ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА И ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА И ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ.

 

Выполнил:

Руководитель:

 

 

Допущена к защите: м

(( (дата, подпись руководителя)

Защищена с оценкой: м

Председатель комиссии: м

Члены комиссии: м

Дата: п

 

 

Тула, 2008


 


Содержание

 

Введение                                                                                           3

Глава 1. Уровень жизни и потребительская корзина                    5

1.1. Определение уровня жизни населения в России                5

1.2. Прожиточный минимум                                                       7

1.3. Величина прожиточного минимума                                    9

Глава 2. Потребительская корзина в различных странах         14

2.1 Российский и европейский подход к формированию         14

потребительской корзины

2.2. Набор российской и европейской потребительских корзин     17

2.3. Потребительские привычки немцев                                         20

Глава 3. Проблематика российской потребительской корзины    23

3.1. К истории вопроса                                                                    23

3.2. Насущные приоритеты                                                             24

Заключение                                                                                       28

Список использованной литературы                                              29

Приложение                                                                                      30


 


Введение.

 

На протяжении всей человеческой истории от древних империй и зарождения экономических и политических институтов до новейшего времени данные о положении населения носили исключительно важную роль, являясь своеобразным “зеркалом” развития государства. На ранних стадиях развития качество жизни во многом являлось отражением культурного, но не технологического превосходства, однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменялась. С развитием общества и возникновением современных социально- экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения. Качественный скачок в повышении численности населения, изменение социально- демографического профиля планеты в купе с резким увеличением производительности труда и образованностью людей привело к возникновению в конце XIХ – начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни. Наступало другое время – время технологического прорыва и чудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всё большую политическую и экономическую роль. Появление новых методов в математике, социологии, статистике, экономике позволили вывести термин “уровень жизни” на новую ступень.

Сегодня к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры.

Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.


 


ГЛАВА 1. Уровень жизни и потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

 

Одним из важнейших индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум.

В «Методических положениях по статистике» даются следующие толкования понятий категории прожиточного минимума.

Прожиточный минимум определяет уровень потребления товаров и услуг, являющийся минимальным и достаточным для обеспечения жизнедеятельности человека, и определяется на основе научно-обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.

Бюджет прожиточного минимума, или кратко,прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных социальных гарантий, предоставляемых государством населению.

Сфера использования прожиточного минимума весьма широка: это и элемент системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, и база для расчётов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. Он применяется во многих расчётах, связанных с обеспечением пенсий, различных дотаций и льгот различным категориям нуждающихся.

При определении прожиточного минимума обычно исходят из рационального и минимального потребительских бюджетов.

Рациональный бюджет формируется на основе научно обоснованных нормах потребления продуктов питания, обеспеченности семей одеждой и обувью, домашним имуществом, медикаментами, предметами культурно-бытового и хозяйственного обихода, услугами культурно-бытового и другого назначения.

Минимальный потребительский бюджет – это тот уровень доходов, который даёт возможность удовлетворить потребности человека в питании на уровне физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты организма для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, а также покрытие расходов на удовлетворение других самых необходимых потребностей.

Минимальный потребительский бюджет оценивается в зависимости от пола, возраста и зоны проживания. Величина минимального потребительского бюджета периодически пересматривается с учётом динамики цен и стоимости потребительской корзины.

Набор продуктов питания, так называемая минимальная продовольственная корзина, входящая в состав прожиточного минимума, обеспечивает содержание по химическому составу продуктов и их калорийность в следующих пропорциях (в Сутки):


 

Табл. 1.

Содержание питательных веществ в минимальной продовольственной корзине.

