Природно-ресурсный потенциал и экономические связи ПФО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение 5

1. Состояние Приволжского федерального округа 6

1.1 Экономическое районирование. 6

1.2 Природно-ресурсный потенциал и экономические связи ПФО.. 9

1.3 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. 15

2. Экономическое положение Республики Татарстан. 22

2.1 Отрасли рыночной специализации. 22

2.1.1 Основные показатели деятельности промышленности. 22

2.1.2 Топливно-энергетический комплекс. 24

2.1.3 Нефтегазохимический комплекс. 26

2.1.4 Машиностроение и металлообработка. 29

2.1.5 Агропромышленный комплекс. 32

2.2 Отрасли, дополняющие территориальный комплекс. 33

2.2.1 Легкая промышленность. 33

2.2.2 Пищевая промышленность. 34

2.2.3 Лесоперерабатывающая промышленность. 37

2.3 Внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность Республики Татарстан 39

3. Проблемы экономического развития Республики Татарстан и пути их решения 43

3.1 Рациональное природопользование. 43

3.1 Охрана окружающей среды.. 46

3.3 Основные мероприятия по решению проблем региона и ожидаемые результаты 52

Заключение 56

Список использованных источников. 58

Приложение 59



Введение

 

Актуальность темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.

В этой связи большое значение приобретает изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств.

Объектом исследования данной курсовой работы является Приволжский федеральный округ, в частности Республика Татарстан.

Предмет исследования - природно-ресурсный потенциал, экономическое состояние, внешнеэкономические и межрегиональные связи ПФО и регионов, входящих в его состав.

Цель исследования – изучить современное состояние экономики ПФО и определить перспективы его развития.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:

- изучить экономическое состояние Приволжского федерального округа;

- исследовать минерально-сырьевую базу, уровень технологий в производстве и добыче полезных ископаемых региона;

- оценить потенциал экономического развития и улучшения благосостояния населения, благодаря научным открытиям и нововведениям;

- рассмотреть пути повышения эффективности использования природных ресурсов;

- выявить экологически опасные производства региона, предприятия с устаревшим оборудованием и без очистных сооружений, и найти способы изменить ситуацию к лучшему.

Методологической основой исследования послужили: государственная статистика РФ, газеты, официальные сайты в интернете, учебная литература.


1. Состояние Приволжского федерального округа


Экономическое районирование

Экономическое районирование, как метод познания, есть процесс выявления экономических районов, которые объективно существуют и сложились в процессе развития территориального разделения общественного труда. Развитие народного хозяйства и формирование экономических районов - единый экономический процесс. Трудно назвать такие экономические проблемы, осуществление которых не требовало бы порайонного подхода, учета разнообразных природных, исторических, экономических условий. Любые вопросы, в том числе экономические (эффективность капиталовложений, темпы экономического развития, оптимальные размеры предприятия, рациональное использование природных и трудовых ресурсов), а также демографические и экологические требуют привязки к определенной территории.

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Основными принципами районирования являются следующие.

1) Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться с точки зрения установления наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

2) Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

3) Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение федеральных округов диктуется необходимостью укрепления вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

1. Высшее звено районирования - федеральные округа - используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Федеральные округа – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, федеральные округа имеют четко выраженную специализацию (до пяти-семи отраслей), широкий производственный профиль, сложный хозяйственный комплекс.

 В соответствии с указами Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 и «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах» от 21 июня 2000 г. № 1149 были учреждены 7 федеральных округов.

В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный представитель, который формирует свой аппарат управления округом. Его задачей является недопущение противоречий законов РФ и законов субъектов РФ.

В плане социально - экономического развития и размещения производительных сил перед федеральными округами стоит задача укрепления взаимосвязей между субъектами Федерации данного округа, создание в округе такой социально-экономической системы, которая наиболее полно обеспечила бы потребности населения в пределах округа, способствовала бы рыночной специализации округа и его комплексному развитию, создала бы развитую производственную и социальную инфраструктуру и укрепила экономические связи с другими федеральными округами РФ и зарубежными странами.

Федеральные округа выделялись в соответствии с принципами общности территории, специализации хозяйства, общности и достаточности природно-ресурсного потенциала, достаточности самообеспечения. Перечень федеральных округов и их состав приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 [ 2 ]

 Федеральные округа и их состав

 

Округа Субъекты Федерации
Центральный Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; город Москва.
Северо-Западный Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург.
Южный Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания; Краснодарский, Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.
Приволжский Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край.
Уральский Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.
Сибирский Республики Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия; Алтайский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа.
Дальневосточный Республика Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Корякский, Чукотский автономный округа.

 

 

2. Среднее звено районирования используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики. Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена районирования:

1) Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область;

2) Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири;

3) Многоотраслевые и депрессивные – расположенные в значительной части зоны Севера

3. Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория РФ разделена на две экономические зоны: Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток). [2]

 

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс представляет собой крупную сферу народного хозяйства Республики Татарстан, обеспечивая население республики основными продуктами питания собственного производства. Показатели потребления продовольствия на душу населения в Татарстане значительно выше, чем в среднем по России.

Развитие АПК было и остается одним из приоритетов экономической политики руководства Татарстана, отрасли оказывается значительная государственная поддержка.

По специализации и направлениям деятельности сельское хозяйство Татарстана многогранное. В растениеводстве кроме производства зерна, картофеля, овощей, сахарной свеклы, имеются семеноводческие хозяйства.

В 2007 году в агропромышленном комплексе республики продолжилась устойчивая динамика роста производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Во всех категориях хозяйств стоимость валовой продукции превысила 95 млрд.рублей (в сопоставимой оценке ростом на 12,4% к 2005 году - началу реализации аграрного проекта). В результате Республика Татарстан в числе 4 регионов России не только восстановила производство продукции сельского хозяйства, но и на 21% превысила объемы 1990 года.

В 2007 году собрано свыше 5 млн.тонн зерна, в республике стабильно выращивается по 2 млн.тонн сахарной свеклы. Полностью удовлетворяются за счет собственного производства также потребности в картофеле и овощах. Валовой сбор маслосемян рапса составил 115 тыс.тонн. Запущен в эксплуатацию первый в России маслоэкстракционный завод, ориентированный на переработку рапса.

Успешно выполнены все мероприятия по реализации национального аграрного проекта. Так, во всех категориях хозяйств произведено 1728 тыс.тонн молока, рост на 195 тыс.тонн к уровню 2005 года или 12,7%, что в 2,7 раза выше намеченного национальным проектом. Татарстан обеспечил 15% всего прироста молока по России и продает сегодня более 8% российского товарного молока. Из производимых ежесуточно в республике 2800 тонн молока 700 тонн вывозится в виде сырого молока за пределы Татарстана. В РТ ежегодно изготавливается около 50 тыс. тонн сыров, что составляет 15 процентов от общероссийского объема производства.

