Общие концепции денежно-кредитной политики в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Денежно-кредитная политика - одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы.

Основные направления единой государственной денежно кредитной политики, разрабатываемые Банком России в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ", содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно - кредитной политики, которыми Банк России будет руководствоваться в своей работе в следующем году.

Банк России придает большое значение подготовке этого программного документа, поскольку, таким образом, он не только знакомит общественность со своими намерениями относительно одной из важнейших сфер деятельности, связанной с конституционно закрепленной за Банком России функцией по защите и обеспечению устойчивости национальной денежной единицы, но и формирует позитивные ожидания в экономике. Повышая прозрачность своей работы, Центральный Банк способствует росту доверия к проводимой экономической и денежно кредитной политике.

При проведении денежно кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.

Однако возможность эффективного применения конкретных инструментов денежно кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики проведением необходимых институциональных преобразований.

Цель данной курсовой работы - денежно - кредитная политика Банка России.

В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;

2. проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;

3. изучить перспективы развития денежно-кредитной политики в России.

Особое внимание уделяется направлениям совершенствования денежно-кредитной политики в России.

Работа выполнена на материалах периодических изданий таких, как "Банковское дело", "Деньги и кредит" и некоторых других периодических изданий и учебников.

Вследствие исключительной важности проблем, решаемых денежно-кредитной политикой, средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) уделяют ей большое внимание. Публикуется множество аналитических статей, статистических сводок, прогнозов изменения ситуации в ближайшее время и на долгосрочную перспективу.



Общие концепции денежно-кредитной политики в России

Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ

Рефинансирование банков

 

Ставка рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) на графике отражают нестабильность российской экономики.

Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой "удорожание" кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.

В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов.

Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе является рефинансирование Банком России банков, осуществляемое на рыночных условиях. Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов “овернайт ”, а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.05 №36 “О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам ” (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.05 №19 П “О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг ” (с учетом изменений и дополнений).

В целях совершенствования действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 2006 года в ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также были установлены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России. За январь сентябрь 2005 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты “овернайт ” 25 банкам на сумму 1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены.

В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей.

Процентная политика по операциям Банка России Важным инструментом денежно кредитной политики являются процентные ставки по операциям Банка России. В 2005 году действовали установленные в 2005 году ставки рефинансирования 60% годовых и по кредитам “овернайт ” 55%. В июне 2005 года по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена на 5 процентных пунктов (с 60 до 55%). В это же время Комитет Банка России по денежно кредитной политике принял решение о снижении ставки по кредитам “овернайт ” с 55 до 50%. Депозиты привлекались по ставкам в размерах, устанавливаемых Банком России[7].

Уровень процентных ставок в январе сентябре 2005 года колебался от 0,6 до 28% годовых в зависимости от состояния межбанковского рынка и виде депозитных операций. Средневзвешенная процентная ставка по депозитам Банка России, привлеченным с 1 января 2005 года по 30 сентября 2005 года, составила 18,02% годовых. Минимальная сумма привлекаемого депозита составляла 20 млн. рублей.



Валютные интервенции

 

В результате анализа, о котором говорилось ранее, были получены следующие данные (Таблица 1).

По результатам анализа можно сделать несколько выводов. До валютного кризиса августа 1998 года Центральный банк РФ был наиболее успешен в сглаживании колебаний валютного курса (в 78% случаев) и менее успешен в поддержании тенденций на рынке (47% случаев).

После кризиса и введения плавающего курса общая эффективность валютных интервенций Банка России снизилась. По значениям третьего критерия можно сделать вывод, что в России не могут "перебороть" рынок и осуществить разворот тренда. С такой низкой эффективностью в периоды финансовых потрясений ЦБР не сможет исключительно силами одних интервенций противостоять валютному кризису.

 

Таблица 1.

Валютные интервенции за период с 1997г. по март 2006г.

Критерий успеха

Направление

Сглаживание

Разворот

Период до валютного кризиса, январь 1997г. - август 1998г.

Успешные интервенции

9

14

0

Провальные интервенции

10

4

18

Всего

19

18

18

Доля успешных интервенций

47,40%

77,80%

0,00%

Период после валютного кризиса, сентябрь 1998г. - март 2006г.

Успешные интервенции

9

15

1

Провальные интервенции

14

8

22

Всего

23

23

23

Доля успешных интервенций

39,10%

65, 20%

4,30%

Весь период

Успешные интервенции

17

28

1

Провальные интервенции

25

13

40

Всего

42

41

41

Доля успешных интервенций

40,50%

68,30%

2,40%

 

Но эти выводы отнюдь не свидетельствуют о низком профессионализме Центрального банка. Международные исследования обнаружили, что эффективностью обладают лишь интервенции центральных банков США, Японии и Германии. Большинство же центральных банков в этом преуспело мало.

