Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рассмотрим методику формирования Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну:

1. При решении проблемы определения круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможного распределения их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений, необходимо учитывать, что упущенные из внимания сведения могут привести к снижению эффективности всей системы защиты коммерческой тайны, а избыточные меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильное определение информации, составляющей КТ, должно способствовать прибыльности предприятия и не накладывать неоправданные ограничения на его деятельность.

2. Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в Перечне. При его разработке необходимо учитывать перечисленные в разделе 4.2.1 ограничения на отнесение сведений к коммерческой тайне, а также материалы, открытые для ознакомления акционеров в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»:

3. К информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, проекты решений общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров, может быть установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Информация (материалы), предусмотренная настоящей статьей, в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров. Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения.

Общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

3. Практика показывает, что подготовка Перечня путем организации работы экспертной комиссии в порядке, применяемом при формировании развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, является наиболее оптимальным алгоритмом. В целях реализации такого алгоритма приказом руководителя предприятия создается экспертная комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов структурных подразделений предприятия, допускаемых к КТ, и представителей службы защиты информации. Такие специалисты должны знать деятельность предприятия в целом и особенности работы подразделений, от которых они назначены.

Экспертная комиссия осуществляет анализ всех сторон управленческой, производственно-технической, научно-исследовательской, опытно-конструкторской и другой деятельности предприятия и подчиненных ему организаций с целью выявления сведений, относящихся к КТ и подлежащих включению в Перечень.

Организационное и методическое руководство по разработке Перечня возлагается на заместителя руководителя предприятия по безопасности. Численный состав определяется исходя из масштабов предприятия, при этом в состав комиссии обязательно включаются:

• специалист по организации работы предприятия в целом и ее особенностям;

• специалист по особенностям рынка в данном секторе экономики;

• специалист по финансовым вопросам;

• специалист, обладающий сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции);

• специалиста по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров.

4. В ходе работы комиссии эксперты знакомятся только с теми конкретными сведениями, к которым они допускаются в соответствии с должностными обязанностями. Такой подход позволяет предотвратить необоснованное распространение коммерческой тайны уже на этапе формирования Перечня.

5. Задачи экспертной комиссии:

• выделить виды деятельности предприятия, приносящие прибыль;

• оценить степень прибыльности данного вида деятельности по сравнению с другими предприятиями;

• определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

Если экономические показатели деятельности предприятия в данной области выше или в перспективе могут быть выше, чем у других предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность, то, возможно, предприятие располагает коммерческой тайной в этой области, и необходимо продолжить анализ соответствующих сведений с целью определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль.

Это могут быть, например, ноу-хау, изобретения, открытия, формулы, рецептуры, методы организации производства, программное обеспечение, конструкторская документация, чертежи, схемы, записи, технологические процессы, сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях и оборудовании, на котором они проводились, сведения о заключенных или планируемых контрактах, клиентские базы, результаты маркетинговых исследований, структура цен, уровень прибыли и т.д.

6. Работа по формированию Перечня может состоять из следующих этапов:

•   составление предварительного Перечня, подлежащего рассмотрению экспертной комиссией;

• определение возможного ущерба, наступающего в результате распространения сведений, составляющих КТ;

• определение преимуществ открытого использования рассматриваемых сведений;

• определение затрат на защиту рассматриваемых сведений;

• принятие решения о включении сведений в Перечень;

• оформление результатов работы.

7. Составление предварительного Перечня. Рассмотрению экспертной комиссией подлежат все сведения, относящиеся к деятельности предприятия.

Каждое сведение, включаемое в предварительный Перечень, должно иметь четкую и конкретную формулировку, исключающую неоднозначность ее понимания.

При разработке (формировании) Перечня необходимо учесть следующие положения:

• Перечень разрабатывается (формируется) в виде единого документа, охватывающего все категории сведений, подпадающих под критерии определения КТ;

• Перечень утверждается приказом руководителя предприятия;

• наличие в Перечне «Общих положений», включающих понятийный аппарат, правила пользования Перечнем, раскрытие используемых сокращений и терминов и т.д.;

• целесообразно включение в проект Перечня сроков действия ограничений на распространение сведений.

8. Определение возможного ущерба, наступающего в результате несанкционированного распространения КТ.

На этом этапе определяются виды возможного ущерба, который может быть нанесен интересам предприятия в случае несанкционированного распространения (разглашения, передачи, утечки и т.п.) рассматриваемых сведений. Возможный ущерб оценивается с использованием количественных или качественных показателей. При этом количественные показатели ущерба могут характеризовать снижение эффективности действий какой-либо системы, обеспечивающей одну из сфер деятельности предприятия, а качественные показатели ущерба определяют срыв выполнения данной системой возложенных на нее функций.

9. В целях обеспечения полноты и объективности определения преимуществ открытого использования сведений дается их стоимостная оценка с использованием показателей, получаемых расчетным или экспертным путем.

10. Определение затрат на защиту сведений.

На этом этапе оценивается принципиальная возможность защиты рассматриваемых сведений и определяются затраты (материальные, трудовые, финансовые), необходимые для организации и осуществления мероприятий по обеспечению соответствующего режима КТ при обращении с ними и выполнению технических мер по защите информации.

При определении затрат на защиту рассматриваемых сведений учитываются затраты на проведение следующих мероприятий:

включение в структуру предприятия необходимого числа сотрудников структурных подразделений, обеспечивающих защиту КТ (отдел режима КТ, подразделений по защите информации и противодействию техническим разведкам и др.), содержание штата этих подразделений и их техническое оснащение;

• подготовка и переподготовка кадров структурных подразделений по защите КТ;

• использование технических средств связи, обеспечивающих защиту КТ;

• проведение необходимых научно-технических работ по определению оптимальных методов и средств защиты информации;

• организация противодействия техническим разведкам;

• использование средств защиты информации;

• проведение проверочных мероприятий службой безопасности предприятия при допуске работников к КТ и организация разграничения доступа к КТ;

• организация охраны материалов, содержащих КТ;

• организация пропускного режима на территории (в помещения), где проводятся работы с КТ, оборудование систем охраны и сигнализации;

• осуществление других мероприятий в зависимости от объема работ по обеспечению требуемого режима КТ.

11. Принятие решения о включении сведений в Перечень.

На этом этапе осуществляется сопоставление величины возможного ущерба от несанкционированного распространения каждого рассматриваемого сведения, относимого к КТ с преимуществами (упущенной выгодой) от его открытого использования и затратами на защиту.

Сведение подлежит включению в Перечень, если величина ущерба от его несанкционированного распространения превышает суммарную величину преимущества (упущенной выгоды) от открытого использования и затрат на защиту.

12. Оформление результатов работы.

Результаты работы экспертной комиссии оформляются в виде проекта Перечня, представляемого на утверждение руководителю предприятия.

При этом необходимо учитывать, что:

• при перечислении сведений через союз «и» либо через запятую с союзом «и» перед последней категорией сведений — сведения относятся к КТ в совокупности;

• при перечислении сведений через запятую, союзы «или»/и «либо» сведения относятся к КТ в отдельности;

• при перечислении сведений слова «а также» предшествуют сведениям, которые отличны от предыдущих.

К проекту Перечня прилагаются рабочие материалы экспертной комиссии по обоснованию включения сведений в Перечень.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 186.