В 2007 г. произведено 356 тыс.тонн скота и птицы - рост на 49 тыс.тонн или 16,0% (в отличие от 10,9% по нацпроекту). При этом производство мяса птицы на птицефабриках увеличилось на треть и достигло 63,1 тыс.тонн.

В республике завершается строительство и реконструкция более 200 объектов животноводства с объемом капитальных вложений в 25 млрд.рублей, запуск которых на полную мощность позволит уже в ближайшие годы значительно нарастить животноводческую продукцию.

В рамках реализации национального проекта малые формы предпринимательства на селе получили 22 тысячи субсидируемых кредитов на сумму более чем 3,6 млрд.рублей, на что закуплено десятки тысяч поголовья скота, техники и механизмов, построено свыше 10 тысяч различных придворных объектов.

Легкая промышленность

Легкая промышленность Республики Татарстан входит в комплекс отраслей, производящих товары народного потребления. Ее доля в объеме промышленной продукции Республики Татарстан составляет 0,4 %. В отрасли занято 9,3 тыс. человек, в основном женщин, это 2,5 % от общего числа персонала, занятого в промышленности республики.

Всего в отрасли за 2007 год отгружено продукции на сумму 3224,8 млн рублей, в том числе в текстильном и швейном производстве — на 2177,6 млн рублей, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви — 1047,2 млн рублей.

Многие татарстанские предприятия занимают передовые позиции среди предприятий легкой промышленности Российской Федерации. ОАО «Мелита» — лидер среди меховщиков по выделке овчины, ОАО «Сафьян», ОАО «Обувная фабрика «Спартак», ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат», ЗАО «Кожгалантерейная фирма» — в кожевенно-обувном производстве.

Стабильно работают и наращивают объемы — ОАО «Альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу» (144,0 %), что является результатом реализации инвестиционной программы, ОАО «Казанский текстиль» (121,2 %), ОАО «ПП «Швейник» (113,7 %), ОАО «Адонис» (100,8 %), ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат» (107,2 %).

Направляемые средства на развитие производства недостаточны для конкурентоспособности отрасли, что является одной из главных причин, сдерживающих экономический рост.

С целью создания условий для привлечения инвестиций в отрасль и формирования конкурентоспособного, высокотехнологичного производства легкой промышленности в республике Поволжским центром добровольной сертификации персонала легкой промышленности разработаны программы обучения персонала легкой промышленности по всем видам деятельности. Здесь можно получить квалифицированный материал по переподготовке и сертификации мастеров, технологов, рабочих профессий.

Уже пятый год проводятся республиканские конкурсы рабочего мастерства по основным профессиям легкой промышленности.

Проведение конкурсов благоприятно повлияло на кадровый вопрос в легкой промышленности, так как позволило остановить в 2006 году снижение численности персонала предприятий, которое наблюдалось с 1991 г., и увеличить в 2007 году численность персонала на 12 % по сравнению с 2006 годом. Результативность конкурсов также позволила повысить престижность рабочих профессий среди выпускников школ и учреждений НПО и СПО.

Результаты сотрудничества предприятий легкой промышленности республики с фирмами JUKI (Япония) и Macpi (Италия) доказали эффективность и значимость проведения мастер-классов по внедрению и освоению новых видов технологического оборудования. Так, за период с ноября 2006 года по декабрь 2007 года предприятиями легкой промышленности республики закуплено современного высокотехнологичного оборудования на сумму 32 млн руб. В стадии рассмотрения, в том числе и в рамках разработанных бизнес-проектов, находятся контракты на сумму около 21 млн руб.

Стратегия развития легкой промышленности на основе кластерного подхода предполагает тесную кооперацию предприятий данных производств РТ с предприятиями других отраслей, тесную интеграцию с научно-образовательными учреждениями РТ.

Одной из точек роста к 2010 г. предприятий легкой промышленности можно рассматривать кооперационные связи швейных и обувных производств с другими отраслями РТ по их обеспечению средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Объем заказов хозяйствующих субъектов республики на пошив специальной одежды и обуви у республиканских предприятий легкой промышленности в 2007 году составил 265,9 млн руб., что на 10,7 % больше объема, размещенного в 2006 году.

 

Пищевая промышленность

По итогам 2007 года предприятиями, производящими продукты питания, отгружено продукции на сумму 44,3 млрд руб., индекс промышленного производства составил 106,7 % (рис. 2.6).

Рис. 2.6 Объем отгруженной продукции в 2000-2007 годах

и прогноз до 2010 года [4]

 

По сравнению с 2006 годом возросло производство цельномолочной продукции на 3 %, мяса, включая субпродукты первой категории, — на 4 %, макаронных изделий — на 6,3 %, хлебобулочных изделий — на 2,7 % и пива — на 51,8 %, алкогольной продукции — на 1 %.

Рост объемов производства в отрасли достигнут благодаря развитию производительных сил, прежде всего вложением инвестиций в современные технологии и оборудование, позволяющие увеличить выработку на одного рабочего и в то же время повысить конкурентоспособность продукции. По итогам 2007 года инвестиции в основной капитал промышленных предприятий оцениваются на уровне 3 млрд руб. Внедрение инвестиций в модернизацию и обновление основных фондов пищевой промышленности позволило повысить эффективность их использования. Так, если в 2004 году износ основных фондов предприятий пищевой промышленности составлял 28,3 %, то по итогам 2007 года эта величина составила 27 %.

Среднемесячная выработка на 1 работника в 2007 году по предприятиям пищевой промышленности составила 87,6 тыс. руб. Выше среднего данный показатель на ОАО «ПО «Красный Восток — Соло-довпиво» — 609,4 тыс. руб., ОАО «Казанский жировой комбинат» — 152,7 тыс. руб., ОАО «Заинский сахар» — 151,3 тыс. руб., ОАО «Вамин — Татарстан» — 106,8 тыс. руб., ОАО «Буинский сахарный за­вод» — 94,6 тыс. руб., ОАО «Татспиртпром» — 96,3 тыс. руб.

Основной стратегией развития производства пищевых продуктов Республики Татарстан является раз­работка программ по продвижению продукции в регионы России и страны дальнего зарубежья. Решение этой задачи прежде всего требует значительных финансовых затрат как на создание конкурентоспособного продукта, так и на его продвижение, что могут себе позволить только крупные холдинги или финансовые структуры, предприятия по производству молочной продукции и продукции птицеводства.

В республике развиты переработка мяса (объем производства мяса и мясопродуктов составляет около 51,8 тыс. тонн в год, объем производства колбасных изделий — 20 тыс.тонн), переработка молока (годовой объем производства цельномолочной продукции составляет в настоящее время 228,4 тыс. тонн, сыров жирных — около 35 тыс. тонн, масла животного — 22 тыс. тонн, производство сахара (170 тыс. тонн в год), производство ликероводочных изделий (в настоящее время в республике производится 4400 тыс. дал. пищевого спирта в год и более 5000 тыс. дал. алкогольной продукции), производство хлебобулочных и кондитерских изделий (объем производства хлебобулочных изделий в настоящее время составляет 219,2 тыс. тонн, объем производства кондитерских изделий — 33 тыс. тонн в год), производство пива (объем производства пива в настоящее время составляет 28000 тыс. дал.).

