СЭЗ «Находка»
СЭЗ «Находка», первая в России, была образована в октябре 1990 года. Целями создания СЭЗ, согласно указанным документам, являются развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциала предприятий к решению задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение его природных ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом, развитие производства высококачественной импортозамещающей продукции трансконтинентального транзита, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике[11].
Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны, ее территория, области специализации, а также основные преимущества и недостатки рассматриваемой СЭЗ приведены в приложении.
Особенности зоны:
· выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);
· отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;
· наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;
· достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв.км).
Потенциал СЭЗ «Находка» характеризуют следующие данные. Ежегодно в незамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный - приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн.т. Порт Восточный занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуют угольные причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн.т. Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч контейнеров. После реконструкции порт будет иметь до 60 причалов, способных перерабатывать более 40 млн. т грузов в год. На очереди сооружение мощного угольного терминала, комплекса по переработке 4 млн. т импортного зерна. В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностранными инвестициями - более половины всех образованных на Дальнем Востоке. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального парка. Безработица в зоне «Находка» составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.
Однако, несмотря на имеющийся потенциал, есть и ряд существенных помех дальнейшему развитию СЭЗ. Есть и специфические проблемы, в том числе: высокие транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центра страны, необходимость больших (порядка 1 млрд.долл.) капиталовложений в реконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей воедино всю транспортную "цепочку".
Балтийский «Янтарь»
Согласно положению о СЭЗ «Янтарь», принятому в сентябре 1991 года, с которого началась история свободной зоны в Калининградской области, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально-экономического развития Калиниградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России.
Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны, ее территория, области специализации, а также основные преимущества и недостатки СЭЗ приведены в приложении.
Отличительные черты рассматриваемой зоны:
· выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;
· уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);
· изолированность области от остальной территории России границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;
· использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.
Таким образом, две «старейшие» и, судя по всему, наиболее активно действующие СЭЗ России имеют много сходного как в преимуществах (в основном, обусловленных их выгодным экономико-географическим положением), так и в недостатках. К общим для всех российских СЭЗ проблемам здесь добавляются высокие транспортные издержки, связанные: для Находки - со значительной удаленностью от центральной России, для Калиниграда - с "оторванностью" региона от остальной российской территории[12].
Заключение
В настоящее время выделяются две экономические зоны – Западная и Восточная. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций.
В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.
В составе России 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.
Формирование ТПК должно обеспечивать получение агломерационного эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве всех элементов ТПК.
В начале 90-х годов начинается формирование первой волны российских технопарков. В 1990 году создается и начинает свою работу Ассоциация «Технопарк». Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах.
Наиболее совершенной формой кооперации являются промышленные кластеры.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116 –ФЗ.
2. Анисимова Е.И. Анализ основных факторов эффективного развития экономического района // Транспортное дело России. - 2008. - № 4.- С. 45-47.
3. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – 156 с.
4. Дронов В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география // Экономика и жизнь. - 2008. - №7. – С. 23.
5. Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России // Российский экономический журнал. - 2007. - №12. – С. 17-18.
6. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль, 1997. - 335 с.
7. Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 224 с.
8. Мировой опыт создания и функционирования особых (свободных) экономических зон // Экономист. - 2007. - №9. – С. 22-25.
9. Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 522 с.
10. Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – 126 с.
11. Савченко М.Е. Вопросы теории и методики изучения территориально-производственных комплексов // Эко. - 2007. - №5. – С. 33-34.
12. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008. – 322 с.
13. Скляр М.И. Экологические проблемы волго-вятского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4. – С. 12-14.
14. Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 3. – С. 16-18.
15. Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня. -2008. - № 12. – С. 8-11.