Например, слабое влияние валютных интервенций на курс национальной денежной единицы отмечено в таких развитых странах, как Швеция и Канада.

Также проиллюстрировать результаты анализа можно, рассмотрев динамику курса доллара США к российскому рублю, которая подтверждает успешные действия ЦБР по сглаживанию колебаний курса и слабое влияние валютных интервенций на замедление или прекращение падения курса рубля.



Предварительные итоги и прогноз на будущее

 

Конечной целью денежно кредитной политики в 2006 году является снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП. При этом создаются условия для снижения безработицы и роста реальных доходов населения. Количественные параметры экономического роста и снижения темпов прироста потребительских цен зависят от характера проводимой макроэкономической политики.

Предусмотренная на 2006 год бюджетная политика формирует в целом благоприятные условия для проведения денежно кредитной политики. Доходы федерального бюджета будут превышать расходы (без учета расходов по обслуживанию государственного долга), и первичный профицит составит 3,18% ВВП. С учетом расходов на обслуживание государственного долга планируется, что общий объем дефицита федерального бюджета будет минимальным с начала периода проведения экономических реформ составит 1,08%ВВП, или 57,8 млрд. рублей.

Это означает существенное сокращение спроса государственного сектора на заемные ресурсы и расширение возможностей кредитования частного сектора экономики. При проведении денежно кредитной политики в 2000 году в условиях плавающего валютного курса рубля контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внесвое значение с точки зрения процесса постановки целей денежно кредитной политики. По оценкам Банка России, в 2006 году продолжится развитие некоторых тенденций изменения структуры денежной массы, сформировавшихся в течение 2005 года.

Так, несмотря на планируемую индексацию заработной платы и пенсий, предполагается дальнейшее среднесрочное сокращение удельного веса наличных денег в структуре денежной массы. Более широкое внедрение зарплатных пластиковых карт с принятием закона о гарантировании вкладов частных лиц в коммерческих банках также будет способствовать сокращению удельного веса наличных денег.

Однако возможно развитие и новых тенденций, связанных с изменениями в структуре ресурсов коммерческих банков. Если в 2005 году прирост ресурсов коммерческих банков происходил в основном за счет увеличения средств на счетах предприятий, то в 2006 году можно ожидать некоторого уменьшения влияния этого фактора в процессе формирования спроса на деньги, что связано с возможным замедлением прироста цен на нефть.

В 2006 году процентные ставки сохранят свою роль индикатора денежно кредитной политики. По мере завершения процесса восстановления финансовых рынков роль этого индикатора будет возрастать. Снижение реальных процентных ставок является адекватным процессу стабилизации национальной валюты.



Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что перед Центральным банком России стоит грандиозная задача восстановления и оптимизации банковской системы, проведение денежно-кредитной политики, исключительная важность которой в настоящее время обусловлена инфляционными проблемами.

Но не стоит забывать, что денежно-кредитная политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста.

Долгосрочного эффекта можно достичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики, для которой требуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный период. Это и должны обеспечить денежно-кредитная и фискальная политика государства.

В данной курсовой работе проведена попытка последовательного анализа деятельности ЦБ России в направлении осуществления денежно-кредитного регулирования начиная. Не претендуя на полноту (учитывая обширность вопроса), приведенного анализа по традиционным методам осуществления денежно-кредитного регулировании, и как следствие - изменений в экономике страны в общем, вышеизложенный материал позволяет выделить основные, характерные моменты текущего периода в рамках рассматриваемого вопроса:

высокая степень взаимосвязи динамики по механизмам осуществления денежно-кредитного регулирования и динамики процессов в экономике РФ позволяет говорить об увеличивающейся действенностью мер принимаемых ЦБ в данной области;

следует отметить более решительный переход в политике Банка России от административно-командных к рыночным методам регулирования;

сочетание мер принимаемые ЦБ в области валютной политики и в области дисконтной политики по национальной валюте позволили добиться определенных успехов в процессе обеспечения устойчивости рубля, повышения размеров золотовалютных резервов;

сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста.

Однако, следует отметить, что на фоне неопределенности ситуации на внешнем рынке с ценами на нефть и с реструктуризацией внешнего долга России дальнейшая динамика событий в этих областях, судя по всему, будет в будущем, определять действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования, и накладывать определенные ограничения в выборе им тех или иных механизмов действия.