Объем производства хлебобулочных изделий в настоящее время почти в 2 раза ниже уровня 1990 года, что связано с изменением за последние десятилетия структуры рационов потребления населением продуктов питания в сторону увеличения доли овощей, фруктов, мясных изделий. В последние несколько лет объем производства хлебобулочных изделий стабилизировался и даже несколько вырос.

Дополнительной возможностью увеличения объемов производства для предприятий Республики Татарстан является выпуск продукции под брендами сетевых операторов розничной торговли. В данном направлении работают ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» и ОАО «Казанский хлебозавод № 2», поставляющие кондитерскую продукцию в торговые сети под наименованиями данных торговых орга­низаций, что позволяет республиканским предприятиям получить выход на российский рынок.

Развитие хлебопекарной отрасли в 2008 году будет осуществляться в соответствии с Концепцией развития хлебной и кондитерской промышленности, утвержденной на заседании межведомственной комиссии по стратегии развития хлебной отрасли в июне 2007 года.

Российской пивной рынок стремительно растет в последнее десятилетие. Потребление пива россиянами, по оценкам исследователей, в период с 1996-го по настоящее время выросло вдвое.

Приобретение ОАО «ПО «Красный Восток — Солодовпиво» турецкой компанией «Эфес» позволило предприятию значительно увеличить свои возможности в продвижении продукции, вложены значительные финансовые средства в маркетинговую поддержку продукта и бренда. Домашние марки «Красный Восток», «Солодов» и «Жигулевское» выведены на федеральный уровень. Компания в ближайший период планирует вдвое увеличить свою долю на российском рынке.

Алкогольную продукцию в Республике Татарстан производят 9 филиалов ОАО «Татспиртпром». В 2007 г. произведено 5012,2 тыс. дал. алкогольной продукции, или 100,2 % к уровню 2006 г. Водки в 2007 г. произведено 4272,6 тыс. дал., или 101 % по сравнению с 2006 г (таблица 2.2).

 


Таблица 2.2 [4]

Производство спирта, алкогольной продукции, пива в республике Татарстан  в 2000-2007 годах и прогноз до 2010 года (тыс. дал.)

 

 


Г .

Г .

Г .

Г .

Г .

Г .

Г .

Алкогольная продукция

8734

4845

5003

4813

4974

4991

5003

Спирт

3366

3029

4000

4000

4000

4000

4000

Водка

26134

23945

18458

28030

20200

22500

22900

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006 2007 Бумага, тыс. т

39,9

41,8

44

47,1

49,1

51,1

52,4 54,8 Картон, тыс. т

86,5

98,7

108,2

118,8

131

136,6

153,9 158,7 Клееная фанера, тыс. куб. м

72,8

79,9

83,9

85,3

95,2

99,3

103,7 107,5 Пиломатериалы, тыс. куб. м

251,4

120,9

180,2

227,4

242,5

247,4

257,6 264,5 Древесина деловая, тыс. плот. куб. м

28,5

282,7

300,2

267,4

287,7

244,1

207,9 188,1

 

За 2007 год объем отгруженной продукции предприятий вида деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» составил 1904 млн рублей, индекс промышленного производства — 91,9 %. Снижение объемов производства на 8,1 % произошло за счет мелких товаропроизводи­телей. Бюджетообразующие предприятия, занимающие более 80 % в общем объеме производства, — ЗАО «НП «Поволжский фанерно-мебельный комбинат» и ОАО «Зеленодольский фанерный завод» — сработали с ростом объемов производства соответственно на 12 % и 3,8 %.

В декабре 2006 года начало свою работу ЗАО «Агротехмашстройсервис» по производству бумаги-основы (тиссью) и экологически чистой 100 %-ной целлюлозной бумажной продукции санитарно-гиги­енического назначения мощностью 7000 тонн в год. За 2007 год объем произведенной предприяти­ем продукции составил 98,7 млн рублей.

Прогноз объемов производства продукции по виду деятельности «обработка древесины и про­изводство изделий из дерева» в 2008 г. составит 2399,1 млн рублей, в 2009 г. — 2722,7 млн рублей, в 2010 г. — 3078 млн рублей.

За 2007 год объем производства по виду деятельности «производство целлюлозы, древесной мас­сы, бумаги и изделий из них» составил 4244,8 млн рублей, индекс промышленного производства к

2006 г. — 106,7 %.

В 2007 году темпы роста промышленного производства на ЗАО «Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат» составили 105,8 % к уровню 2006 года, ООО «Татлестрой» — 164,1 %.

Среднесписочная численность работников по виду деятельности «производство целлюлозы, древес­ной массы, бумаги и изделий из них» за 11 месяцев 2007 года уменьшилась по сравнению с соответ­ствующим периодом 2006 года на 3,8 % и составила 2902 человек, среднемесячная заработная плата за тот же период возросла на 28,1 % и составила 18642,2 рублей, что превышает республиканский показатель на 67,4 %.

Прогноз объемов производства продукции по виду деятельности «Производство целлюлозы, дре­весной массы, бумаги и изделий из них» в 2008 году составит 6633,7 млн рублей, в 2009 году — 7142,7 млн рублей, 2010 году — 7677,0 млн рублей.

Для решения задач в области обработки древесины и производства изделий из дерева в Республи­ке Татарстан ведется работа по созданию в 2008–2010 годах конкурентоспособного лесоперераба­тывающего комплекса на мировом уровне. В 2008 году начата подготовка к проведению аукционов по передаче лесных массивов РТ крупным деревообрабатывающим предприятиям в долгосрочную аренду с условием вложения предприятиями инвестиций в развитие ЛПК. Это позволит развить кон­курентоспособное лесопромышленное производство на основе глубокой переработки мягколист-венной древесины с использованием современных технологий, высокопроизводительного обору­дования, современных технологий путем модернизации существующих мощностей, строительства новых заводов и комплексов для удовлетворения потребности государства, населения и бизнеса в продукции лесопереработки.

 



Охрана окружающей среды

 

В области экологической безопасности, начиная с 2000 г., Республика Татарстан выступает в качестве экспериментального полигона по реализации принципов Хартии Земли на республиканском уровне.

Развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, рост урбоэкосистем, сети транспортных магистралей могут привести к нарушению экологического равновесия. Промышленные отходы, выбросы от автотранспорта включаются в биогеохимические природные круговороты, загрязняют атмо-, гидро- и биосферу, накапливаются в почвенном покрове. Естественно, что негативное воздействие на окружающую среду сказывается на здоровье населения, поэтому в Республике Татарстан принципы Хартии Земли являются приоритетными для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.

