или обязательства, наиболее адекватная той цели, которую ставит перед собой пользователь достоверной информации. В различных ситуациях в качестве справедливой стоимости выступают различные виды или комбинации стоимостей, таких как: балансовая, продажная, спроса, восстановительная, договорная и т.п. Как правило, наиболее близка к справедливой стоимости - это рыночная стоимость.

Данные варианты применимы к объектам основных средств, нематериальных активов и инвестиций в недвижимость и запрещены к использованию для других активов и обязательств.

2.·Провести классификацию и оценку инвестиционной собственности и ОС предназначенных для продажи, согласно IFRS №5; IAS № 16; IAS № 17; IAS 25; IAS №36; IAS №40; IAS №41, IFRIC № 1.

Провести реклассификацию статей основных средств с целью возможного выделения компонентов основных средств, входящих в состав основных средств согласно НСФО, МСФО и Государственному Классификатору основных фондов Республики Казахстан от 24.05.05г. № 150.

В случае если стоимость отдельных обособленных элементов, входящих в один инвентарный объект существенна по отношению к стоимости инвентарного объекта в целом, и срок службы отдельных объектов отличается от срока службы инвентарного объекта или требует применения иного метода начисления амортизации, такие объекты могут учитываться как отдельные компоненты.

Компонент – часть чего-либо общего. В контексте стандарта это означает, что в технической структуре некоторых объектов ОС имеются такие детали и узлы, которые могут обладать признаками основных средств, но отличаются от базового ОС одним или несколькими критериями, как правило нормативными сроками службы или условиями эксплуатации, в связи с чем стандарт рекомендует их для выделения и отдельного учета. Такие элементы носят название компоненты.

Единица признания основных средств - термин, используемой при классификации основных средств и создании групп, т.е. что составляет инвентарный объект основного средства для признания ее в бухгалтерском учете.

Такой единицей может быть:

- индивидуальный объект (здание, сооружение, оборудование и т.п.) со всеми принадлежностями, приспособлениями и встроенными элементами;

- отдельный конструктивно обособленный узел, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (двигатель, электромотор, генератор и т.п.);

- обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной общей функции (системы водоотведения, водоснабжения, видеонаблюдения, пожарной безопасности и т.п. в здании).

МСФО №16 и НСФО №2 предусматривают выделение отдельных компонентов и учет их в качестве самостоятельных основных средств в следующих случаях:

- резервное оборудование может быть признано в качестве основных средств, если оно предполагается к использованию в течение более одного периода

- крупные запасные части и сервисное оборудование, хранящееся на складах может быть признано в качестве основных средств, если при их установке или применении в базисном основных средств, технико-экономические характеристики объекта будут улучшаться, а срок службы – продлеваться;

- компоненты основных средств, которые на первый взгляд отвечают не всем критериям признания, могут приобретаться в целях безопасности или охраны окружающей среды, при этом прямой выгоды или экономии затрат может не предусматриваться.

Однако такие активы должны признаваться в качестве основных средств, т.к. они обеспечивают получение субъектом будущих выгод от других основных средств сверх того, что могло бы быть получено, если бы они не были приобретены (оборудование по безопасности и охране труда, противопожарное оборудование, контрольно-измерительная техника, очистные сооружения, охранные устройства и т.п.);

- условия эксплуатации некоторых объектов основных средств (воздушные, речные и морские суда, локомотивы и вагоны, автотранспорт и т.п.) требуют регулярного обязательного проведения сложных технических проверок и тестирования на соответствие нормам технической эксплуатации, при этом необязательна замена каких либо деталей и навесного оборудования, поэтому такие расходы могут рассматриваться на предмет создания и выделения отдельных основных средств;

- компоненты некоторых основных средств, в силу интенсивного износа могут требовать несколько замен в течении срока службы базисного основных средств, соответственно они могут быть выделены в отдельное основных средств (отдельные базовые узлы морских и воздушных судов, строительной техники, инженерные системы зданий и т.п.).

- каждый выделенный компонент должен амортизироваться отдельно по стоимости приходящейся на него в общей совокупной стоимости базисного основного средства или оцененной оценщиком в качестве компонента;

- сроки службы компонентов могут быть установлены любые, в пределах полезного срока службы базисного основного средства.

