Порядок ведения аналитического и синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На этом счете учитываются:

за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы, потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

за товарно-материальные ценности, работы, услуги, на которые расчетные документы от поставщиков и подрядчиков не поступили, т.е. так называемые неотфактурованные поставки;

за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при приемке (когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков);

за полученные услуги по перевозкам;

за все виды услуг связи;

генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда и т. д.

Учет на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ОАО «Славгородская пивоварня» ведется методом начисления, т.е. все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы, потребленные услуги отражаются независимо от оплаты. Таким образом, на предприятии реализуется допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, предусмотренное Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденным приказом Минфина России от 09.12.98г. N60н (ред. от 30.12.99г.). Согласно п.6 ПБУ 1/98 факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

В настоящее время предприятие ОАО «Славгородская пивоварня» приобретает материальные ценности, услуги, счета за которые выражены в условных единицах. Особенно важным является то, что независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика.

Когда счет поставщика акцептован и оплачен до поступления груза (в таком случае товарно-материальные ценности, ТМЦ, называют «товарами в пути»), а при приемке на склад поступивших ТМЦ обнаружилась их недостача, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчет по претензиям»)

На сумму неотфактурованных поставок счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. При получении документов от поставщика на ТМЦ возможны два варианта:

если поступившие документы соответствуют условиям договора, предприятие производит дополнительную запись только на сумму НДС (если он предусмотрен);

если поступившие документы не соответствуют условиям договора, то предварительная бухгалтерская запись сторнируется, и производятся записи на суммы, соответствующие отгрузочным документам.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств (в том числе на оплату счетов). По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются также авансы и предварительная оплата по счетам поставщиков в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Ведется обособленный учет авансов выданных и сумм предварительной оплаты. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете.

Рассмотрим особенности ведения документального учета расчетов с поставщиком услуг в ОАО «Славгородская пивоварня» на примере одного из предприятий: Общество с ограниченной ответственностью «ЛИС». ООО «ЛИС» выполняет определенные задачи, которые не являются частью основной деятельности ОАО «Славгородская пивоварня», но необходимы для полноценного функционирования акционерного общества, т.е. предоставляет персонал, широко используемый в мировой практике аутсорсинг. На основании Договора от 02.08.2004г., ООО «ЛИС» предоставляет специалистов необходимой квалификации. Перечень должностей оформляется Актом передачи персонала.

В самом общем виде суть аутсорсинга – передача некоторых функций организации высококвалифицированным специалистам со стороны. Но главная особенность – не является аутсорсингом выполнение разовых работ на основе договоров подряда и возмездного оказания услуг, предметом договора выступает обязательство по предоставлению персонала. Аутсорсинг позволяет ОАО «Славгородская пивоварня» не только сосредоточить усилия на основном бизнесе, избавившись от технических функций, но также минимизировать налоговые платежи ( налог на доходы физических лиц, единого социального налога - ЕСН, взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования ), отсутствуют и связанные с этим издержки: облегчается ведение учета, расчет заработной платы, больничные, отпуска, уплата налогов и многие другие проблемы перекладываются на ООО «ЛИС». Преимуществом данного вида услуг состоит в минимизации у обеих сторон налогов, поскольку ООО «ЛИС» перешло на упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком ЕСН. Все это помогает сэкономить значительные средства.

Учет расчетов с поставщиками в бухгалтерии ОАО «Славгородская пивоварня» ведется на счете 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При покупке услуги на основании полученных счет-фактур составляются следующие проводки:

Приняты к оплате счета поставщиков

Д 26 «Общехозяйственные расходы»,

К60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на сумму 253320,10 руб.

На основании совершенно другого Договора гражданско-правового характера ОАО «Славгородская пивоварня» является поставщиком услуг по энерго-водопотреблению для ООО «ЛИС», в учете предприятия составляется проводка:

Выставлены счета/фактуры покупателям:

Д 62.1 «Расчеты с покупателями», контрагент ООО «ЛИС»,

К 90.1 « Продажи», субсчет «Выручка», на сумму 11539,28руб.

Начислен НДС с отгрузки:

Д 90.3 «Продажи», субсчет «НДС»,

К 76Н.1 «Расчеты по отложенным налогам», субсчет «НДС», на сумму 1760,23 руб.