 

 

В среднем на душу населения

Мужчины

16-59 лет

Женщины

16-54 лет

Пенсио-

неры

Дети

0-6 лет 7-15 лет
Белки, г 73,6 88,7 70,3 66,3 49,4 74,5
В том числе Животного происхождения 28,9 31,5 27,3 25,6 25,1 33,1
Жиры, г 56,8 64,1 54,3 48,3 51,6 73,9
Углеводы, г 353,3 441,2 337,6 316,9 228,1 351,7
Энергетическая ценность, ккал 2236,7 2720,4 2138,4 1979,6 1581,1 2385,6

 

Набор продуктов питания рассчитывается на основе минимальных размеров потребления Институтом питания Академии медицинских наук РФ, ИСЭПН РАН и Минтруда РФ при участии Всемирной организации здравоохранения.

Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по восьми природно-климатическим зонам. Зонирование территории России сделано на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения.

Нормативы на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи устанавливаются по доле затрат на эти цели в бюджете низкодоходных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о структуре расходов 10% наименее обеспеченного населения.


 



К истории вопроса.

 

Впервые понятие потребительской корзины (в качестве обозначения минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые считаются необходимыми для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности) было введено указом президента в 1992 году, считалось, что это временная мера на короткий срок кризиса. При этом исходили из того, что у людей есть какие-то запасы продовольствия, подсобное хозяйство и т.п. Последний раз Федеральный закон “О потребительской корзине в целом по РФ” был принят в марте 2006 года, в нем она претерпела незначительные изменения в сторону увеличения мясопродуктов, рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов и сахара при уменьшении норм потребления хлебопродуктов и картофеля.
 «Продовольственная корзина ни в коем случае не предназначена для того, чтобы кто-то так питался, - рассказал доктор медицинских наук, профессор НИИ питания РАМН Александр Батурин. - Это всего лишь экономический стандарт, который показывает, что на относительно небольшие деньги можно построить достаточно приличный - по медицинским показателям - рацион, в рамках которого можно обеспечить здоровье».

Специалисты Института питания рассчитали “корзинные” нормы, исходя из результатов проведенных исследований. Так, Росстат обследовал бюджеты семей с низкими доходами, собирая информацию обо всех видах расходов и доходов за определенный промежуток времени. При этом количество и структура потребления продовольствия подправляется до приемлемости с медицинских позиций, выстраивается рацион, удовлетворяющий потребности человека в основных пищевых веществах и энергии. Так получился состав корзины, закрепленный в федеральном законе.


Насущные приоритеты.

 

Как показывают результаты экспертизы, практика формирования проектов потребительской корзины в субъектах Российской Федерации выявила ряд вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. Работа по совершенствованию потребительской корзины в целом по Российской Федерации, в частности, должна предусматривать:

1. уточнение наборов продуктов питания потребительской корзины на основе корректировки отдельных позиций минимального набора при неизменности его химического состава и энергетической ценности для основных групп населения. Опыт подготовки региональных потребительских корзин выявил необходимость проведения научных исследований по уточнению территорий ряда субъектов Российской Федерации с учетом факторов, влияющих на потребление продуктов питания;

2. разработку вопросов формирования наборов непродовольственных товаров для детей различных возрастных категорий, учитывая дифференциацию гардероба детей в зависимости от пола, особенно в старшей детской возрастной группе. Требует расширения в минимальных наборах непродовольственных товаров ассортимент теплого белья в регионах с холодным и резко континентальным климатом;

3. уточнение действующего порядка расчета минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования в целом по России и в отдельных регионах;

4. совершенствование подходов к распределению территории Российской Федерации по факторам, влияющим на пользование жилищно-коммунальными услугами исходя из климатических условий и особенностей структуры потребления конкретного субъекта Российской Федерации с учетом действующих нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства;

5. определение порядка расчета нормативов пользования транспортом для пенсионеров и детей в условиях отмены льгот и развития в регионах коммерческих видов транспорта.

