Различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Различия в понятиях "территориальная структура" производительных сил России и "территориальная организация"        

2. Основные формы территориальной структуры производительных сил

2.1 Экономические зоны (назначение, границы)

2.2 Укрупненные экономические районы (назначение, границы)      

2.3 Крупные экономические районы

2.4 Таксономия экономических районов        

3. Теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским

4. Технопарки, технополисы, кластеры как новая форма территориальной структуры производительных сил в условиях научно-технического перевооружения экономики. Опыт зарубежных стран

5. СЭЗ "Находка" и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная характеристика

Заключение

Список литературы

Приложение

 



Введение

 

Представленная работа посвящена теме «Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части».

Тема «Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объект исследования – народнохозяйственный комплекс России.

Предмет исследования – основные формы регионального народнохозяйственного комплекса страны.

Цель исследования - изучение специфики основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определены различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация».

2. Выявлены основные формы территориальной структуры производительных сил.

3. Рассмотрена теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским.

4. Изучены технопарки, технополисы, кластеры как новая форма территориальной структуры производительных сил.

5. Проведена сравнительная характеристика СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининграде.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились труды ученых-экономистов и учебные пособия по теме работы.

 



Основные формы территориальной структуры производительных сил

Экономические зоны (назначение, границы)

 

Экономические зоны представляют собой группы укрупненных районов, выделяемых в таксономическом ряду для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил на период становления рыночных отношений.

В настоящее время выделяются две экономические зоны – Западная и Восточная. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций. Роль Западной зоны возрастает преимущественно в развитии машиностроения, сложных, высококвалифицированных отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс. В условиях рынка эта зона должна иметь приоритетное развитие агропромышленного комплекса. Восточная зона – основная ресурсно-энергетическая база страны, и в перспективе сохранится приоритет за топливно-энергетическим комплексом, разработкой лесных ресурсов, энерго– и водоемкими отраслями промышленности[3].

 

Заключение

 

В настоящее время выделяются две экономические зоны – Западная и Восточная. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций.

В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

В составе России 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Формирование ТПК должно обеспечивать получение агломерационного эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве всех элементов ТПК.

В начале 90-х годов начинается формирование первой волны российских технопарков. В 1990 году создается и начинает свою работу Ассоциация «Технопарк». Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах.

Наиболее совершенной формой кооперации являются промышленные кластеры.



Список литературы

 

1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116 –ФЗ.

2. Анисимова Е.И. Анализ основных факторов эффективного развития экономического района // Транспортное дело России. - 2008. - № 4.- С. 45-47.

3. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – 156 с.

4. Дронов В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география // Экономика и жизнь. - 2008. - №7. – С. 23.

5. Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России // Российский экономический журнал. - 2007. - №12. – С. 17-18.

6. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль, 1997. - 335 с.

7. Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 224 с.

8. Мировой опыт создания и функционирования особых (свободных) экономических зон // Экономист. - 2007. - №9. – С. 22-25.

9. Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 522 с.

10. Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – 126 с.

11. Савченко М.Е. Вопросы теории и методики изучения территориально-производственных комплексов // Эко. - 2007. - №5. – С. 33-34.

12. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008. – 322 с.

13. Скляр М.И. Экологические проблемы волго-вятского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4. – С. 12-14.

14. Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 3. – С. 16-18.

15. Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня. -2008. - № 12. – С. 8-11.

 



Приложение 1

 

Сравнительные характеристики СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининградской области

Основные характеристики СЭЗ "Находка" ОЭЗ в Калининградской области

Этапы создания и развития (по нормативным документам)

Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление ВС РСФСР)

Положение о СЭЗ - 23.11.90 г. Положение о СЭЗ "Янтарь" - 25.09.91 г.

Фактическая отмена налоговых льгот для совместных предприятий в СЭЗ - Закон РФ "Об основах налоговой системы", 1.01.92 г.

Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным инвесторам - указ Президента РФ от 4.06.92 г.

Новая редакция Положения о СЭЗ - постановление Правительства от 26.02.92 г. Кредитные льготы - постановление Правительства, август 92 г.
  Подтверждение таможенных льгот - указ Президента от 23.12.92г.