По истечению каждого месяца расчетного периода по согласованию руководителей

ОАО «Славгородская пивоварня» и ООО «ЛИС» подтверждается сумма оплаты услуг.

За данный период оплата услуг по энерго-водопотреблению составила 11539,28 руб., составляется проводка:

Д 76.5 «Расчеты с разными дебиторами, кредиторами», контрагент «ЛИС»,

К 62.1 «Расчеты с покупателями», контрагент «ЛИС», на сумму 11539,28руб.

Оплаченный НДС:

Д 76Н.1 «Расчеты по отложенным налогам», субсчет НДС,

К 68.2 « Налоги и сборы», субсчет НДС, на сумму 1760,23 руб.

В оплату услуг по энерго-водопотреблению от ООО «ЛИС» на р/с ОАО «Славгородская пивоварня» поступают денежные средства, одновременно составляется проводка:

Д 51 «Расчетный счет»,

К 76.5 «Расчеты с разными дебиторами, кредиторами», контрагент ООО «ЛИС»

При тесных, многогранных финансовых связях поставщиков и покупателей ОАО «Славгородская пивоварня» в счет взаиморасчетов за предоставленные услуги по переработке давальческого сырья от ИП Веклич Н.Г. на р/с ООО «ЛИС» поступают денежные средства за ОАО «Славгородская пивоварня» . При согласовании ИП Веклич Н.Г. и руководителя ОАО «Славгородская пивоварня» определяется сумма оплаты услуг по переработке давальческого сырья ИП Веклич Н.Г., в бухгалтерском учете предприятия составляются следующие проводки:

Д 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», контрагент ООО «ЛИС»,

К 62.1 «Расчеты с покупателями», контрагент ИП Веклич Н.Г.

Д 76.5 «Расчеты с разными дебиторами, кредиторами», контрагент ООО «ЛИС»,

К 62.1 «Расчеты с покупателями», контрагент ИП Веклич Н.Г.

Оплаченный НДС:

Д 76Н.1 «Расчеты по отложенным налогам», субсчет НДС,

К 68.2 «Налоги и сборы», субсчет НДС,

После оплаты услуг поставщикам на основании выписанного платежного поручения или иного документа, подтверждающего оплату, в учете составляется проводка на общую сумму платежа (сумма НДС, в платежном поручении отражается отдельно, в том числе).

На основании оплаченных счет-фактур поставщиков в ОАО «Славгородская пивоварня» составляется Книга покупок. Данные хозяйственных операциий, выраженные в проводках, находят отражение в оборотно-сальдовой ведомости. Суммы НДС, возмещаемого из бюджета должны соответствовать данным Книги покупок, декларации по НДС и итоговой проводке за период:

Д 68.2 «Налоги и сборы», субсчет «НДС»,

К 19 «НДС по приобретенным ценностям».

В журнале-ордере №6 отражается синтетический и аналитический учеты расчетов с поставщиками. Аналитический учет ведется по каждому поставщику и по каждой счет-фактуре. По дебету счета 60 ведется ведомость №5, итоги из которой в конце месяца переносятся в журнал-ордер №6

Аналитический учет расчетов с поставщиками организован достаточно удобно, так как ведение этого учета по каждому поставщику обеспечивает получение по мере надобности в любой момент достоверной информации о каждом поставщике, о сумме задолженности ему, о сроках расчетов и так далее.

По истечению каждого месяца всем поставщикам выдается акт сверки, где указывается согласно счет-фактуры сумма оплаты услуг. Если же оплата вовремя не была произведена, то перед поставщиком возникает задолженность, переходящая на следующий месяц

Положительным в организации учета расчетов с поставщиками и покупателями в ОАО «Славгородская пивоварня», является постоянное совершенствование этого учета путем создания специальных программ на персональном компьютере (ПК).

Претензии при расчетах с поставщиками возникают в основном из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам. Эти претензии могут быть урегулированы до передачи дела в суд (арбитраж) в соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров. Претензию составляют в письменной форме и отправляют факсом, заказным и ценным письмом либо другим способом. В претензии указывают требования заявителя, сумму претензии и ее расчет, ссылки на соответствующие доказательства, перечень прилагаемых к претензии документов или их заверенные копии. Претензия подписывается руководителем организации или его заместителем.