Разработка вопросов совершенствования потребительской корзины и методических рекомендаций по ее определению в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предполагает проведение комплекса исследовательских работ по следующим направлениям:

- совершенствование методологического подхода и порядка формирования минимального набора продуктов питания на основе обследований фактического объема потребления в малоимущих семьях с учетом объективных различий в потреблении, определяемых природно-климатическими условиями и национальными традициями;

- проведение обследований с целью уточнения порядка формирования минимального набора непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения на основе изучения уровня обеспеченности, минимальной обновляемости непродовольственными товарами малоимущих семей;

- изучение вопросов формирования минимального набора услуг с увязкой с основными направлениями реформирования системы социальной защиты населения. Проведение исследований, связанных с формированием объема транспортных услуг, обусловленных расширением платности транспортных услуг для пенсионеров.

Характерный пример прямого действия прожиточного минимума - пособие по безработице, пенсии. Также, согласно Трудовому кодексу РФ (статья 133) "минимальный размер оплаты труда... не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека".

В июне 2007 г. прошло очередное рассмотрение проблемы расчетов федерального прожиточного минимума на заседании Российской трехсторонней комиссии. Дело в том, что сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на действующие федеральные законы “О прожиточном минимуме в РФ” и “О потребительской корзине в целом по РФ”, официально утвержденного прожиточного минимума не существует. Постановление Правительства РФ, утверждающее методику расчетов прожиточного минимума, до сих пор не подписано.

Это связано с несогласием между Минфином, Минздравом и Минэкономразвития, касающимся методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения. У каждого из трех министерств есть свои, разные оценки стоимостного выражения потребительской корзины. На первый взгляд, они не слишком расходятся между собой: так, по прогнозу Минфина, с 1 декабря 2007 года прожиточный минимум должен быть равен 4300 рублям, в то время как по расчетам МЭРТ, которые представлены в проекте федерального бюджета, эта цифра вырастает до 4441 рубля, но в масштабах всей страны получившаяся сумма уже не выглядит мелочью. В тоже время все трое понимают, что у нас получается убогий прожиточный минимум, исходящий из убогой потребительской корзины.
Позиция профсоюзов по данному вопросу заключается в том, чтобы утвердить и опубликовать федеральный прожиточный минимум в максимально короткие сроки. При этом состав корзины должен быть пересмотрен, так как действующий не отражает реальную структуру потребления. Ведь давно стали реально платными и здравоохранение, и образование. Многие платные социальные услуги не учтены в корзине. Реально выжить, пользуясь только этой суммой, просто невозможно.

В регионах дело обстоит несколько проще. Так, председатель Тульской федерации профсоюзов Игорь Каенков рассказал, что проект закона о потребительской корзине рассматривался на заседании трехсторонней комиссии. Профсоюзы выступали за то, чтобы учитывать в ней расходы на образование детей, на санаторно-курортное лечение, полностью расходы на ЖКХ. К сожалению, действующее законодательство не позволяет этого сделать, поэтому в местном законе были записаны положения ФЗ. Единственное, что удалось сделать, - незначительно повысить цены на продукты, учитываемые при расчетах, так как методика выборки цен нигде четко не прописана.

Сейчас первая, наиглавнейшая задача - поднять минимальную заработную плату и размер пенсий хотя бы на уровень существующей потребительской корзины, и за это еще придется побороться. По крайней мере, в регионах...


 



Заключение.

 

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Стоит ли говорить, что зарубежные нормативы уровня жизни от российских отличаются в разы. Причем, если обратить внимание, то можно заметить, что в развитых странах еда в стоимостном отношении занимает меньше половины всей потребительской корзины. Например, в США (как и во многих других странах) на первой строке обязательных расходов – плата за жилье и коммунальные услуги, которая составляет 42% от стоимости всей корзины. На еду тем временем полагается лишь 18%. Россиянам же, при скудном пайке, приходится довольствоваться еще меньшим набором товаров, услуг и развлечений.

Наша законодательно утверждаемая потребительская корзина вообще не имеет ничего общего с западной. Она разная по составу, выражается в конкретной сумме и служит основой для определения МРОТ и пособий. Наполнение французской или английской потребительских корзин считается не в абсолютных, а в относительных показателях, то есть является индексом. А затем на основе изменения индекса потребительских цен автоматически корректируется минимальная заработная плата.

