Во второй половине 17 века правовое положение городских жителей регламентировалось Соборным Уложением.
В 18 веке Петр I в 1721 году утвердил регламент главного магистрата, который определял правовое положение определенных категорий городского населения. По этому регламенту городские жители делились на 3 основные категории:
1. Знатные (дворяне, проживающие в городской черте и городская верхушка).
2. Регулярные жители, которые делились на 2 гильдии:
· Первая гильдия – банкиры, купцы, врачи, аптекари, художники, владельцы торговых судов.
· Вторая гильдия – ремесленники и мелкие торговцы.
3. Нерегулярные (подлые) жители – это лица, работающие по найму, находящиеся в услужении и др.
В 1785 году Екатерина утверждает жалованную грамоту городам. Этот документ разделил всех городских жителей на 6 категорий:
1. Настоящие городовые обыватели (по сути, это все городские жители, имеющие какую либо недвижимость в городской черте).
2. Купцы, которые сначала делились на 2, а потом на 3 гильдии.
3. Ремесленники.
4. Иностранные гости.
5. Именитые граждане – это городские руководители, промышленники (предприниматели с капиталом, превышающим 50 тысяч рублей), врачи, банкиры, художники, владельцы торговых судов, актеры императорских театров и университетские преподаватели, а немного позднее к этой категории стали относить лиц, имеющих университетское образование.
6. Работные («черные») люди.
Купцы первой и второй гильдии, а также именитые граждане получили ряд привилегий, похожих на привилегии дворянства:
· Свобода от личных повинностей и платежей.
· Свобода от рекрутчины.
· Свобода передвижения по территории страны и право выезда за границу.
· Свобода от телесных наказаний.
Правовое положение духовенства.
В этот период духовенство, как и дворянство, превращается в замкнутое сословие, доступ в которое со стороны был затруднен. По прежнему духовенство делится на белое (приходское) и черное (монашествующее). Должности на приходах практически передаются от отца к сыновьям. Это говорит о том, что в белое духовенство попасть практически было не возможно. В черное же духовенство доступ был. При Петре этот доступ тоже в значительной степени был затруднен (был установлен возраст, отсутствие малолетних детей и так далее).
Законодательство в это время относительно лиц духовного звания предусматривала как определенные привилегии, так и ограничения.
Привилегии заключались в том, что священнослужители, как и дворяне, были освобождены от телесных наказаний, были освобождены от личных повинностей и от податей. Кроме этого, священнослужители имели привилегию сословного представительства в судах. Что касается запретов, то священнослужителям запрещалось заниматься ростовщичеством, заниматься откупами (когда можно было откупить у государства некую сферу предпринимательской деятельности, например, добычу соли), запрещалось производство и продажа спиртных напитков.
В это время церковь была лишена в значительной степени возможности владеть землей и крепостными крестьянами, а ко второй половине 18 века вообще была лишена этого права (Петр III указом о секуляризации церковных земель).
В конце 18 века наблюдается тенденция со стороны государства в расширении прав и привилегий духовенства и даже появляется возможность получения дворянства представителями духовного сословия.
Правовое положение крестьянства.
Категории крестьян.
1. Помещичьи (крепостные) крестьяне. Эта категория населения постоянно расширялась. Эта была совершенно бесправная категория населения, которая не имела никаких гражданских прав, не могла приобретать на свое имя имущество, а все имущество, которое крепостной приобретал, записывалось на помещика. Законодательство запрещало крепостным даже жаловаться на своего помещика. К концу 18 века крепостных можно было спокойно обменивать, продавать, дарить, завещать. Начинается практика раздельной продажи семей крепостных.
2. Государственные крестьяне. Их положение было гораздо предпочтительнее, чем положение крепостных. Они считались собственностью государства, проживали и пользовались землей, которая являлась собственностью государства, обладали возможностью приобретать собственность на свое имя, могли в некоторых случаях покупать земельные наделы.
3. Церковные и монастырские крестьяне. После того, как была создана коллегия экономия они стали называться экономическими крестьянами. После секуляризации данная категория полностью перестала являться церковными и монастырскими. После упразднения коллегии экономии в 80-х годах эти крестьяне входят в состав государственных.
4. Бывшие удельные крестьяне (дворцовые крестьяне). Это были крестьяне, которые жили и работали на землях, принадлежащих царской фамилии. Их статус мало чем отличался от правового статуса государственных крестьян.
5. Посессионные крестьяне. Это крестьяне, которые приобретались для работы на мануфактурах. Их можно было продать только с самим предприятием. Определенная часть посессионных крестьян работала на земле и кормила тех которые работали на предприятии.
6. Однодворцы. Это были потомки мелких служивых чинов. Они являлись лично свободными и проживали, как правило, на окраинах империи. Имели в собственности земельные наделы и одновременно выполняли функции приграничной стражи. Среди однодворцев были даже бывшие дворяне, которые не были записаны в дворянство по петровской переписи. Некоторые однодворцы даже имели крепостных.
7. Холопы. С начала 20-х годов эта категория населения в юридическом смысле прекращает свое существование, поскольку Петр I распространил на холопов те самые положения, которые действовали относительно крепостных. Это говорит о том, что холопы сравнялись с крепостными.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 601.