Таким образом:

- элементы или затраты могут быть выделены из состава базисного основного средства или учитываться в качестве самостоятельных объектов с признаками принадлежности к какому-то основному средству, если отвечают признакам основных средств и имеют индивидуальное функциональное назначение;

- срок полезной службы компонентов, как правило, меньше срока службы базиса и может быть принят в пределах периодичности капитальных ремонтов или по специфике назначения и отнесения к классам основных средств;

- если абсолютная величина стоимости компонента меньше расчетного уровня существенности, а в остальном компонент отвечает признакам основных средств, то такие компоненты или отдельные объекты могут быть консолидированы в отдельную группу по признакам функционального назначения или других обобщающих факторов в т.ч. срока службы, с целью созданию укрупненной группы и применения к группе единых норм амортизации, определения стоимости и т.п.

3. Провести инвентаризацию запасов, с целью определения справедливой стоимости, по правилу наименьшей стоимости: себестоимости или чистой стоимости реализации согласно IAS №2. В случаях появления необходимости возможной уценки, списание произвести за счет нераспределенной прибыли или созданного резерва обесценения.

4. Провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, с целью формирования резервов сомнительных и безнадежных долгов или списанию безнадежных долгов и начисления резерва по сомнительным долгам. Рассчитать приведенную (дисконтированную) стоимость долгов.

5. Провести инвентаризацию расходов и доходов, относящихся к одному отчетному периоду с целью контроля за отражением расходов периода и расходов будущих периодов и их классификации, т.е. обеспечить соблюдение принципа соответствия согласно МСФО №18 и НСФО.

6. Провести проверку расчета и учета налога на прибыль по методу начисления, согласно КСБУ №11. Если такие расчеты не производились, сначала рассчитать, а затем проверить на соответствие IAS №12, с целью определения и классификации отложенного актива или обязательства.

7. При инвентаризации долгосрочных выданных беспроцентных займов рассчитать убыток и определить дисконтированную стоимость полученных кредитов и т.д.

Имеется следующая исходная информация. В учете и отчетности компании по состоянию на 31.12.2007 года числятся следующие нематериальные активы:

- неисключительные права на использование программного обеспечения 1- С Бухгалтерия, версия 7.7, стоимостью 75 000.0 тенге. Актив признан в качестве НМА в 2005г.

- лицензия таможенного брокера стоимостью 200 000.0 тенге. признана в качестве нематериальных активов в 2006г.

- расходы на разработку интернет-сайта компании, стоимостью 250 000.0 тенге, признаны в качестве расходов периода, отнесенных на затраты в первом отчетном периоде, т.е. в 2006 году. При этом, Интернет-сайт содержит не только рекламную информацию о компании, но и включает различные ценовые предложения, прайс - листы, контактные адреса, формы заявок и договоров на предоставляемые услуги, а также возможность получения платных консультативных услуг. Благодаря интернет-сайту в 2006-2007 годах. было заключено 7 хозяйственных договоров на сумму более 5 000 000.0 тенге и оказано услуг на сумму 300 000.0 тенге.

Последовательность формирования статьи "Нематериальные активы" для входящего баланса.

1. Определяем правильность признания активов в учете согласно нормам КСБУ №28 и приводим ее в соответствие, если они были неверно признаны в действующей системе учета.

2. Критерии признания определяются согласно параграфа 127-144 НСФО и МСФО(IAS) №38 с ПКИ №32 или МСФО(IAS) №22 и одновременно вносятся корректировки в оборотно-сальдовую ведомость (копия оборотно-сальдовой ведомости по состоянию на 31.12.2007 года).

3. После проведения анализа принимаем решение:

- Программный продукт "1С:Бухгалтерия" отвечает всем признакам и критериям нематериальных активов согласно КСБУ №28, поэтому корректировка показателей не производится.

- Актив "Лицензия таможенного брокера" не отвечает признакам и критериям признания нематериальных активов, согласно норм КСБУ №28 и Закона Республики Казахстан "О лицензировании", поэтому проводится корректировка, в результате которой статья элиминируется и признается расходом периода. Одновременно корректируется начисленная амортизация.