Что случится с нашей великой страной, если будет расширена потребительская корзина и повышена минимальная заработная плата? Бюджетный коллапс? Вряд ли. Зато вполне возможно, что произойдет просто перераспределение национального богатства, выравняется уровень жизни, возрастет внутренний платежеспособный спрос, что будет способствовать созданию новых рабочих мест.


 


Список используемой литературы.

 

1. Бобков В. Н. и др. Качество жизни: концепция и измерение. – М., 2004.

2. Волгина. Н.А. Социальная политика: Учебник/ под общ. ред. Н.А.Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2005г.

3. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С10-13

4. Октябрьский П.Я. Россия сегодня: наши доходы. //Вопросы статистики. – 2007. - №3. – С34-39.

5. Уровень жизни населения// Российский статистический ежегодник: стат. сб. /Госкомстат России. – М., 2007.

6. Уровень жизни населения// Российский статистический ежегодник: стат. сб. /Госкомстат России. – М., 2006.

7. Журнал Профиль. – 2006. – /Русская версия Invision Power Board: http://www.invisionboard.com

8. Информационный сайт о Германии Deutsche Welle. – 2008. - // http://www.dw-world.de

9. Официальный сайт Госкомстата - // http://www.gks.ru

10. Первое независимое рейтинговое агенство – //http//russia.fira/ru


 

Приложение.

Приложение 1. Минимальный набор продуктов питания, используемый для расчета ВПМ в целом по России (килограммов в год)

 

Наименование продуктов

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

мужчины женщины 0 - 6 лет 7-15 лет
1. Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) - всего 177 124,9 119 64,4 112,3
в том числе:          
Бобовые 7,3 5,5 3,7 - 2
мука пшеничная 20 17 25 17 18
Рис 5 2,9 2,9 3 4
другие крупы (кроме риса) 6 5 4 5 6
хлеб пшеничный 75 65 55 30 70
хлеб ржаной 115 62 55 20 40
макаронные изделия 6 5 6 4 4
2. Картофель 150 95 90 85 135
3. Овощи и бахчевые – всего 91,8 86,8 96,8 85 120
в том числе:          
капуста свежая и квашеная 35 30 25 30 35
огурцы и помидоры свежие и соленые 1,8 1,8 1,8 5 5
столовые корнеплоды 35 35 40 30 40
прочие овощи 20 20 30 20 40
4. Фрукты свежие 18,6 14,6 13,6 34,4 44,4
5. Сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар) - всего 20,8 19,8 18,8 19,7 26,1
в том числе:          
сахар 20 19 18 18 24
Конфеты 0,7 0,7 0,7 1 1
Печенье 0,7 0,7 0,7 2 3
6. Мясопродукты - всего 34,8 28 22,7 18,7 33,5
в том числе:          
Говядина 15 12 10 8,7 15
Баранина 1,8 1 0,7 - -
Свинина 4 3 2 - 2,5
мясо птицы 14 12 10 10 16
7. Рыбопродукты - всего 14,7 12,7 14,7 8,7 12,5
в том числе:          
рыба свежая 14 12 14 8 11
Сельдь 0,7 0,7 0,7 0,7 1,5
8. Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) – всего 217,3 203,5 199,5 279 304,2
в том числе:          
молоко, кефир 110 100 100 130 114
Сметана 1,8 1,8 1,8 1,8 2,6
масло животное 1,8 1,8 1,8 4 5
Творог 10 10 9 10 12
Сыр 2,5 2 2 2 3
9. Яйца (штук) 180 150 90 150 180
10. Масло растительное, маргарин и другие жиры – всего 13 11 10,2 7 12
в том числе:          
маргарин и другие жиры 6 5 4 2 3
масло растительное 7 6 6,2 5 9
11. Прочие продукты – всего 4,88 4,88 4,15 2,925 4,015
в том числе:          
Соль 3,65 3,65 2,92 1,83 2,92
чай 0,5 0,5 0,5 0,365 0,365
специи 0,73 0,73 0,73 0,73 0,73

 


 

Приложение 2. Набор индивидуальных непродовольственных товаров, используемый для расчета ВПМ мужчин и женщин в целом по России.