Анализ ситуации показывает, все условия для этого уже созданы. Республика Татарстан, занимая важное геополитическое положение, показывает региональное лидерство в областях защиты окружающей среды, устойчивого развития, социального благосостояния, межкультурной терпимости и ненасильственного подхода в разрешении споров.

В Российской Федерации в ноябре 2004 года принят Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».

Определенные Киотским протоколом обязательства по разработке и осуществлению политики и мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и обеспечение устойчивого развития, созвучны с деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан, дополняют вышеупомянутый проект и предусматривают:

- повышение эффективности использования энергии и сокращение энергоемкости экономики;

- рациональное ведение лесного хозяйства и сохранение лесного фонда, балансирующего содержание парниковых газов в атмосфере;

- развитие устойчивых форм сельского хозяйства, адаптированных к изменениям климата;

- научную разработку и практическое внедрение возобновляемых видов энергии и инновационных экологически безопасных технологий;

- проведение протекционистской налоговой и бюджетной политики и применение рыночных инструментов в целях экономического стимулирования деятельности по сокращению выбросов парниковых газов со стороны промышленного и транспортного секторов экономики;

- использование экологически безопасных способов удаления и переработки отходов.

Реализация обязательств протокола предполагает определенные выгоды. Получив 5 – 7% от предусмотренных для России (и планируемых к продаже другим странам – участникам Протокола) льгот по квотам на выбросы (2,5 – 3 млн. тонн СО2-экв.), республика может получить соответствующее финансирование под проведение инвентаризации, разработку и реализацию проектов по снижению выбросов парниковых газов.

В Республике Татарстан с целью обеспечения надлежащего качества жизни из средств бюджета ежегодно на 400 млн. руб. финансируются мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды, несмотря на предусмотренное федеральной целевой программой «Социально-экономическое развития Республики Татарстан до 2006 года» финансирование этих мероприятий из федерального бюджета в объеме 300-600 млн. рублей.

Выполнен комплекс таких природоохранных мероприятий, как: газификация ряда промышленных и сельскохозяйственных объектов, ввод в эксплуатацию современных газоочистных установок и малоотходных технологий, прежде всего на предприятиях топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, тем самым выбросы загрязняющих веществ в атмосферу ежегодно снижаются на 2 - 3 тыс. т, несмотря на рост промышленного производства.

Завершено строительство очистных сооружений в г.Нурлат, с.Б.Атня, р.п.Камское-Устье. Сданы в эксплуатацию биологические очистные сооружения Буинского спиртзавода, НГДУ «Заинскнефть», станции очистки поверхностных стоков ОАО «Татнефть» (г.Альметьевск), канализационные сети и сооружения по очистке поверхностных стоков на предприятиях в г.г.Н. Челны, Нижнекамск, Альметьевск, ливневые очистные сооружения поверхностных стоков ОАО «Татэнергоремонт».

Специализированными предприятиями республики ежегодно собирается более 300 тыс. т отходов для повторного использования и утилизации. Так, например, общая мощность предприятий по переработке изношенной авторезины и других видов резинотехнических изделий в пределах республики составляет более 12 тыс. т автопокрышек в год.

Хартия Земли – это современный ценный источник получения знаний, поэтому экологическое образование и воспитание населения республики получает бесспорный приоритет.

Важным в информировании широкой общественности о деятельности Республики Татарстан в области экологии и природных ресурсов, а также пропаганде экологических знаний среди населения является активная работа со средствами массовой информации, основная задача которых – воспитание в человеке бережного отношения к природе, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.

Однако состояние окружающей природной среды во многих районах республики продолжает оставаться неблагополучным. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов значительно превышает установленные нормативы, происходит загрязнение, опустынивание, истощение и деградация почв, постоянно увеличиваются объемы отходов производства и потребления, из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биологического разнообразия животных и растительных сообществ.

По оценкам специалистов, ежегодный ущерб окружающей среде составляет более 500 млн. руб. Только в 2004 году Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предъявлены иски на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде, в размере 80,5 млн. руб. и более 300 млн. руб. перечислено в Экологический фонд Республики Татарстан в порядке частичного возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде.

Сосредоточение основного производственного потенциала республики в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Заинск и др., а также устойчивый рост автотранспортных средств практически на всей территории республики является причиной создания в воздушном бассейне повышенных концентраций загрязняющих веществ, таких как оксиды азота, оксид углерода, формальдегид, фенол и пр.

Анализ состояния зеленых насаждений общего пользования - садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов на территории городских поселений республики показывает, что зеленый фонд и зеленое хозяйство во многих городах находится в глубоком кризисе. Так, уровень озелененности столицы Республики Татарстан составляет всего 26 % от территории города, при норме озеленения крупного промышленного центра в 55% (СНиП 2.07.-89). Подобная ситуация отмечается и в других крупных городах. И это на фоне того, что зеленые насаждения многих городов находятся в крайне критическом состоянии, – они сильно ослаблены механическими повреждениями, вредителями и болезнями, выбросами промышленных предприятий и автотранспорта.

Качество воды в основных водных источниках республики является неудовлетворительным. Основные реки – Волга, Кама, их притоки – Вятка, Белая, Свияга и ряд других средних и малых рек оцениваются как «умеренно загрязненные» и «загрязненные». Одним из негативных факторов изменения гидрохимического состояния поверхностных водных объектов является их загрязнение сточными водами. Наибольший вклад в загрязнение водных объектов вносят недостаточно очищенные сточные воды предприятий коммунального хозяйства, молочной промышленности, объектов сельского хозяйства, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Существенным является также вклад нефтедобывающей отрасли промышленности в загрязнение подземных и поверхностных водных объектов, загрязнение и истощение земель. В настоящее время в пределах нераспределенного фонда недр Республики Татарстан числится 130 глубоких поисковых и разведочных скважин на нефть, пробуренных за период с 1949 по 1978 год и ликвидированных по геологическим причинам. Проведенные в последние годы визуальные обследования этих скважин показали, что все они расположены в населенных районах вблизи рек и лесных массивов, на сельхозугодьях. Это требует особых природоохранных мер для исключения их негативного воздействия на окружающую среду и постоянного контроля за состоянием ликвидированных скважин.

Проблема охраны и рационального использования водных ресурсов тесно взаимосвязана с проблемой обеспечения населения Республики Татарстан качественной питьевой водой. На начало 2003 г. обеспеченность населения водой питьевого качества в целом по республике составила менее 50%, а в некоторых районах республики не превысила и 10% (Аксубаевский, Алькеевский, Ново-Шешминский, Черемшанский, Апастовский, Тюлячинский, Балтасинский, Дрожжановский и др.).

Серьезный экологический и экономический ущерб природному и хозяйственному комплексам республики наносит эксплуатация Куйбышевского водохранилища, разрушая здания, объекты инфраструктуры, инженерные коммуникации, при этом загрязняя и разрушая природную среду. В зоне затопления и подтопления Куйбышевского водохранилища находится 40 населенных пунктов республики, включая столицу республики - город Казань. Площадь размытых берегов составляет 210 км.

