Способы активизации деятельности на уроках русского языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1 Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера

 

Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо- и самообучения учащихся.

При такой системе работы у учащихся развивается интерес к родному языку, к работе с дополнительными источниками информации, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые школьники задают учителю и друг другу на уроке, высказываниях собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.

Данный метод активизации деятельности школьников можно представить в виде системы домашних заданий.

Этот подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности, а также способов, преследующих цель развития познавательной деятельности.

Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения заданий адекватных заявленной цели [8; с. 20].

На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм.

В рамках данного метода предлагаются нетрадиционные домашние задания:

1. самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;

2. уточнение определений школьного учебника;

3. исследование лингвистического текста учебника;

4. придумывание лингвистических задач;

5. многоаспектный анализ слова.

При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.

На втором этапе школьников обучают нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развивают фантазию и воображение, вызывают интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь используют следующие задания:

а) разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

Особенность этих пособий в том, что они помогают формированию самоорганизации учащихся при выполнении домашнего задания, а также являются подсказками при самостоятельной работе. А главное – развитие зрительной памяти.

б) разработка новых вариантов правил;

в) подготовка карточек для самодиктантов;

г) редактирование текста;

д) исправление допущенных ошибок;

е) анализ детского словотворчества «Почему так говорят дети?»;

ж) подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из Толкового словаря.

На данном этапе используют групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым – задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяют взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля. Оценка за выполненную работу заносится в тетрадь учета знаний, умений и навыков.

На третьем этапе создают условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулируют различными средствами и приемами: используют методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).

Деятельность педагога заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:

1. написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;

2. написание сочинений-миниатюр по пословицам:

а) языковой анализ пословиц;

б) описание события, обозначенного пословицей;

3. монологи от имени вещей, которые окружают нас;

4. задания на основе материалов газет, радио, телевидения;

5. сочинения, рассказы, интервью с использованием регионального компонента [8; с. 23].

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку лучше не ставить; нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.

Особенность данной системы домашних заданий состоит в том, что в ней можно выделить оригинальные элементы:

а) учебная информация по данной системе включает справочные материалы, материалы газет, радио, телевидения, других школьных предметов, региональный компонент;

б) самоконтроль, взаимоконтроль, изменение оценивания творческих работ;

в) применение различных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках русского языка, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческих возможностей учащихся, совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы;

г) формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 158.