- Расходы на разработку интернет-сайта были признаны расходами периода, как внутренне созданный нематериальный актив, которые не признаются активами согласно нормам КСБУ № 28, поэтому ретроспективное восстановление в качестве нематериальных активов не производим.

Однако, такие расходы должны относится на затраты и вычеты не одного периода, а на несколько и признаваться расходами будущих периодов. Следовательно, необходимо устранить ошибку путем определения срока списания расходов будущих периодов, перераспределения затрат на эти периоды и корректировки расходов и корпоративного подоходного налога по 2006 и 2007 года.

В таблице 3 представлено формирование корректировочной таблицы с корректировочными проводками.

 


Таблица 3 - Формирование корректировочной таблицы с корректировочными проводками (приведение неверно признанных активов существующем учете, в соответствие с требованиями КСБУ).

Код счета

Наименование статьи

Сальдо на 31.12.07г.

Коррек-тировка

Скорректированное сальдо на 31.12.07г.

дебет кредит дебет кредит дебет кредит
102 Программный продукт 1С:Бухгалтерия 75000       75000  
112 Амортизация 1С:Бухгалтерии   115000       15000
106 Лицензия таможенного брокера 200000     200000    
116 Амортизация лицензии таможенного брокера   20000 20000      
562 Корректировка нераспределенного дохода на сумму лицензии.         200000  
562 Корректировка нераспределенного дохода на сумму износа лицензии.           15000
561 Корректировка нерас-пределенного дохода на сумму износа лицензии, начислен-ного за 2007г.           5000

 

После внесения корректировок считаем, что признание активов и расходов в учете приведено в соответствие с требованиями КСБУ и начинаем формировать трансформационную таблицу путем сравнения признаков активов, на основании которых они были признаны таковыми с критериями, предусмотренными МСФО или НСФО. Параллельно реклассифицируем статьи счетов старого рабочего плана счетов на счета нового плана счетов.

На этом этапе должен начать работу программист.

В результате трансформации и реклассификации принимаем решение:

Актив - Программный продукт "1С:Бухгалтерия" отвечает критериям признания нематериальных активов по МСФО №38, поэтому статья реклассифицируется путем прямого переноса сальдо в новую оборотно-сальдовую ведомость на соответствующий выбранный счет нового плана счетов.

Расходы на разработку интернет-сайта при такой характеристике и использования в получении дохода компании следует отнести к нематериальным активам, а не к расходам периода, согласно ПКИ №32 к МСФО №38, поэтому они подлежат восстановлению и признанию в качестве актива, при формировании трансформационной таблицы.

В данном случае возникло противоречие между требованиями КСБУ №28 и МСФО №38, которое ретроспективно приведено в соответствие с нормами МСФО №38 в трансформационной таблице. В результате, возник новый внеоборотный актив и объект налогообложения, который ставится на учет с 1.01.2008 года. При этом, никаких изменений в учет и отчетность прошлых периодов не должно вноситься. Формирование трансформационной таблицы представлено в таблице 4.

В результате трансформации получаем таблицу, на основе которой формируем новую оборотно-сальдовую ведомость, соответствующую требованиям НСФО или МСФО и новый план счетов.

Далее проводим переоценку активов по выбранной стоимости (справедливой или исторической).

После переоценки, на основании оборотно - сальдовой ведомости, с переоцененными активами, формируем вступительный баланс, который будет соответствовать требованиям НСФО или МСФО и являться базовым документом для сопоставления с первой финансовой отчетностью и отсчета периода перехода.

При формировании вступительного баланса, для каждой статьи применяем принцип существенности, уровень которой рассчитываем по выбранной методике - либо к каждой статье, либо в целом к валюте баланса.

Допустим, уровень существенности по статье нематериальных активов рассчитан в размере 100 000.0 тенге.

При таком уровне существенности нематериального актива "1С:Бухгалтерия" по стоимости в 75 000.0 тенге, находится ниже уровня существенности, поэтому выделять отдельной строкой в балансе его не обязательно, однако он будет учитываться на счете 2730 "Прочие нематериальные активы".