Она рассматривается в срок до 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением сторон. Отчет о результатах рассмотрения претензий сообщается в письменном виде и подписывается руководителем организации.

При полном или частичном удовлетворении претензий в ответе указывают признанную сумму, номер и дату платежного поручение на перечисление признанной суммы или иной способ удовлетворения претензий. При полном или частичном отказе об удовлетворении претензии в ответе приводят мотивы отказа со ссылкой на соответствующие доказательства, перечень прилагаемых к ответу доказательств, а также перечень возвращаемых документов заявителя. Ответ на претензию также отправляют факсом, письмом или другим способом

При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.

В случаях, когда в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы, заявитель вправе предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением пеней за просрочку платежа.

В претензионном порядке можно урегулировать требование о признании договора недействительным, о его изменении или расторжении. Он должен быть дан в 10-дневный срок со дня получения требования, если иные сроки не установлены действующим законодательством.

Важным источником учетной информации о финансовой деятельности предприятия является форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Форма №2 состоит из четырех разделов. В первом разделе формируется прибыль (убыток) от обычных видов деятельности. Этот показатель является результатом учета всех доходов и расходов организации по обычным видам деятельности. Во втором разделе обобщаются операционные доходы и расходы. В третьем разделе показываются внереализационные доходы и расходы организации. В результате обобщения данных об операционных и внереализационных доходов и расходов, произведенных организацией в отчетном периоде и учитывая полученный результат от обычных видов деятельности формируется показатель прибыли до налогообложения. Прибыль от обычной деятельности будет соответствовать прибыли до налогообложения за счет прибыли обязательных платежей.

В отдельном четвертом разделе отчета о прибылях и убытках отражаются чрезвычайные доходы и расходы. Данные о доходах и расходах и финансовых результатов в отчете представляется в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты .

 

2.3 Выявление направлений совершенствования учета рассмотренных операций и разработка рекомендаций

 

Ни одна профессия в нашей стране не пользуется таким вниманием законодательной и исполнительной власти, как профессия бухгалтера. Бухгалтер находится сегодня на передовых рубежах проводимых в России экономических реформ. А бухгалтерию каждого предприятия можно считать своеобразной лабораторией, где проводятся эксперименты по совершенствованию учета и контроля финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтер вынужден овладевать новыми информационными технологиями. ОАО «Славгородская пивоварня», автоматизировав бухгалтерский учет, использует «1С: Бухгалтерия», версия 7.7 .Это удобная программа включает бухгалтерский, налоговый учет.

Планируется состыковать бухгалтерский учет с технологическим процессом.

Централизованная база данных позволяет составлять оперативные отчеты, справки для руководителей, акционеров и, таким образом, находить и принимать оптимальные решения. С помощью системы на ОАО «Славгородская пивоварня» оптимизирована работа с клиентами.

Но эффект от внедрения новых программ не всегда бывает быстро очевиден.

Требуется высокий профессионализм программистов, которая внедряет, дополняет программный продукт. Так же и в нашем примере существуют в данный момент проблемные моменты в учете. По рассматриваемому учету расчетов с поставщиками, требуется доработка в программе по записи в Книгу покупок сумм НДС, уплаченные поставщикам через подотчетное лицо. Существуют проблемы формирования справочника контрагента, т.е. проблематично вводится новый р/счет поставщика при существовании старого р/счета, при оформлении платежного поручения поставщику берется первоначально введенный р/счет.

В данном случае сначала внедряют бухгалтерскую программу, которая существует, а потом перестраивают систему учета, во время текущего учетного периода. Единственное, что можно предложить администрации завода – проработка и доработка бухгалтерских программ должна происходить до того времени, когда будущие пользователи программ – бухгалтера, приступили к работе в новой программе, предварительно отработать взаимодействие, определить порядок учета и форму предоставления информации по каждому участку работ. Только тогда можно ожидать успеха от внедрения программных продуктов.



Заключение

 

И в заключении подведем итог написанной курсовой работы.

Для правильного и последовательного написания работы сначала была выделена небольшая ее часть – введение. В ней были даны основные направления написания, а именно обоснована актуальность представленной темы, сформулированы цели и задачи работы, описан предмет и объект исследования. А также во введении описана структура работы путем раскрытия краткого содержания каждой из глав.

