Организация проведения исследования
Для подтверждения гипотезы нашего исследования мы использовали опросник Спилбергера. Нами были подобраны учащиеся 7 классов средней школы №157г. Минска из полных и неполных семей в количестве 30 человек (15 из полных семей, 15- из неполных).
Спилбергер под тревожностью понимал особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность – важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуативной.
Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.д.). Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.
Ситуационная тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола и т.д.
У каждого конкретного человека личностная тревожность развиты в различной степени, так что каждого, имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуативной тревожности. Представленная далее методика, разработанная Спилбергером, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность.
Каждый подросток работал индивидуально с опросником (приложение 1). Полученные результаты занесены в таблицу 1. (приложение 2).
После сбора эмпирических данных последовал этап обработки и анализа ответов испытуемых. Высчитывались средние показатели и количественное соотношение в процентах. Для наглядного представления материала строились графики.
Заключительным этапом явилось обобщение полученного материала, отражение результатов в выводах и заключении.
Анализ исследования
Анализ данных уровня ситуативной и личностной тревожности у подростков занесен в таблицу 2 и 3.
Таблица 2. Уровень ситуативной тревожности у подростков
Уровень тревожности | Дети из неполных семей | Дети из полных семей | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
Высокий | 6 | 40% | 1 | 7% |
Умеренный | 6 | 40% | 8 | 53% |
Низкий | 3 | 20% | 6 | 40% |
Данный уровень тревожности характеризует состояние подростков в данный момент. Исходя из полученных данных, видно что у детей из неполных семей преобладает высокий (40%) и умеренный (40%) уровень тревожности. У детей из полных семей наблюдается умеренный (53%) и низкий (40%) уровень тревожности. Это говорит о том, что дети из полных семей чувствуют себя уверенней и защищенней по сравнению со сверстниками из неполных семей.
Таблица 3. Уровень личностной тревожности у подростков
Уровень тревожности | Дети из неполных семей | Дети из полных семей | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
Высокий | 6 | 40% | 1 | 6% |
Умеренный | 7 | 47% | 7 | 47% |
Низкий | 2 | 13% | 7 | 47% |
Личностная тревожность показывает преобладающее состояние человека. Анализируя таблицу, можно сказать, что для подростков из неполных и полных семей преобладающим является умеренный уровень тревожности (47%). Однако 40% подростков из неполных семей испытывают высокий уровень тревоги, и только 13% – низкий. 47% подростков из полных семей отмечают низкий уровень тревоги, и только 6% (1 человек) имеет высокий уровень тревожности.
Для того, чтобы подробнее охарактеризовать уровень тревожности в группе подростков, представим наглядно процентное соотношение группам «дети из неполных семей» и «дети из полных семей» (см. приложение 3 и 4).
На диаграмме хорошо видно, что среди всех показателей лидирующее место занимают значения, попадающие в область высокого и умеренного уровня тревожности у детей из неполных семей. У детей из полных семей лидирующим является умеренный уровень тревожности, менее всего представлен высокий уровень тревожности.
Судя по этим данным, можно говорить, что гипотеза исследования подтвердилась: подростки из неполных семей имеют более высокий уровень тревожности по сравнению с детьми из полных семей.
Заключение
Безусловная любовь является фундаментом, на котором строятся надежные взаимоотношения родителей со своими детьми и который может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере.
Любить ребенка безусловно значит любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков. Независимо от того, чего от него ждут в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас. Препятствует эмоциональному росту и самоуважению ребенка несоответствующая любовь родителей. Наиболее распространены такие типы несоответствующей любви, как чувство собственности (родители считают детей своей собственностью, поощряют чрезмерную зависимость ребенка от них, используя внушение
На протяжении всего детства семья для ребенка играет важную роль в развитии личности. Как будет вести себя ребенок, во многом зависит от того, в каком эмоциональном состоянии находится он сейчас, нравится ли ему то, что ему предлагают делать.
Кроме того, следует помнить, что эмоции, стресс, испытанные в детстве, оказывают большое влияние на всю жизнь. Если можно ребенку передать знания, развить речь, сформировать ряд навыков и т.д., то нельзя упрочить все это без эмоционального подкрепления. Без прочных чувств, без правильно воспитанных эмоций все приобретенное остается лишь балластом, «мертвым капиталом».
В данной работе была рассмотрена специфика эмоций и чувств у детей из неполных семей, а в частности – повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе, излишняя агрессивность.
Исследование уровня тревожности подростков из неполных и полных семей, доказало гипотезу о том, что отрицательные эмоции как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения детей формируется в результате действия социальных психологических факторов, которые приводят к росту агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции оказывают влияние на все стороны жизни ребенка, в том числе и на общение ребенка со сверстниками и взрослыми. При всем этом, личность ребенка развивается. Своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка из неполной семьи и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению отрицательных эмоций. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.
В результате экспериментального изучения проявлений тревожности в подростковом возрасте выявлено, что подростки из неполных семей характеризуются явными тенденциями к высокому уровню тревожности. Следовательно, выдвинутая изначально гипотеза подтвердилась.
Литература
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: изд. – во «Академия», 1996 г., С. 224.
2. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.
3. Березовская Т.П. Эмоциональное развитие личности старшеклассников. – Мн.: БГПУ, 2003. – 25 с.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990 г.
5. Баярд Р. Баярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1978 г.
6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976 г.
7. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.
8. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1997 г.
9. Изард К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980 г.
10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001 – 752 с.
11. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.
12. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.
13. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Мн.:ООО «ФУ Аинформ», 2002. – 128 с.
14. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа, 1988 г. №7.
15. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. // Семья и школа, 1988 г., №8.
16. Кочубей Б, Новикова Е. Ярлыки для тревоги. // Семья и школа, 1988 г., №8.
17. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.
18. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.
19. Причины тревожности как свойства личности // Первое сентября, №8, 2004
20. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998 г., №2.
21. Психологический словарь. / Общ. Ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского, – М., 1990 г.
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996 г.
23. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994 г.
24. Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям. // «Образование и воспитание» 1997 г. №1
25. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997 г.
26. Фельдштейн. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995 г.
27. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г.
28. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.
30. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В.В. – М., 1990 г.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 200.