Упразднение таможенных льгот - Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г. Фактическая отмена налоговых льгот - письмо ГНС

Дополнительные финансовые льготы (кредиты), поручение о создании свободных таможенных зон и передача местного аэродрома для совместного использования в военных и гражданских целях - постановление Правительства РФ от 8.09.94 г. Восстановление и расширение налоговых льгот - указ Президента РФ от 7.12.93 г. Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции) - постановление Правительства РФ от 25.05.94 г.

Отмена налоговых льгот - Закон РФ "О финансировании государственных расходов..." от 1.02.95 г.

Отмена всех льгот, ранее предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.95 г.

  Отмена таможенных льгот - указ Президента РФ от 6.03.95 г.
  Льготы для компенсации потерь участникам ВЭД - постановление Правительства РФ от 10.05.95 г.
Создание специализированной зоны экспортного производства на территории СЭЗ "Находка" - указ Президента РФ "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ "Находка" от 11.03.96 г. Восстановление таможенных, финансовых и, в перспективе, налоговых льгот - Закон РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", подписан Президентом РФ 22.01.96 г.
Территория г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь ок. 4600 кв. Км Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км
Специализация Добыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе - легкая промышленность. Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая пере работка рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм.
Преимущества региона для создания свободной экономической зоны   1. Выгодное экономико-географическое положение: близость от крупнейших центров АТР, фактически сложившаяся "монополия" Находки на внешнюю торговлю России со странами региона. 2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие порты, оконечный пункт Транссибирской магистрали. 3. Наличие некоторого промышленного потенциала города. 4. Хорошие климатические условия для сельского хозяйства. 5. Опыт внешнеторговой деятельности.   1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой. 2. Наличие незамерзающего морского порта. 3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов). 4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений. 5. Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе ВПК). 6. Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы). 7. Наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ "Янтарь").
Недостатки региона для создания свободной экономической зоны   1. Недостаточная степень развития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаровска до Находки). 2. Удаленность от центральных районов России, высокие транспортные издержки на доставку экспортных и импортных грузов. 3. Неразвитость АПК и легкой промышленности. 4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов. 5. В перспективе возможна конкуренция местным портам со стороны модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том числе, севеверо-восточным провинциям Китая. 1. Использование для военных нужд большей части территории, высокая степень милитаризованности промышленности. 3. Узкая специализация на рыбной промышленности (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), неразвитость АПК и легкой промышлен- ности. 4. Изношенный и технологически устаревший парк промышленного оборудования, повышенная энергоемкость хозяйства. 5. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и по сбыту продукции (более 70% вывоза). 6. Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры. 7. Дефицит электроэнергии, зависимость от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%). 8. Наличие сильных конкурентов местному порту (страны Балтии, в перспективе - новый российский порт в Финском заливе) для обслуживания экспортно-импортных потоков грузов.

 


[1] Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – С. 56.

[2] Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. – М.: ЮНИТИ, 2008. – С. 22.

[3] Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – С. 68.

[4] Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – С. 90.

[5] Скляр М.И. Экологические проблемы волго-вятского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4. – С. 12.

[6] Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня.  - 2008. - № 12. – С. 8.

[7] Дронов В. П., Ром В. Я. Экономическая и социальная география // Экономика и жизнь. - 2008.  - №7. –            С. 23.

[8] Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль, 1997. – С. 35.

[9] Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. -№ 3. – С. 18.

[10] Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Российский экономический журнал. - 2007. - №12. – С. 17.

[11] Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г.  № 116 –ФЗ.

[12] Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008. – С. 55.


Содержание

 

Введение

1. Различия в понятиях "территориальная структура" производительных сил России и "территориальная организация"        

2. Основные формы территориальной структуры производительных сил

2.1 Экономические зоны (назначение, границы)

2.2 Укрупненные экономические районы (назначение, границы)      

2.3 Крупные экономические районы

2.4 Таксономия экономических районов        

3. Теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским

4. Технопарки, технополисы, кластеры как новая форма территориальной структуры производительных сил в условиях научно-технического перевооружения экономики. Опыт зарубежных стран

5. СЭЗ "Находка" и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная характеристика

Заключение

Список литературы

Приложение

 



Введение

 

Представленная работа посвящена теме «Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части».

Тема «Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объект исследования – народнохозяйственный комплекс России.

Предмет исследования – основные формы регионального народнохозяйственного комплекса страны.

Цель исследования - изучение специфики основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определены различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация».

2. Выявлены основные формы территориальной структуры производительных сил.