В рамках поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. рассмотрены общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основная роль Центрального Банка Российской Федерации;

2. проанализировано текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;

3. изучены перспективы развития денежно-кредитной политики в России.



Список литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изменениями от 03.06.2006г)

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства РФ с изменениями от 26.10.2005г)

3. Федеральный закон "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в ред. Федеральных законов от 26.04.2005 N 65-ФЗ,.

4. Денежно-кредитная политика - 2006 // Деньги и кредит. №12, 2005 г.

5. Банковское дело. Под ред.В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М., "Финансы и статистика", 2005 г. - 265с.

6. Большой экономический словарь / под ред. Азрилияна А.Н. - 3-е изд. Стереотип. - М.: Институт новой экономики, 2001-864с.

7. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2002. - 240с.

8. Долан Э. Дж., Д.Е. Линдсей. Макроэкономика. С-Пб, "Литера плюс", 2006г. - 457с.

9. Ковалева А.М. Финансы и кредит: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 512с.

10. Материалы X съезда АРБ // Деньги и кредит. №6, 2004 г.

11. Моисеев С.Р. Анализ эффективности валютных интервенций Банка России // Банковское дело. №11, 2005 г.

12. Пономарев Ю.В. Российские банки в международном сообществе // Деньги и кредит. №8, 2005г.

13. Рушайло П. Плати туда, не знают куда // Коммерсант +деньги. №46 (299) от 22 ноября 2004 г.

14. Саркисянц А.Г. О состоянии банковской системы и возможных направлениях ее реформирования // Банковское дело. №9, 2005 г.

15. Тенденции экономического развития России в первом полугодии 2006 года // Деньги и кредит. №7, 2006 г.

16. Турбанов А.В. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты // Банковское дело. №8, 2004 г.

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М., "Финансы", издательское объединение "Юнити", 2003 г. - 452с.

18. Френкель А.А. Прогноз социально-экономического развития России на 2006 год // Банковское дело. №3, 2006 г.


[1] Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М., «Финансы», издательское объединение «Юнити», 2003 г.-152с.

[2] Банковское дело. Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. М., «Финансы и статистика», 2005 г.-165с.

[3] Ковалева А. М. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 312с.

[4] Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2002.- 40с.

[5] Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ред. Федеральных законов от 26.04.2005 N 65-ФЗ.

[6] Денежно-кредитная политика – 2006// Деньги и кредит. №12, 2005 г.-12с.

[7] Френкель А. А. Прогноз социально-экономического развития России на 2006 год// Банковское дело. №3, 2006 г.-4с.

[8] Рушайло П. Плати туда, не знают куда// Коммерсант. Деньги. №46 (299) от 22 ноября 2004 г.-14с.

[9] Тенденции экономического развития России в первом полугодии 2006 года//Деньги и кредит. №7, 2006 г.-3с.

[10] Пономарев Ю.В. Российские банки в международном сообществе// Деньги и кредит. №8, 2005г.-21с.


Введение

 

Денежно-кредитная политика - одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы.

Основные направления единой государственной денежно кредитной политики, разрабатываемые Банком России в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ", содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно - кредитной политики, которыми Банк России будет руководствоваться в своей работе в следующем году.

Банк России придает большое значение подготовке этого программного документа, поскольку, таким образом, он не только знакомит общественность со своими намерениями относительно одной из важнейших сфер деятельности, связанной с конституционно закрепленной за Банком России функцией по защите и обеспечению устойчивости национальной денежной единицы, но и формирует позитивные ожидания в экономике. Повышая прозрачность своей работы, Центральный Банк способствует росту доверия к проводимой экономической и денежно кредитной политике.

При проведении денежно кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.

Однако возможность эффективного применения конкретных инструментов денежно кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики проведением необходимых институциональных преобразований.

Цель данной курсовой работы - денежно - кредитная политика Банка России.

В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;

2. проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;

3. изучить перспективы развития денежно-кредитной политики в России.

Особое внимание уделяется направлениям совершенствования денежно-кредитной политики в России.

Работа выполнена на материалах периодических изданий таких, как "Банковское дело", "Деньги и кредит" и некоторых других периодических изданий и учебников.

Вследствие исключительной важности проблем, решаемых денежно-кредитной политикой, средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) уделяют ей большое внимание. Публикуется множество аналитических статей, статистических сводок, прогнозов изменения ситуации в ближайшее время и на долгосрочную перспективу.



Общие концепции денежно-кредитной политики в России

Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.