В тоже время, нематериальный актив Интернет-сайт стоимостью в 250 000.0 тенге должен быть выделен отдельной строкой в балансе.

 

Таблица 4 - Формирование трансформационной таблицы

№№ Наименование статей № счета КСБУ № счета МСФО НСФО дебет кредит
1   2   3   4   5   6   7 Программный продукт 1С:Бухгалтерия Программный продукт 1С:Бухгалтерия НМА Интернет-сайт Интернет-сайт Амортизация 1С:Бухгалтерии Амортизация 1С:Бухгалтерии Амортизация НМА (Интернет-сайт) Амортизация НМА (Интернет-сайт) Нераспределенный доход (убыток) отчетного года Прибыль (убыток) отчетного года Нераспределенный доход (убыток) прошлых лет Прибыль (убыток) предыдущих лет Нераспределенный доход (убыток) прошлых лет Прибыль (убыток) предыдущих лет 102 562 102 562 112 562 112 562 561   562   562 27001   27002   27401   27402   5510   5520   5520 75 000   250 000   15 000   25 000   5 000   15 000   200 000 75 000   250 000   15 000   25 000   5 000   15 000   200 000

 

Особо обращается внимание на исключение и возникновение объектов налогообложения, в процессе инвентаризации статей. В этом случае возможны два варианта.

1. Если ресурс был неверно признан в качестве нематериальных активов в старой системе как результат ошибки, то следует ретроспективно пересчитать налоги и произвести взаиморасчеты с налоговыми органами в установленном Налоговым Кодексом Республики Казахстан порядке.

Ресурс - будущий учетный объект экономики, как таковой не подлежит признанию в качестве какого-либо элемента финансовой отчетности, согласно МСФО (IAS) №1 до тех пор, пока он не будет идентифицирован с каким либо экономическим элементом - активом, обязательством или собственным капиталом.

2. Если актив возник при трансформации, как результат несоответствия требований КСБУ и МСФО или НСФО, то он будет признан в качестве актива и объекта налогообложения только с даты вступительного баланса, т.е. перспективно.

В данном примере исключаются из нематериальных активов "Лицензия таможенного брокера", как результат ошибки, поэтому следует ретроспективно пересчитать налог на имущество и корпоративный подоходный налог по прошлым периодам.

Расходы на разработку Интернет-сайта должны относится на затраты и вычеты не одного периода – 2006г., а на несколько и признаваться расходами будущих периодов (РБП). Следовательно, необходимо устранить ошибку путем определения срока списания расходов будущих периодов, перераспределения затрат на эти периоды и корректировки расходов и корпоративного подоходного налога по 2006 и 2007 годам.

В тоже время, при трансформации, в результате приведения статьи в соответствие с нормам МСФО или НСФО возник новый нематериальый актив "Интернет-сайт", который признается объектом налогообложения с даты вступительного баланса т.е. с 2008 года.

Вступительный(входящий) баланс будет иметь одну графу – "на начало года", т.е. компания начинает учет своей деятельности в новой системе с даты перехода т.е. с 1.01.2008 года, поэтому налоговые обязательства по вновь возникшим объектам будут рассчитываться перспективно, без внесения каких-либо корректировок в прошлых периодах.

При этом никаких исправлений в учет и отчетность прошлого периода вносить не допускается, за исключением, если в процессе инвентаризации обнаружатся существенные нарушения или ошибки, влияющие на финансовые или налоговые обязательства и руководство примет решение об их исправлении и внесении изменений в сданную отчетность и налоговые декларации, в установленном порядке.

Далее рассмотрим информацию, представляемая в Пояснительной записке и Учетной политике.

1. Пояснительная записка.