3. Рассмотрена теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским.

4. Изучены технопарки, технополисы, кластеры как новая форма территориальной структуры производительных сил.

5. Проведена сравнительная характеристика СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининграде.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились труды ученых-экономистов и учебные пособия по теме работы.

 



Различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация»

 

В ходе общественного развития происходит дифференциация членов общества в зависимости от их участия в разделенном труде.

Суть всякого разделения труда состоит в специализации производителя на выпуске какой-либо продукции в объемах, превышающих его собственную потребность, при одновременном отказе от производства другой (также необходимой данному производителю) продукции.

Экономический смысл указанного процесса заключается в том, что суммарные затраты всех производителей на данный объем всех видов продукции снижаются по сравнению с вариантом «универсального» производства отдельного производителя. Снижение производительных издержек каждого производителя на единицу выпускаемой продукции обеспечивается наличием благоприятных условий, к числу которых, помимо чисто индивидуальных свойств (например, физиологические способности человека), можно отнести и те «возможности», которыми располагает та или иная местность для изготовления определенного вида продукции (исторические, экономические и природные предпосылки развития производства).

Таким образом, непосредственным проявлением территориального разделения труда является специализация производства на определенной территории, т. е. территориальная специализация[1].

Территориальное разделение труда является частью более сложного процесса территориальной организации общественного производства. В реальной экономической действительности разделение труда проявляется не только в форме разделения труда между странами и районами (международное и межрайонное разделение труда), но и в форме разделения труда между разнородными отраслями, находящимися на территории данных стран и районов (межотраслевое или внутрирайонное разделение труда).

Комплексное развитие производства на территории, наряду с территориальной специализацией производства, - важнейшие закономерности процесса территориальной организации общественного производства. Образующиеся в результате действия этих закономерностей территориально-производственные системы разных типов представляют собой конкретные формы территориальной организации общественного производства.

Формирование в рамках страны или группы стран территориально-производственных систем разных типов оказывается принципиально возможным только при наличии производственно-экономических связей между ними. Этот вид территориальных отношений основан на взаимозависимости территориально-производственных систем от поставок сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.

Складывающаяся на этой основе система территориального обмена способствует превращению отдельных территориально-производственных систем в единую систему хозяйства страны, региона, мира. Каждая из них представляет собой, с одной стороны, достаточно целостное, относительно самостоятельное образование, с другой - является составной частью более общей системы территориальной организации общественного производства. Состав территориального обмена и другие его особенности в значительной мере определяются характером специализации, уровнем комплексности каждой территориально-производственной системы.

Территориальный обмен, т. е. взаимный обмен продукцией, произведенной в различных странах и районах, - еще одна категория, выражающая сущность территориальной организации общественного производства. В итоге можно констатировать, что результатом общественного разделения труда является процесс формирования территориально-производственных систем, представляющих собой особую форму организации общественного производства - территориальную организацию.

Под территориальной организацией общественного производства следует понимать такую форму его общественной организации, которая на основе территориального и отраслевого разделения труда образует на определенной территории системы технологически и экономически взаимосвязанных производств.

Понятие «территориальная организация производства» емкое по своему содержанию, оно включает несколько категорий: размещение отрасли (или распределение по территории производственных объектов), территориальная специализация, комплексность, территориальный обмен.

Территориально-производственные системы, являющиеся объектом исследования экономико-географической науки, формируются, как указывалось выше, в рамках конкретной (определенной) пространственно ограниченной территории. Под конкретностью (определенностью) территории здесь понимаются не только рамки ее пространственной выраженности (хотя сами по себе в организации производства они играют определенную роль), но, прежде всего - социальное, экономическое, историческое и природное своеобразие данной местности.

Под социальным своеобразием территории подразумеваются виды (типы) отношений, которые складываются между людьми, населяющими данную местность, в процессе производства материальных благ, т. е. производственные отношения. Под природным своеобразием территории - региональные особенности, характеризующие состав и распределение природных условий и ресурсов. Под историческим своеобразием территории - особенности, характеризующие этапы и последовательность хозяйственного освоения данной местности. Под экономическим своеобразием территории - региональные особенности в уровне развития производительных сил (наличие производственных и непроизводственных фондов, средств транспорта и путей сообщения, население и трудовые ресурсы, квалификация рабочей силы, уровень развития науки и т. д.)[2].



Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.