Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Содержание

1. Методика определения состава защищаемой информации

2. Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности Государственная тайна

2.1 Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

2.2 Перечень сведений, составляющих государственную тайну

2.3 Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

3. Коммерческая тайна

3.1 Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

3.2 Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну

3.3 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Литература

Приложение 1


1. Методика определения состава защищаемой информации

 

Определение состава защищаемой информации – это первый шаг на пути построения системы защиты. От того насколько он будет точно выполнен, зависит результат функционирования разрабатываемой системы. Общий подход состоит в том, что защите подлежит вся конфиденциальная информация, т.е. информация, составляющая государственную тайну (секретная информация), информация, составляющая коммерческую тайну и определяемая собственником (владельцем) часть открытой информации. При этом конфиденциальная информация должна защищаться от утечки и утраты, а открытая только от утраты.

Часто высказывается мнение, что любая открытая информация не может быть предметом защиты, а также не все согласны с включением информации, отнесенной к государственной тайне, в состав конфиденциальной.

Поэтому рассмотрим эти вопросы подробнее.

Защита открытой информации существовала всегда и производилась путем регистрации ее носителей, учета их движения и местонахождения, т.е. создавались безопасные условия хранения. Открытость информации не умаляет ее ценности, а ценная информация нуждается в защите от утраты. Эта защита не должна быть направлена на ограничение общедоступности информации, т.е. не может быть отказа в доступе к информации, но доступ должен осуществляться с соблюдением требований по ее сохранности в соответствии с требованиями обработки и использования (например, библиотека).

Теперь что касается разделения информации с ограниченным доступом на конфиденциальную и составляющую государственную тайну. Термин «конфиденциальный» переводится с латинского как «секретный», «доверительный». Но информацию, отнесенную к государственной тайне, принято называть секретной. Возможно, что разделение информации на секретную и конфиденциальную было вызвано стремлением вписаться в ранее принятые нормативные акты. В «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения», к которой присоединилась и Россия, речь идет об информации, составляющей государственную тайну, но она называется конфиденциальной. В Законе «О международном информационном обмене» информация, отнесенная к государственной тайне, поставлена в один ряд с «иной конфиденциальной информацией».

Таким образом, к конфиденциальной информации должна быть отнесена вся информация с ограниченным доступом, составляющая любой вид тайны. Но изложенный общий подход устанавливает лишь границы защищаемой информации, в пределах которых должен определяться ее состав. При решении вопроса об отнесении конкретной информации к защищаемой нужно руководствоваться определенными критериями, т.е. признаками, при наличии которых информация может быть отнесена к защищаемой. Очевидно, что общей основой для отнесения информации к защищаемой является ценность информации, поскольку именно ценность информации диктует необходимость ее защиты. Поэтому критерии отнесения информации к защищаемой являются по существу критериями определения ее ценности.

Применительно к открытой информации такими критериями могут быть:

1. необходимость информации для правового обеспечения деятельности предприятия. Это относится к документированной информации, регламентирующей статус предприятия, права, обязанности и ответственность его работников;

2. необходимость информации для производственной деятельности (это касается информации, относящейся к научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической, торговой и другим сферам производственной деятельности);

3. необходимость информации для управленческой деятельности, сюда относится информация, требующая для принятия управленческих решений, а также для организации производственной деятельности и обеспечения ее функционирования;

4. необходимость информации для финансовой деятельности;

5. необходимость информации для обеспечения функционирования социальной сферы;

6. необходимость информации как доказательного источника на случай возникновения конфликтных ситуаций;

7. важность информации как исторического источника, раскрывающего направления и особенности деятельности предприятия.

Эти критерии обусловливают необходимость защиты открытой информации от утраты. Они же вызывают потребность в защите от утраты и конфиденциальной информации. Однако основным, определяющим критерием отнесения информации к конфиденциальной и защиты ее от утечки является возможность получения преимуществ от использования информации за счет неизвестности ее третьим лицам. Этот критерий имеет как бы две составляющие: неизвестность информации третьим лицам и получение преимуществ в силу этой неизвестности. Данные составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку, с одной стороны, неизвестность информации третьим лицам сама по себе ничего не значит, если не обеспечивает получение преимуществ, с другой – преимущества можно получить только за счет такой неизвестности информации.

Преимущества от использования информации, не известной третьим лицам, могут состоять в получении выгоды или предотвращении ущерба, иметь, в зависимости от областей и видов деятельности, политические, военные, экономические, моральные и другие характеристики, выражаться количественными и качественными показателями.