Земельные ресурсы (почвы) республики находятся в депрессивном состоянии. В некоторых районах, особенно в зонах Предволжья и восточного Закамья, вследствие дефляции активно идут процессы опустынивания земель, развиваются процессы переувлажнения, подтопления, заболачивания земель, происходит деградация травянистой растительности. Одним из наиболее наглядных явлений разрушения почв является образование оврагов. В настоящее время площадь овражной сети составляет 50,1 тыс. га, длиной 27362 км, в количестве 19883 шт., где полностью уничтожен плодородный слой почвы, создаваемый тысячелетиями. Ежегодно из-за роста оврагов выводится из сельскохозяйственного оборота более 1 тыс. га сельхозугодий.

Усиливаются процессы эрозии и опустынивания, идет интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель (в республике сегодня насчитывается всего 86,495 тыс. га деградированных земель, подлежащих переводу в естественные кормовые, лесные угодья или консервации, из них переувлажненных – 24,895 тыс. га, заболоченных – 4,244 тыс. га, супесчаных и песчаных – 41,698 тыс. га, засоленных – 1,033 тыс. га, поверхностно сильнокаменистых – 14,625 тыс. га).

На территории республики насчитывается, по официальным данным, 7,5 тыс. га нарушенных земель (карьеров) с полным уничтожением почвенного покрова, отмечается загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами, загрязнение и захламление земель отходами производства и потребления, токсичными веществами, нефтью и нефтепродуктами в районе нефтедобычи, размещения крупных промышленных узлов.

На территории Республики Татарстан с 1993 г. хранится около 1000 т ядохимикатов с истекшим сроком годности и запрещенных к применению, среди которых ртутьсодержащие и хлорсодержащие ядохимикаты. Опасность заключается в том, что основную часть в общей массе ядохимикатов (700 т) составляют смеси (соединения без наименований), среди которых ядохимикаты I, II класса опасности (гранозан, ГХЦГ и др.). Исходя из необходимости решения данной проблемы в республике разработана и утверждена Комплексная программа «Обеспечение безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами на территории Республики Татарстан на 2003-2005 годы», которой определен перечень мероприятий, требующих немедленного проведения. Это касается, прежде всего, организации работ, связанных со сбором и вывозом просроченных ядохимикатов с территории сельхозформирований в специально оборудованные склады районных АО «Агрохимсервис», их идентификацией, транспортировкой к месту утилизации. Начат вывоз ядохимикатов на полигон "Красный Бор" Ленинградской области.

Для обеспечения надежной защищенности пашни и высокопродуктивного агроландшафта необходимо иметь 171,6 тыс. га защитных лесонасаждений, при которой облесенность пашни составит 4,7%, в настоящее время сохранилось 105,5 тыс.га насаждений на оврагах, балках, песках и других неудобных землях, а также полезащитных лесных полос. Таким образом, необходимо создать дополнительно около 90 тыс. га противоэрозионных лесных насаждений.

В Комплексной программе повышения плодородия почв и защиты их от эрозии в Республике Татарстан на 1997 – 2005 г., утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.1997г. № 216, предусмотрены объемы ежегодных лесомелиоративных работ на площади 1000 га.

Для снижения техногенного воздействия отраслей промышленности на окружающую среду необходимо провести комплекс мероприятий, включающий в себя, прежде всего, ремонт резервуаров, строительство товарных и технологических нефтепроводов, реконструкцию установок подготовки нефти, утилизацию попутного газа, улавливание паров легких нефтепродуктов, бурение эколого-гидрогеологических скважин, электроразведку по выявлению очагов загрязнения подземных вод, работы по герметизации эксплуатационных колонн скважин, сооружение ливневых канализаций нефтепромысловых объектов и т.д., требующих больших финансовых вложений.

Всего в республике насчитывается около 700 предприятий, являющихся основными загрязнителями атмосферного воздуха, на которых имеется свыше 32 тысяч стационарных источников, из которых 5,5 тысячи оснащены газо-пылеулавливающим оборудованием.

Процент улавливания загрязняющих веществ в целом по Республике Татарстан в настоящее время составляет 49,9%. Наибольшее количество уловленных загрязняющих веществ приходится на предприятия машиностроения (75,8%), строительного (85,6%), химического и нефтехимического комплексов (70,0%).

Большая часть выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников (85,7%) приходится на топливный комплекс (ОАО «Татнефть», ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» и др.), теплоэнергетический (ОАО «Татэнерго», РПО «Таткоммунэнерго» и др.), химический и нефтехимический (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Казаньоргсинтез» и др.) комплексы.

Общий объем ежегодного образования отходов составляет более 12,2 млн. тонн. Из них: твердых бытовых – 0,8 млн. тонн, промышленных – 1,4 млн. тонн, отходов животноводства – более 10 млн. тонн.

На объектах животноводства образуется более 10,0 млн. т навоза. Специалисты, работающие в этой области, утверждают, что реализация мероприятий по утилизации навоза позволит Республике Татарстан ежегодно производить 6,3 млн. т вермикомпоста, что эквивалентно суммарному внесению в почву: 1,2 млн. т гумуса, 90 – 100 тыс. т азотных, 30 – 60 тыс. т фосфорных, 20 – 40 тыс. т калийных удобрений.

Система государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования и мониторинга природной среды требует совершенствования. Применяемая в системе государственного управления в сфере охраны окружающей среды тарифная система оплаты труда не способствует созданию мотивации качественной и эффективной работы.

Все это требует разработки Комплексной программы по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стратегических планов развития и модернизации системы и структуры охраны окружающей среды республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, направленных на повышение качества и эффективности его работы и снижение преждевременной смертности населения.

 

Заключение

 

1. В курсовой работе был проведен анализ экономического состояния Приволжского Федерального округа с использованием материалов по Республике Татарстан. На основе данного анализа были выявлены основные проблемы:

1) Потребление природных ресурсов продолжает расти с каждым годом. Республика Татарстан в среднесрочной перспективе будет оставаться крупной сырьевой базой топливной индустрии России. Для обеспечения роста ВРП и повышения качества жизни населения Республики Татарстан необходимо максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора.

2) Промышленные отходы, выбросы от автотранспорта включаются в биогеохимические природные круговороты, загрязняют атмо-, гидро- и биосферу, накапливаются в почвенном покрове. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов значительно превышает установленные нормативы, происходит загрязнение, опустынивание, истощение и деградация почв, постоянно увеличиваются объемы отходов производства и потребления, из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биологического разнообразия животных и растительных сообществ.

2. Следуя изложенным проблемам, были определены пути их решения:

1) Для обеспечения роста ВРП и повышения качества жизни населения Республики Татарстан необходимо максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора.

2) Для поддержания роста объемов добычи нефти необходим ввод в эксплуатацию новых добывающих скважин. Кроме того, необходимо активное использование третичных физико-химических и гидродинамических методов увеличения нефтеотдачи пластов.