В разделе "Нематериальные активы" Пояснительной записки должно быть указано:

- что существенность рассчитана по методике сальдовых остатков и уровень существенности для входящего баланса принят в размере 100 000.0 тенге;

- что нематериальный актив "1С:Бухгалтерия" включен в состав "Прочих нематериальных акивов" как несущественная статья, но имеющий ограниченный срок полезного использования в 3 года;

- что нематериальный актив "Интернет-сайт" внутренне созданный актив, однако согласно ПКИ №32 этот ресурс был признан в качестве нематериальных активов и восстановлен в процессе трансформации, срок полезного использования установлен в 5 лет, а также общая сумма затрат на исследования и разработку, признанная в качестве расхода;

- что совокупная стоимость исследований и разработки внутренне созданного нематериального актива составляет 350 000.0 тенге, в т.ч. 100 000.0 тенге отнесено на расходы периода, как затраты на обучение персонала правилам пользования и поддержки Интернет-сайта;

- что себестоимость нематериального актива признается их первоначальной стоимостью;

- что переоценка после признания произведена по справедливой (переоцененной) стоимости, рассчитанной независимым оценщиком (указать номер и дату Отчета, ФИО, номер, дату и кем выдана лицензия на оценку) и т.п.

2. Учетная политика.

В Учетной политике должно быть указано в т.ч.:

- выбранная модель учета нематериальных активов при признании и после первоначального признания, в данном случае модель учета по переоцененной стоимости;

- выбор и обоснование срока полезного использования нематериальных активов;

- метод и период амортизации нематериальных активов и период их пересмотра;

- выбор способа определения ликвидационной стоимости;

- порядок определения обесценения нематериальных активов (определение его балансовой стоимости).

Вышеизложенная методика и последовательность перевода используется при трансформации всех статей учета и отчетности компании, которые имеют ошибки или не соответствуют требованиям МСФО или НСФО.

Но вообще, единых для всех организаций таблицы или графика по переводу бухгалтерского учета на МСФО быть не может. Такие таблицы могут иметь общий характер применяемых принципов и методов учета по элементам финансовой отчетности. Связано это, прежде всего, с тем, что учетная политика формируется каждым предприятием самостоятельно, с учетом своих потребностей в учете, и с использованием допускаемых альтернативных методов составления финансовой отчетности. Предлагаемые методики перевода финансовой отчетности в формат МСФО должны рассматриваться и перерабатываться каждой организацией в зависимости от специфики своей деятельности.




Заключение

Развитие системы бухгалтерского учета и аудита является важным условием для создания, процветающего и динамично развивающегося государства.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

Использование МСФО необходимо по следующим причинам:

Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами.

В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов; путь к ним достаточно долог и труден. Однако эта компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий, может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться, как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.

Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей.

В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ.

Мировой опыт показывает, что такие качественные характеристики международных стандартов финансовой отчетности как понятность, уместность, надежность и сопоставимость, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием международных стандартов или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Экономическая перспектива применения МСФО заключается в более эффективном распределении капитала, более широком выборе капиталовложений и росте их рентабельности, упрощается выход на мировой рынок, появляется возможность снижения затрат на привлечение капитала. Что в следствие приведет к развитию новых бизнес структур, появлению новых рабочих мест, снижению безработицы, повышению конкурентоспособности казахстанских организаций на международных рынках, к экономическому росту страны в целом.

Таким образом, внедрение МСФО обусловлено интеграцией Казахстана в мировую экономику и вступлением в ВТО, направлено на усиление казахстанских организаций на международных рынках._

В процессе трансформации бухгалтерского учета при переходе на МСФО, предприятию необходимо пересмотреть учетную политику и график документооборота, отражающий движение первичных документов, поскольку информация о фактах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые могли иметь существенное влияние на мнение пользователей финансовой отчетности, в соответствие с МСФО должна быть надежной, нейтральной, осмотрительной, полной и отражать экономическое содержание событий и операций.

 


литература

 

1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики" от 6 февраля 2008г.

2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Комментарий (постатейный). – 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. М.К.Сулейменова, Ю.Г.Басина. – Алматы: Жеті жарғы, 2003. – 634с.

3. Закон Республики Казахстан от 28.02.07 "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" №234-III. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007 г. № 235-III).

