3
4
4
4
2
2
3
3
2
4
4
3
3
1
4
4
2
2
3
2
2
1
5
5
2
2
4
2
2
1
4
5
3
2
3
2
3
1
5
5
2
2
3
2
4
5
5
5
2
2
3
3
2
3
2
3
5
4
3
3
4
3
4
4
3
4
3
4
2
1
2
4
2
1
2
5
2
2
4
3
2
2
3
3
5
5
5
4
3
1
3
3
3
2
5
4
Продолжение
4
1
3
3
3
3
4
1
3
2
4
4
4
4
5
2
3
4
3
3
2
2
2
4
3
4
3
4
4
4
4
4
Изучая и оценивая каждый объект, занесенный в таблицу, все больше убеждаешься, насколько исторически богата наша земля. Все эти достопримечательности имеют достаточно высокую историческую и архитектурную ценность. А то, что многие из них не имеют известность, так это упущение поколений, которые не смогли по тем или иным причинам сохранить и вознести на необходимый уровень известности. Однако мы должны гордиться уже тем, что такие замечательные дворцово-парковые ансамбли как Несвижский дворцово-парковый ансамбль, дворец Тызенгауза и усадьба Огинского уже взяты под опеку всемирно-известной организацией ЮНЕСКО. По мнению специалистов, в скором времени список всемирного наследия ЮНЕСКО пополнят еще несколько белорусских названий, в частности, дворец Паскевичей в Гомеле[17].
Почти все рассмотренные дворцовые комплексы удобно располагаются по отношению к дорогам: рядом пролегают либо автомобильные дороги республиканского значения, либо – районного.
Многие из них уже включены в основные туристические маршруты Беларуси как культурно-исторические достопримечательности, и поэтому по критерию наличия туристской инфраструктуры отмечены по максимуму ( Несвижский дворцово-парковый ансамбль, Дворец Румянцевых-Паскевичей, Дворец губернатора в Витебске, Дворец Тизенгауза , Новый замок в Гродно, усадьба Чапских).
Некоторые из них располагаются вблизи санаториев Республиканского значения (Дворец Тизенгауза) , или недалеко от наиболее важных туристских районов и мест отдыха (см. Приложение 7 ), что также повышает оценку на наличие туристской инфраструктуры.
Как видно из таблицы, парковая культура многих ансамблей не сохранилась до наших дней. ЮНЕСКО уже давно бьет тревогу: «проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов остаются актуальными на протяжении многих лет. С начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В качестве культурно-ландшафтных феноменов исследуются выдающиеся по художественным характеристикам и исторической значимости дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы»[15].
И если оценки по уровню парковой культуры не высоки, то это восполняется богатейшей природой белорусского края.
Как видно из таблицы, большая часть дворцово-парковых комплексов располагается в Минской, Гродненской, Брестской областях. Это можно наглядно наблюдать и на карте Беларуси (с разбивкой по областям) о территориальном распределении культурно-исторических достопримечательностей (см. Приложение 1-6).
Из всего количества достопримечательностей Беларуси (а их около 7431), родовые дворцы и усадьбы составляют 740, из них около 200 являются историческими[13].
А по нижеприведенной диаграмме можно судить о пропорциях территориального распределения всех существующих дворцово-усадебных объектов по областям республики[13].
Диаграмма 1
И как подтверждение тому, как густо был представлен усадебный мир на западе Беларуси, является самое полное исследование на тему усадеб польского ученого Романа Афтанази[9].
После проведения сравнительной характеристики рассматриваемых дворцово-парковых ансамблей, и не принижая значимости субъективных предпочтений, мною были выделены как наиболее перспективные для наиболее полного описания с иллюстрациями следующие объекты: Сновский дворец, дворец Пусловских, усадьба Уместовских, дворец Румянцевых-Паскевичей, усадьба генерала Гатовского, дворцовый комплекс Сапегов, Несвижский дворцово-парковый ансамбль.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 230.