3) Для того чтобы промышленная добыча битумной нефти была экономически выгодна и рентабельна, необходимы современные и эффективные технологии. Необходимо осваивать новые методы увеличения нефтеотдачи пластов. Однако пока промышленное освоение ресурсов природных битумов сдерживается отсутствием высокоэффек­тивных технологических схем добычи по месторождениям региона, технологий транспортировки и переработки.

4) Важным в информировании широкой общественности о деятельности Республики Татарстан в области экологии и природных ресурсов, а также пропаганде экологических знаний среди населения является активная работа со средствами массовой информации, основная задача которых – воспитание в человеке бережного отношения к природе, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.

5) Следует отметить, что на предприятиях и в организациях республики остается достаточно большой по­тенциал повышения энергоэффективности. Необходимо обеспечить внедрение современных технологий генерации энергий, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии.

6) В связи с предполагаемым удорожанием природного газа возрастающую роль будет играть диверсификация топливно-энергетического баланса путем внедрения альтернативных источников энергии.



Содержание

Введение 5

1. Состояние Приволжского федерального округа 6

1.1 Экономическое районирование. 6

1.2 Природно-ресурсный потенциал и экономические связи ПФО.. 9

1.3 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. 15

2. Экономическое положение Республики Татарстан. 22

2.1 Отрасли рыночной специализации. 22

2.1.1 Основные показатели деятельности промышленности. 22

2.1.2 Топливно-энергетический комплекс. 24

2.1.3 Нефтегазохимический комплекс. 26

2.1.4 Машиностроение и металлообработка. 29

2.1.5 Агропромышленный комплекс. 32

2.2 Отрасли, дополняющие территориальный комплекс. 33

2.2.1 Легкая промышленность. 33

2.2.2 Пищевая промышленность. 34

2.2.3 Лесоперерабатывающая промышленность. 37

2.3 Внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность Республики Татарстан 39

3. Проблемы экономического развития Республики Татарстан и пути их решения 43

3.1 Рациональное природопользование. 43

3.1 Охрана окружающей среды.. 46

3.3 Основные мероприятия по решению проблем региона и ожидаемые результаты 52

Заключение 56

Список использованных источников. 58

Приложение 59



Введение

 

Актуальность темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.

В этой связи большое значение приобретает изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств.

Объектом исследования данной курсовой работы является Приволжский федеральный округ, в частности Республика Татарстан.

Предмет исследования - природно-ресурсный потенциал, экономическое состояние, внешнеэкономические и межрегиональные связи ПФО и регионов, входящих в его состав.

Цель исследования – изучить современное состояние экономики ПФО и определить перспективы его развития.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:

- изучить экономическое состояние Приволжского федерального округа;

- исследовать минерально-сырьевую базу, уровень технологий в производстве и добыче полезных ископаемых региона;

- оценить потенциал экономического развития и улучшения благосостояния населения, благодаря научным открытиям и нововведениям;

- рассмотреть пути повышения эффективности использования природных ресурсов;

- выявить экологически опасные производства региона, предприятия с устаревшим оборудованием и без очистных сооружений, и найти способы изменить ситуацию к лучшему.

Методологической основой исследования послужили: государственная статистика РФ, газеты, официальные сайты в интернете, учебная литература.


1. Состояние Приволжского федерального округа


Экономическое районирование

Экономическое районирование, как метод познания, есть процесс выявления экономических районов, которые объективно существуют и сложились в процессе развития территориального разделения общественного труда. Развитие народного хозяйства и формирование экономических районов - единый экономический процесс. Трудно назвать такие экономические проблемы, осуществление которых не требовало бы порайонного подхода, учета разнообразных природных, исторических, экономических условий. Любые вопросы, в том числе экономические (эффективность капиталовложений, темпы экономического развития, оптимальные размеры предприятия, рациональное использование природных и трудовых ресурсов), а также демографические и экологические требуют привязки к определенной территории.

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Основными принципами районирования являются следующие.

1) Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться с точки зрения установления наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

2) Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

3) Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение федеральных округов диктуется необходимостью укрепления вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

1. Высшее звено районирования - федеральные округа - используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Федеральные округа – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, федеральные округа имеют четко выраженную специализацию (до пяти-семи отраслей), широкий производственный профиль, сложный хозяйственный комплекс.

 В соответствии с указами Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 и «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах» от 21 июня 2000 г. № 1149 были учреждены 7 федеральных округов.

В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный представитель, который формирует свой аппарат управления округом. Его задачей является недопущение противоречий законов РФ и законов субъектов РФ.

В плане социально - экономического развития и размещения производительных сил перед федеральными округами стоит задача укрепления взаимосвязей между субъектами Федерации данного округа, создание в округе такой социально-экономической системы, которая наиболее полно обеспечила бы потребности населения в пределах округа, способствовала бы рыночной специализации округа и его комплексному развитию, создала бы развитую производственную и социальную инфраструктуру и укрепила экономические связи с другими федеральными округами РФ и зарубежными странами.

Федеральные округа выделялись в соответствии с принципами общности территории, специализации хозяйства, общности и достаточности природно-ресурсного потенциала, достаточности самообеспечения. Перечень федеральных округов и их состав приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 [ 2 ]

 Федеральные округа и их состав

 

Округа Субъекты Федерации
Центральный Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; город Москва.
Северо-Западный Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург.
Южный Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания; Краснодарский, Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.
Приволжский Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край.
Уральский Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.
Сибирский Республики Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия; Алтайский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа.
Дальневосточный Республика Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Корякский, Чукотский автономный округа.

 

 

2. Среднее звено районирования используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики. Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена районирования:

1) Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область;

2) Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири;

3) Многоотраслевые и депрессивные – расположенные в значительной части зоны Севера

3. Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория РФ разделена на две экономические зоны: Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток). [2]

 

Природно-ресурсный потенциал и экономические связи ПФО

 

Численность населения Приволжского федерального округа в 2006 г. составила 32019 тыс. человек. ПФО является урбанизированным округом, хотя доля городского населения несколько ниже среднероссийской - 70,8%. На территории округа расположено четыре крупнейших российских города с численностью населения более одного миллиона: Нижний Новгород (1296,8), Самара (1144,2), Казань (1106,9) и Уфа (1040,6).

Уровень рождаемости в Приволжском федеральном округе в 2007 году составил 11 промилле (число родившихся на 1000 населения), что незначительно ниже, чем в среднем по России (11,3 промилле), но выше уровня соответствующего периода 2006 года (10,1 промилле). Уровень смертности в округе за этот же период составил 15,1 промилле (число умерших на 1000 населения), что на 0,4 промилле выше среднероссийского и на 0,5 промилле ниже уровня 2006 года.

Плотность населения региона в несколько раз превышает среднюю по стране и равняется около 30 чел/км2. Население размещено крайне неравномерно. ПФО - один из самых многонациональных округов - 22,1% от общего числа граждан России: это второй по численности населения федеральный округ после Центрального.