4. Приказ Министра финансов РК от 21.06.2007 г. №217 "Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности №2"

5. Приказ Министра финансов РК от 22.06.2007 г. №221 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета"

6. Приказ Министра финансов РК от 23.05.2007 г. №185 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета"

7. Скала В.И., Скала Н.В., Нам Г.М. Национальная система бухгалтерского учета в Республике Казахстан. ТОО "Издательство LEM". – Алматы, 2007 . ч.1 – 420 с.

8. Алимбетов Н., председатель Палаты профессиональных бухгалтеров РК, член рабочей группы Министерства финансов РК и Мажилиса Парламента РК по разработке Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"/ МАРТ 2007 / № 12 / БЮЛЛЕТЕНЬ БУХГАЛТЕРА

9. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. – Алматы: ТОО "Издательство LEM", 2005.-548с.

10. Концепция развития системы бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2007-2009 гг.

11. Кутера М.И. Теория бухгалтерского учета, с.59.

12. Владимирова Т.В. и др. Теория бухгалтерского учёта: - Москва: Издательство "Экзамен", 2005. – 320 с.

13. Глушков И.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Москва, "КНОРУС", Новосибирск, "ЭКОР", 2001 г – 225с.

14. Ержанов М.С., Ержанова С. Учетная политика. – Алматы: каржы Каражат, 1997 – 220с.

15. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Аскери, 2005.

16. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ. Под ред.Я.В.Соколова – 2-е изд., стереотип. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 496с.

17. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях. – Алматы, 2006. – 472с.

18. Нурсеитов Э.О. Особенности национального учета и МСФО. – Алматы: Изд-во БИКО, 2004.-300 с.

19. Попова Л.А. Бухгалтерский учет на предприятии. Учебное пособие – Караганда, 1999 – 174с.

20. Радостовец В.К. и др. Бухгалтерский учет на предприятии. Издание 3 доп. и перераб. - Алматы: Центраудит, 2002 г.

21. Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, Центраудит-Казахстан, 2002 г. – 728 с.

22. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учёт. – Москва: "Омега-Л", 2006. – 794 с.

23. Торшаева Ш.М. Теория бухгалтерского учета – Караганда: 2000г. – 155с.

24. Концепция развития системы бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2007-2009 гг.

25. Алимбетов Н. Финансово-правовой комментарий к Закону Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28.02.2007 г. № 234-III// Бюллетень бухгалтера, Март 2007, № 12




Приложение 1. Классификация нормативных документов, регулирующих учет

Уровень

Основной документ

Наименование документа

1

Законы, указы Президента РК и иные законодательные акты

Гражданский кодекс РК, Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", законы "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", "Об акционерных обществах" с изменениями и дополнениями.

2

Постановления Правительства РК

Правовые акты (письма, приказы и т.п.), принятые согласно решению Правительства (включая решения Сената и Мажилиса)

3

Нормативно-правовые документы по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Министерством финансов РК

- Стандарты бухгалтерского учета РК и методиче ские рекомендации по их применению (общего на значения по разделам учета, по отраслям, а также по другим признакам);

- Типовой план счетов (приказ министра финансов Республики Казахстан от 18.09.2002 г. № 438),

- Методические рекомендации по применению Ти пового плана счетов (приказ министра финансов Республики Казахстан от 29.12.2003 г. № 441);

- Типовые формы первичного учета, (приказ Мини стерства финансов РК от 19 марта 2004 г. № 128);

- Регистры бухгалтерского учета (приказ министра финансов РК от 11.03.2004 г. № 117);

- инструкции и т.п.

4

Нормативные документы, разрабатываемые отраслевыми министерствами, ведомствами, Национальным банком РК

Методические рекомендации, специальные инструкции, планы счетов и иные нормативные документы применительно к отраслевым особенностям, требования которых обязательны к применению организациями, деятельность которых регулирует то или иное министерство или ведомство

5

Документы рекомендательного характера, не обязательные к применению всеми организациями

Указания, разъяснения, письма отраслевых органов управления и др. документы системы нормативного регулирования

6

Внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями (управлениями, отделами)

Утверждаемые распорядительные документы организаций (приказы, положения, разъяснения и т.п.), учетная политика, рабочий план счетов и другие внутренние рабочие документы
         

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 217.