Государственная тайна

Государственная тайна (ГТ) - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

 

Коммерческая тайна

 

Коммерческая тайна (КТ) - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

 

Литература

 

1. Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»(в ред. Федерального закона от 06.10.97 № 131-ФЗ)

2. Федеральный закон РФ от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

3. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

4. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изменениями на 10 июня 2009 года)

5. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2005 № 1111)

6. Попов В.В., Курс лекций «Комплексная защита информации на предприятии», МАИ, 2009

7. Грибунин В.Г., Чудовский В.В., «Комплексная система защиты информации на предприятии», М., 2008

8. Интернет-ресурсы: www.kszi.com.ua


Приложение 1

 


Содержание

 

Содержание

1. Методика определения состава защищаемой информации

2. Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности Государственная тайна

2.1 Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

2.2 Перечень сведений, составляющих государственную тайну

2.3 Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

3. Коммерческая тайна

3.1 Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

3.2 Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну

3.3 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Литература

Приложение 1


1. Методика определения состава защищаемой информации

 

Определение состава защищаемой информации – это первый шаг на пути построения системы защиты. От того насколько он будет точно выполнен, зависит результат функционирования разрабатываемой системы. Общий подход состоит в том, что защите подлежит вся конфиденциальная информация, т.е. информация, составляющая государственную тайну (секретная информация), информация, составляющая коммерческую тайну и определяемая собственником (владельцем) часть открытой информации. При этом конфиденциальная информация должна защищаться от утечки и утраты, а открытая только от утраты.

Часто высказывается мнение, что любая открытая информация не может быть предметом защиты, а также не все согласны с включением информации, отнесенной к государственной тайне, в состав конфиденциальной.

Поэтому рассмотрим эти вопросы подробнее.

Защита открытой информации существовала всегда и производилась путем регистрации ее носителей, учета их движения и местонахождения, т.е. создавались безопасные условия хранения. Открытость информации не умаляет ее ценности, а ценная информация нуждается в защите от утраты. Эта защита не должна быть направлена на ограничение общедоступности информации, т.е. не может быть отказа в доступе к информации, но доступ должен осуществляться с соблюдением требований по ее сохранности в соответствии с требованиями обработки и использования (например, библиотека).

Теперь что касается разделения информации с ограниченным доступом на конфиденциальную и составляющую государственную тайну. Термин «конфиденциальный» переводится с латинского как «секретный», «доверительный». Но информацию, отнесенную к государственной тайне, принято называть секретной. Возможно, что разделение информации на секретную и конфиденциальную было вызвано стремлением вписаться в ранее принятые нормативные акты. В «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения», к которой присоединилась и Россия, речь идет об информации, составляющей государственную тайну, но она называется конфиденциальной. В Законе «О международном информационном обмене» информация, отнесенная к государственной тайне, поставлена в один ряд с «иной конфиденциальной информацией».

Таким образом, к конфиденциальной информации должна быть отнесена вся информация с ограниченным доступом, составляющая любой вид тайны. Но изложенный общий подход устанавливает лишь границы защищаемой информации, в пределах которых должен определяться ее состав. При решении вопроса об отнесении конкретной информации к защищаемой нужно руководствоваться определенными критериями, т.е. признаками, при наличии которых информация может быть отнесена к защищаемой. Очевидно, что общей основой для отнесения информации к защищаемой является ценность информации, поскольку именно ценность информации диктует необходимость ее защиты. Поэтому критерии отнесения информации к защищаемой являются по существу критериями определения ее ценности.

Применительно к открытой информации такими критериями могут быть:

1. необходимость информации для правового обеспечения деятельности предприятия. Это относится к документированной информации, регламентирующей статус предприятия, права, обязанности и ответственность его работников;

2. необходимость информации для производственной деятельности (это касается информации, относящейся к научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической, торговой и другим сферам производственной деятельности);

3. необходимость информации для управленческой деятельности, сюда относится информация, требующая для принятия управленческих решений, а также для организации производственной деятельности и обеспечения ее функционирования;

4. необходимость информации для финансовой деятельности;

5. необходимость информации для обеспечения функционирования социальной сферы;

6. необходимость информации как доказательного источника на случай возникновения конфликтных ситуаций;

7. важность информации как исторического источника, раскрывающего направления и особенности деятельности предприятия.

Эти критерии обусловливают необходимость защиты открытой информации от утраты. Они же вызывают потребность в защите от утраты и конфиденциальной информации. Однако основным, определяющим критерием отнесения информации к конфиденциальной и защиты ее от утечки является возможность получения преимуществ от использования информации за счет неизвестности ее третьим лицам. Этот критерий имеет как бы две составляющие: неизвестность информации третьим лицам и получение преимуществ в силу этой неизвестности. Данные составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку, с одной стороны, неизвестность информации третьим лицам сама по себе ничего не значит, если не обеспечивает получение преимуществ, с другой – преимущества можно получить только за счет такой неизвестности информации.

Преимущества от использования информации, не известной третьим лицам, могут состоять в получении выгоды или предотвращении ущерба, иметь, в зависимости от областей и видов деятельности, политические, военные, экономические, моральные и другие характеристики, выражаться количественными и качественными показателями.




Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности

 

Понятие государственной тайны является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов в любой стране. От ее правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты секретов.

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 к государственной тайне относят «сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций (далее именуются государственными органами), наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями».

Главный документ, в соответствии с которым осуществляется работа по защите государственной тайне, - это Закон о государственной тайне.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 в перечень сведений конфиденциального характера включены:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Таким образом:

- сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть в любой сфере экономической деятельности;

- состав сведений, относимых к коммерческой тайне, должен определяться обладателем коммерческой тайны или, согласно договору, конфидентом коммерческой тайны;

- защита информации, составляющей коммерческую тайну, должна осуществляться ее обладателем.

Государственная тайна

Государственная тайна (ГТ) - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 276.