 

Наименование товаров

Мужчины: возраст

Женщины: возраст

трудоспособн.

пенсионный

трудоспособн.

пенсионный

к-во (штук) износ (лет) к-во (штук) износ (лет) к-во (штук) износ (лет) к-во (штук) износ (лет)

1. Верхняя пальтовая группа:

куртка с меховой подстежкой 1 8 1 10        
куртка 1 9 1 10        
пальто (плащ) 1 7 1 8 1 7 1 8
пальто зимнее         1 8 1 10
пальто демисезонное         1 7 1 8

2. Верхняя костюмно-платьевая группа:

костюм-двойка 1 5 1 6        
сорочка из хлопчатобумажной или смесовой ткани (блузка) 3 4 2 5 2 5 1 5
брюки из полушерстяной ткани 1 4 1 5        
брюки из джинсовой ткани 1 4 1 3        
джемпер (свитер) 1 5 1 6 1 5 1 5
спортивный костюм 1 4 1 4 1 3 1 4
платье из полушерстяной ткани         1 5 1 6
платье из х/б ткани         2 5 1 5
халат         1 5 2 5
юбка         1 5 1 5

3. Белье:

трусы 5 2 4 2 5 2,4 5 3
майка 3 3 3 2,5        
бюстгальтер         2 3 2 3,5
сорочка ночная         2 3 2 3
комбинация         2 4 2 3,5

4. Чулочно-носочные изделия:

носки 7 1 5 2        
колготки         6 2 4 2

5. Головные уборы и галантерейные изделия:

меховой головной убор 1 7 1 9 1 8 1 9
шапочка из полушерстяной пряжи 2 7 1 7 1 4 1 5
шарф 1 6 1 6 1 6 1 6
перчатки трикотажные 1 3,5 1 4 2 3,5 1 4

6. Обувь

сапоги на утепленной подкладке 1 5 1 6        
сапоги зимние         1 5 1 6
сапоги осенние         1 3 1 5
полуботинки 2 5 1 5        
туфли закрытые         1 1,5 1 2,5
туфли летние         1 1,5 1 2,5
кроссовки 1 3 1 3        
обувь домашняя 1 3 1 3 1 3 1 2
обувь резиновая 1 7 1 5 1 5 1 4

7. Школьно-письменные товары:

тетрадь (12 листов) 1 1 1 1 1 1 1 1
авторучка 2 1 2 1 2 1 2 1

 

Набор индивидуальных непродовольственных товаров, используемый для расчета ВПМ детей в целом по России

 

Наименование товаров

Возраст (лет)

0 - 6 лет

7 - 17

к-во (штук) износ (лет) к-во (штук) износ (лет)

1. Верхняя пальтовая группа:

куртка с меховой подстежкой 1 2    
куртка 1 2 1 3
комбинезон 1 2    
пальто зимнее (куртка)     1 3
пальто демисезонное     1 3

2. Верхняя костюмно-платьевая группа:

платье для девочек п/ш 1 2 1 3
платье для девочек х/б 1 1,5 1 2
сорочка для мальчиков из хлопчатобумажной или смесовой ткани 2 1,5 4 3
блузка     1 3
юбка     1 4
брюки для мальчиков п/ш 1 2 1 3
брюки для мальчиков джинсовые 1 1,5 1 2
джемпер (свитер) 1 2 1 3
спортивный костюм 1 2 1 2
пеленки 12 1    
ползунки 6 1    
распашонки (рубашечки) 8 1    

3. Белье:

трусы 5 1,5 5 2
майка 3 1 5 2
пижама (сорочка) 1 2 2 3

4. Чулочно-носочные изделия:

носки 4 0,9 3 1,9
колготки 3 0,9 3 1,9

5. Головные уборы и галантерейные изделия:

меховой головной убор 1 2,5 1 3,3
шапочка из полушерстяной пряжи 1 2,5 1 3
шарф 1 3 1 3
варежки (перчатки трикотажные) 2 3 1 3,3

6. Обувь

сапоги зимние (валенки) 2 3 1 2
ботинки (полуботинки) 2 3 1 2
туфли летние 1 1 1 2
кроссовки 1 1 1 2
обувь домашняя 1 1 1 2
обувь резиновая 1 1 1 2

7. Школьно-письменные товары:

сумка (рюкзак ученический)     1 2
тетрадь (12 листов)     30 1
авторучка     10 1

 

Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования

 

Наименование товаров Количество (штук)

Срок износа (лет)

Постельное белье

1. Одеяло 3

20

2. Подушка 3

15

3. Пододеяльник 6

9

4. Простыня 9

6

5. Наволочка 6

6

6. Полотенце личное 6

7

7. Полотенце банное 3

8

8. Полотенце кухонное 6

5

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

1. Посуда:

тарелка 2

12

кастрюля, сковорода 6

9

чайник 1

8

стакан, чашка 6

6

столовый прибор (ложка, вилка, нож) 10

7

2. Бытовые приборы:

холодильник 1

20

телевизор 1

15

стиральная машина 1

20

электроутюг 1

9

швейная машина 1

40

светильник бытовой 4

25

часы всех видов 2

12

3. Мебель:

шкаф для одежды 1 25  
шкаф навесной 2 20  
шкаф-вешалка 1 20  
зеркало 1 20  
кровать (диван) 3 22  
стол обеденный 1 25  
стол рабочий 1 25  
стул 3 15  
табурет 3 9  
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

10 процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

 

 


[1] Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С10-13

[2] Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 64-74.

[3] Официальный сайт Госкомстата - // http://www.gks.ru

[4] Уровень жизни населения// Российский статистический ежегодник: стат. сб. /Госкомстат России. – М., 2007.

[5] Журнал Профиль. – 2006. – /Русская версия Invision Power Board : http://www.invisionboard.com

[6] Ольга Ветошкина// информационный сайт о Германии Deutsche Welle. – 2008. -

// http://www.dw-world.de




ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА И ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ.

 

Выполнил:

Руководитель:

 

 

Допущена к защите: м

(( (дата, подпись руководителя)

Защищена с оценкой: м

Председатель комиссии: м

Члены комиссии: м

Дата: п

 

 

Тула, 2008


 


Содержание

 

Введение                                                                                           3

Глава 1. Уровень жизни и потребительская корзина                    5

1.1. Определение уровня жизни населения в России                5

1.2. Прожиточный минимум                                                       7

1.3. Величина прожиточного минимума                                    9

Глава 2. Потребительская корзина в различных странах         14

2.1 Российский и европейский подход к формированию         14

потребительской корзины

2.2. Набор российской и европейской потребительских корзин     17

2.3. Потребительские привычки немцев                                         20

Глава 3. Проблематика российской потребительской корзины    23

3.1. К истории вопроса                                                                    23

3.2. Насущные приоритеты                                                             24

Заключение                                                                                       28

Список использованной литературы                                              29

Приложение                                                                                      30


 


Введение.

 

На протяжении всей человеческой истории от древних империй и зарождения экономических и политических институтов до новейшего времени данные о положении населения носили исключительно важную роль, являясь своеобразным “зеркалом” развития государства. На ранних стадиях развития качество жизни во многом являлось отражением культурного, но не технологического превосходства, однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменялась. С развитием общества и возникновением современных социально- экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения. Качественный скачок в повышении численности населения, изменение социально- демографического профиля планеты в купе с резким увеличением производительности труда и образованностью людей привело к возникновению в конце XIХ – начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни. Наступало другое время – время технологического прорыва и чудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всё большую политическую и экономическую роль. Появление новых методов в математике, социологии, статистике, экономике позволили вывести термин “уровень жизни” на новую ступень.

Сегодня к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры.

Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.


 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 165.