При написании было выделены две основные главы работы: теоретическая и практическая:

Теоретическая часть раскрыла основные вопросы темы, касающиеся ее теоретической стороны. В этой главе дано понятие дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, а также указано, что этим видам задолженностей отведены отдельные строки в бухгалтерском балансе.

Далее раскрываются особенности отдельных видов и форм расчетов с поставщиками и покупателями, таких как, расчеты платежными поручениями, платежными поручениями-требованиями, расчеты чеками, раскрыты особенности расчетов аккредитивами и в порядке плановых платежей. В этой части также раскрывается учет расчетов по нетоварным операциям, таким как расчеты с бюджетом по налогам; по платежам органам социального страхования и обеспечения и другие внебюджетные платежи, расчеты по претензиям, расчеты с разными дебиторами и кредиторами, расчеты по возмещению материального ущерба и некоторые другие.

В теоретической главе указана нормативная база, разрешающая расчеты с поставщиками и покупателями. Так как нормативные акты обеспечивают правопорядок при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при исчислении и уплате налогов. Здесь перечислено и описано содержание основных нормативных документов, таких как Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Законы РФ, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и других, связанных с расчетами за товары (работы, услуги.). Причем на протяжении всей курсовой работы делались ссылки на перечисленные и описанные нормативные документы.

В практической главе раскрыты особенности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на конкретном объекте исследования, конкретном предприятии – ОАО «Славгородская пивоварня».

В этой части курсовой работы первым пунктом была дана общая характеристика выбранного объекта учета. Далее были раскрыты особенности ведения документального учета расчетов с поставщиками и покупателями – это ведение новых форм счетов-фактур, анализ субконто по поставщикам, карточка банковского счета, журнал проводок, книга покупок.

Одним из важных пунктов в практической части данной курсовой работы является подробное раскрытие порядка ведения синтетического и аналитического учета с поставщиками и подрядчиками. Здесь подробно рассмотрены операции по учету услуг поставщиков и порядок расчетов с ними. Отражен как бухгалтерский, так и документальный учет этих операций. Так как на предприятии имеет место просроченная задолженность, было дано понятие просроченной задолженности и рассмотрен порядок ее списания в учете.

В трех описанных пунктах практической главы работы, операции были рассмотрены на основе конкретных примеров, что дало возможность проследить последовательность отражения этих операций в бухгалтерском учете и последовательность ведения документации по ним.

Здесь рассмотрено: какие именно операции осуществляются между поставщиками и покупателями, как они отражаются в учете и документально. Уделяется место раскрытию сущности договоров, заключаемых с поставщиками. После написания теоретической и практической глав были выявлены направления совершенствования учета расчетов с поставщиками и покупателями. Также в этой части курсовой работы описаны преимущества применения автоматизированной формы учета в бухгалтерии предприятия, ведения аналитического учета расчетов с поставщиками и покупателями, составления различных отчетов, а так же возможность оформления и распечатки различных документов, таких как счет-фактура, приходные и расходные ордера, платежные поручения, ведение книги покупок, книги продаж и т. д.

В заключение описываемой части работы, была дана рекомендация администрации завода по внедрению компьютерных программ.

 



Список литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II

3. «Положение о безналичных расчетах РФ», (утверждено Правительством РФ от 08.09.2000 года, вступило в силу с 01.11.2000 года)»

4. «Новые Правила ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур, книг продаж и книг покупок» утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 года № 914 (начали действовать с 1 января 2001 года)

5. Ларионов А.Д., Ерофеева В.А., Леонтьева Ж.Г., Станков П.А. - Бухгалтерский учет: Учебник – М.: Проспект, 2000.

6. Власова Л. Успех автоматизации // Газета «Экономика и жизнь». Ноябрь 2002.-N47

7. Власова Л. Один раз в год // Газета «Экономика и жизнь». Январь 2003.-N4

8. «Поставщики и подрядчики»// «Бухгалтерский учет», январь 2003-N 1.

9. Сафронова Н.Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003.

10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет : Учебное пособие 4-е изд.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,2004.

11. Донцова Л.В..Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:Издательство «Дело и сервис», 2001.

12. Нормативные акты для бухгалтера №11 (263) от 30 мая 2006 г.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 264.