 Национальный состав ПФО:

- Русские: 21 млн. 148 тыс. 120 чел. (67,88 %)

- Татары: 4 млн. 063 тыс. 720 чел. (13,04 %)

- Чуваши: 1 млн. 417 тыс. 228 чел. (4,55 %)

- Башкиры: 1 млн. 349 тыс. 633 чел. (4,33 %)

- Мордва: 655 тыс. 926 чел. (2,11 %)

- Удмурты: 560 тыс. 764 чел. (1,8 %)

- Марийцы: 511 тыс. 919 чел. (1,64 %)

- Украинцы: 401 тыс. 614 чел. (1,29 %)

- Казахи: 228 тыс. 016 чел. (0,73 %)

- Коми-пермяки: 106 тыс. 643 чел. (0,34 %)

- Армяне: 105 тыс. 073 чел. (0,34 %)

- Белорусы: 94 тыс. 158 чел. (0,30 %)

- Азербайджанцы: 84 тыс. 183 чел. (0,27 %)

- Лица, не указавшие национальность – 78 тыс. 535 чел (0,25 %)

- Немцы: 71 тыс. 460 чел. (0,23 %)

- Евреи: 29 тыс. 618 чел. (0,09 %) [6]

Однако, это далеко не весь перечень. В целом, на территории ПФО проживают около 140 различных наций, народностей, этнических групп. Зарегистрированы 179 национально-культурных автономий.

Численность экономически активного населения составляет около 50,8% всей численности населения. Численность безработных граждан в конце января 2007 года в Приволжском федеральном округе составила 203,2 тыс. человек. В рейтинге регионов ПФО по данному показателю область занимает девятое место. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,7 процента.

Большинство населения ПФО православного вероисповедания (примерно 70-75%); более 20% исповедуют ислам. Основные научно-богословские институты, духовные управления и места массовых культовых отправлений мусульман сосредоточены в республиках Татарстан и Башкортостан. Однако религиозно-административные мусульманские подразделения (муфтиаты, мечети, молельные дома) имеются практически во всех субъектах РФ ПФО.

На территории ПФО осуществляют свою деятельность представители иудаизма (действующие синагоги в Перми, Самаре, Уфе, Нижнем Новгороде), католицизма (Пермь, Уфа), лютеранства (Пермь, Саратов) и некоторых других конфессий (например, баптисты, а также действующая в южных областях Поволжья григорианская – "армянская" церковь). Однако существенного влияния на формирование общественного мнения представители данных конфессий не оказывают.

С развитием демократических основ общественного устройства государства в некоторых субъектах РФ ПФО возрождаются ранее преследуемые религиозные направления и национальные верования (язычество - Марий Эл, Мордовия, Пермский край; староверы - Нижегородская и Кировская области, Пермский край).

Практически вся территория округа, за исключением самых северных окраин Кировской области и Пермского края, имеет весьма благоприятные природные условия для ведения любой хозяйственной деятельности и проживания населения. Климат умеренно-континентальный. Большая протяженность федерального округа с севера на юг определяет разнообразие природных зон - от тайги на севере Кировской области и Пермской края, далее - зона смешанных и широколиственных лесов, лесостепей; территория южных областей - Оренбургской и Саратовской - относится к степной зоне.

Округ богат разнообразными полезными ископаемыми. Особое значение имеют топливные ресурсы и месторождения химического сырья.

Кроме запасов нефти и газа, составляющих соответственно 13 и 2% общероссийских, здесь сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96% от всех разведанных ресурсов страны), крупные ресурсы фосфоритов (60%), цинка (19%), меди (16%), цементного сырья (15%), серебра (14%), золота (7%), минеральных вод (7%). Кроме того, в регионе известны небольшие месторожде­ния никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, россыпных алмазов, угля, а также огромные запасы разнообразного сырья для производства строительных материалов.

Наибольший удельный вес в экономике региона имеет добыча нефти и газа (соответственно 25 и 5% общероссийской добычи). Топливные ресурсы представлены нефтью, природным газом, горючими сланцами, торфом.

Нефть содержит много серы, парафина и смолы, поэтому является ценным химическим сырьем, разрабатываемые пласты залегают неглубоко (до 1500-2000 м). Интенсивность использования нефтегазовых ресурсов в регионе в среднем в 2 раза выше, чем в Западной Сибири, т.е. их разработка идет более ускоренными темпами, чем в других регионах, а объемы добычи уже давно не восполняются поисковыми и разведочными работами. Причина заключается в прогрессирующем истощении недр за счет разработки лучших по качеству залежей и в высокой обводнённости оставшихся в недрах запасов, что уже невозможно поправить.

Месторождения нефти сосредоточены в Татарстане (Ромашкинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское, Первомайское и др.), в Самарской области (Мухановское и др.). Есть месторождения и в Саратовской области, Башкортостане, Пермском крае, Оренбургской области и в Удмуртии (месторождения Архангельское, Мишкинское).

В перспективе Приволжье останется одним из важнейших нефтедобывающих районов страны, так как найдены новые запасы, в том числе на больших глубинах. Например, Кузайкинское и Урмышлинское месторождения в Татарстане (нефть высоковязкая, высокопарафинистая, трудноизвлекаемая). Будет возрастать добыча нефти в Пермской области в районе Верхнекамского месторождения калийных солей (месторождения Уньвинское, Юрчукское, Чашкинское, Сибирское), это район самой высокой плотности ресурсов нефти в регионе, но он отличается исключительной трудностью разработки нефтяных пластов, так как нефть здесь залегает на большой глубине под соляными пластами. Следует отметить Сибирское нефтяное месторождение - крупнейшее из открытых на территории Пермского края за последние 10 лет. В Пензенской области начата эксплуатация Верхозимского и Комаровского нефтяных месторождений, в перспективе будут освоены Алексеевское и Новочирчимское.

В Приволжье преобладают газоконденсатные месторождения, содержащие, кроме метана, конденсат, пропан, бутан и другие примеси. Оренбургское газоконденсатное месторождение является крупнейшим в Европейской части страны, оно содержит свыше 6% всех запасов газа России - 821 млрд. м3. В Саратовской области - Курдюмо-Елшанское, Степановское. В Башкирии - Канчуринское, Маячное газоконденсатные месторождения, содержащие углеводород и сероводород, Беркутовское, Ермолаевское и другие.

Приволжье богато горючими сланцами. Добыча и переработка ведется на Кашпировском месторождении недалеко от Сызрани. Имеются также ресурсы горючих сланцев Кировской области, но они в настоящее время не разрабатываются.

В Кировской, Нижегородской областях и Республике Марий Эл есть залежи торфа, геологические запасы которого составляют около 2 млрд. тонн. Значительная часть торфа обладает высокой теплотворной способностью.

Угольными ресурсами район небогат. В Пермском крае и Кировской области - каменный уголь. Есть бурый уголь в Башкортостане и Оренбургской области.