Приложение 1
Сравнительные характеристики СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининградской области
Основные характеристики | СЭЗ "Находка" | ОЭЗ в Калининградской области |
Этапы создания и развития (по нормативным документам) | Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление ВС РСФСР) | |
Положение о СЭЗ - 23.11.90 г. | Положение о СЭЗ "Янтарь" - 25.09.91 г. | |
Фактическая отмена налоговых льгот для совместных предприятий в СЭЗ - Закон РФ "Об основах налоговой системы", 1.01.92 г. | ||
Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным инвесторам - указ Президента РФ от 4.06.92 г. | ||
Новая редакция Положения о СЭЗ - постановление Правительства от 26.02.92 г. | Кредитные льготы - постановление Правительства, август 92 г. | |
Подтверждение таможенных льгот - указ Президента от 23.12.92г. | ||
Упразднение таможенных льгот - Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г. Фактическая отмена налоговых льгот - письмо ГНС | ||
Дополнительные финансовые льготы (кредиты), поручение о создании свободных таможенных зон и передача местного аэродрома для совместного использования в военных и гражданских целях - постановление Правительства РФ от 8.09.94 г. | Восстановление и расширение налоговых льгот - указ Президента РФ от 7.12.93 г. Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции) - постановление Правительства РФ от 25.05.94 г. | |
Отмена налоговых льгот - Закон РФ "О финансировании государственных расходов..." от 1.02.95 г. | ||
Отмена всех льгот, ранее предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.95 г. | ||
Отмена таможенных льгот - указ Президента РФ от 6.03.95 г. | ||
Льготы для компенсации потерь участникам ВЭД - постановление Правительства РФ от 10.05.95 г. | ||
Создание специализированной зоны экспортного производства на территории СЭЗ "Находка" - указ Президента РФ "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ "Находка" от 11.03.96 г. | Восстановление таможенных, финансовых и, в перспективе, налоговых льгот - Закон РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", подписан Президентом РФ 22.01.96 г. | |
Территория | г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь ок. 4600 кв. Км | Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км |
Специализация | Добыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе - легкая промышленность. | Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая пере работка рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм. |
Преимущества региона для создания свободной экономической зоны | 1. Выгодное экономико-географическое положение: близость от крупнейших центров АТР, фактически сложившаяся "монополия" Находки на внешнюю торговлю России со странами региона. 2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие порты, оконечный пункт Транссибирской магистрали. 3. Наличие некоторого промышленного потенциала города. 4. Хорошие климатические условия для сельского хозяйства. 5. Опыт внешнеторговой деятельности. | 1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой. 2. Наличие незамерзающего морского порта. 3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов). 4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений. 5. Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе ВПК). 6. Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы). 7. Наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ "Янтарь"). |
Недостатки региона для создания свободной экономической зоны | 1. Недостаточная степень развития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаровска до Находки). 2. Удаленность от центральных районов России, высокие транспортные издержки на доставку экспортных и импортных грузов. 3. Неразвитость АПК и легкой промышленности. 4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов. 5. В перспективе возможна конкуренция местным портам со стороны модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том числе, севеверо-восточным провинциям Китая. | 1. Использование для военных нужд большей части территории, высокая степень милитаризованности промышленности. 3. Узкая специализация на рыбной промышленности (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), неразвитость АПК и легкой промышлен- ности. 4. Изношенный и технологически устаревший парк промышленного оборудования, повышенная энергоемкость хозяйства. 5. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и по сбыту продукции (более 70% вывоза). 6. Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры. 7. Дефицит электроэнергии, зависимость от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%). 8. Наличие сильных конкурентов местному порту (страны Балтии, в перспективе - новый российский порт в Финском заливе) для обслуживания экспортно-импортных потоков грузов. |
[1] Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – С. 56.
[2] Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. – М.: ЮНИТИ, 2008. – С. 22.
[3] Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – С. 68.
[4] Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – С. 90.
[5] Скляр М.И. Экологические проблемы волго-вятского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4. – С. 12.
[6] Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 12. – С. 8.
[7] Дронов В. П., Ром В. Я. Экономическая и социальная география // Экономика и жизнь. - 2008. - №7. – С. 23.
[8] Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль, 1997. – С. 35.
[9] Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. -№ 3. – С. 18.
[10] Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Российский экономический журнал. - 2007. - №12. – С. 17.
[11] Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116 –ФЗ.
[12] Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008. – С. 55.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.