Велики ресурсы химического сырья. Здесь расположен один из самых больших в мире соленосных бассейнов - Верхнекамский бассейн калийных солей, его балансовые запасы по всем категориям составляют свыше 173 млрд.т. Этот бассейн имеет мировое значение, здесь сосредоточено более четвертой части мировых запасов калия. Вместе с калийными солями в месторождении сосредоточены запасы каменной соли (около половины российских запасов). Добыча ведется подземным способом. Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. Имеются ресурсы поваренной соли и в Самарской области.

На территории округа расположено Вятско-Камское месторождение фосфоритов, балансовые запасы которого превышают 2 млрд. т (20% общероссийских). Пласты залегают неглубоко (от 3 до 30 м), поэтому могут добываться открытым способом, что снижает себестоимость добычи. Вместе с тем данное месторождение расположено в северной части Кировской области, отличающейся суровым климатом, поэтому добыча руд носит сезонный характер.

Следует отметить весомую роль Приволжского региона в добыче таких цветных металлов, как цинк, свинец, медь, а также серебра и золота. В небольших объемах осуществляется добыча железных и хромовых руд, никеля, угля и алмазов.

ПФО богат медными рудами, преобладают медно-цинковые. Наиболее крупными являются Гайское (Оренбургская область) и Учалинское (Башкортостан), а также Летнее, Весеннее, Сибайское и др. В Гайском и Учалинском месторождениях велись открытые разработки, но сейчас они переходят на подземный способ добычи. Начались работы по освоению Камаганского месторождения медно-цинковых руд (Башкортостан), доступное для открытой разработки. В Башкортостане есть цинковые руды - Ташьярское проявление, в Оренбургской области - месторождения никелевых руд (Орск).

Золото обнаружено в Пермском крае, в том числе на Среднем Урале (в бассейне реки Чусовой) и на Северном Урале (в бассейнах рек Велс и Улс). Ежегодно в Прикамье добывается около 100 тысяч карат алмазов.

Железные руды - природно-легированные (содержат хром и никель); они представлены Орско-Халиловской группой месторождений. Сарановское месторождение является единственным эксплуатируемым в России месторождением хромитов. Здесь же выяв­лены крупные залежи хромистого железняка и медных руд.

Существенные запасы строительного сырья: гипса, глины, цементного сырья, доломитов, стекольных песков и пр. Крупное месторождение высококачественных цементных мергелей - Вольское в Саратовской области. Ташлинское месторождение стекольных песков в Ульяновской области является крупной сырьевой базой всей стекольной промышленности России и СНГ. Высококачественные стекольные пески поставляются в подавляющее большинство стекольных заводов страны. В Оренбургской области - Киембаевское месторождение асбеста.

Леса сконцентрированы в Кировской области, Пермском крае и на севере Нижегородской области. Преобладает эксплуатационный лес, преимущественно хвойных пород (ель, сосна, пихта), есть мелколиственные леса - береза, осина, ива, южнее - липа и дуб. Слишком интенсивная эксплуатация в течение долгого времени привела к значительному истощению лесосырьевых ресурсов региона, особенно хвойных пород.

Приволжье обеспечено водными ресурсами. Главный источник - Волга с притоками, велики ее гидроэнергоресурсы. Богат район запасами подземных вод. Волга и ее притоки богаты рыбой - сом, судак, лещ и др. Почвенно-климатические ресурсы в целом благоприятны для развития сельского хозяйства. Волга - важнейшая транспортная артерия и ось расселения.

ПФО выгодно расположился на пересечении главной водной магистрали страны Волги (дополненной параллельной железной дорогой) с железными и автомобильными путями, связывающими Центральную Россию с Нижним Поволжьем, Южным Уралом и Казахстаном; Волгу пересекают нефте- и газопроводы. Единая глубоководная транспортная система обеспечивает выход региона к портам Каспийского, Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов. Волго-Камский речной бассейн является ос­новным в стране. Роль речного транспорта в транзитных перевозках выше, чем в других регионах, хотя ведущую роль играет железнодо­рожный транспорт.

Через Приволжье проходит Куйбышевская железнодорожная магистраль, обеспечивая связь западных и центральных регионов России с Уралом, Сибирью, на севере территорию пересекают две железнодорожные магистрали, имеющие трансконтинентальное значение: Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Владивосток и Москва - Казань - Екатеринбург - Курган - Омск. Параллельно Волге проходит Приволжская железная дорога.

По территории проходят ряд крупных нефте- и газопроводов российского и международного значения. Международное значение имеет система нефтепроводов «Дружба» - от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Беларусь) и далее в европейские страны, две трассы нефтепровода Сургут-Полоцк, пять магистральных газопроводов Уренгой-Центр и один экспортный газопровод Уренгой-Ужгород. Приволжье имеет довольно разветвленную сеть трубо­проводного транспорта внутреннего значения, она объединяет эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы.

Обеспеченность транспортом регионов Приволжья очень высо­ка. Менее обеспечен транспортом Пермский край. Так, область практически не имеет прямых транспортных связей с республикой Коми, обладающей богатыми природными ресурсами. В будущем, в условиях заметной истощенности собственных ресурсов, нефтегазо-химический, металлургический, лесопромышленный комплексы области не смогут успешно развиваться без привлечения ресурсов Европейского Севера. Существует потребность в улучшении мери­диональных связей между Пермским краем и республикой Башкортостан, что невозможно без строительства новой железной дороги, которая дала бы области кратчайший выход в Оренбургскую область и западную часть Казахстана.

В структуре вывоза из ПФО пре­обладают продукция машиностроения и химической промышлен­ности, нефть и нефтепродукты, значительную роль играет зерно, мука и другие виды сельскохозяйственной продукции. Основными статьями импорта является продукция машино­строения, продовольствие, минеральное сырье и топливо.

Однако высокая степень индустриализации и сельскохозяйственного производства ПФО привели к крайне негативному состоянию окружающей природной среды, характеризующемуся чрезмерно высоким уровнем концентрации вредных веществ в воздухе и водных объектах, деградацией почв и лесных массивов и, как следствие этого, высоким уровнем заболеваемости и смертности населения. Созданный на Волге и ее притоках каскад гидравлических электростанций и водохранилищ привел к концентрации по берегам рек водоемких и энергоемких промышленных производств, прежде всего химических, нефте- и газоперерабатывающих и др. Загрязнение окружающей среды в Приволжье в три-пять раз выше, чем в среднем по стране. Из 100 городов страны с самой загрязненной атмосферой 65 расположены в бассейне Вол­ги (помимо областных и республиканских центров, это Березники, Салават, Соликамск, Тольятти и др.). В регионе много экологически опасных производств, предприятий с устаревшим оборудованием и без очистных сооружений. Имеющиеся же очистные сооружения работают в основном неэффективно. [2]

Экологически неблагополучными являются и те регионы Приволжья, где развиты добывающая промышленность, выплавка металлов и лесная промышленность. На значительной части территории произошло необратимое нарушение природных экосистем.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 259.