В условиях несовершенной конкуренции, когда отдельные субъекты рыночных отношений имеют экономические преимущества, механизм саморегулирования дополняется государственным вмешательством. Механизм государственного вмешательства включает методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия предполагают исполнение законодательных актов, а методы косвенного воздействия – использование системы налогообложения, финансовой, денежно-кредитной и социальной политики государства[24].
Таким образом, посредством механизма микроэкономического регулирования осуществляется не только регулирование экономических отношений между государством и фирмами и внутри их, но и реализуется цель общественной системы (удовлетворение потребностей населения, рост благосостояния людей и т.д.). Эта общая цель реализуется через достижение частных целей, которые ставят перед собой отдельные фирмы (максимизация прибыли, улучшение качества и ассортимента продукции, рост доходов). Поэтому основной функцией механизма микроэкономического регулирования является обеспечение экономических условий для достижения этих целей.
Реализуемая в настоящее время политика дерегулирования направлена на снижение степени государственного вмешательства в ход экономических процессов исходя из так называемой презумпции нецелесообразности государственного регулирования. Логика преобразований предполагает последовательное проведение в жизнь принципа обоснованности государственного воздействия на экономику с использованием законного права принуждения (регулирования). Оптимизация государственного регулирования осуществляется в соответствии с принципами обязательной, максимально полной и эффективной реализации действительно необходимых функций государственного регулирования с параллельным сокращением вмешательства в сферы, где несовершенства рыночного механизма минимальны либо не проявляются вовсе (упразднением избыточных функций), что в конечном итоге будет служить основной цели – сокращению административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства.
В связи с этим остро стоит вопрос об упразднении избыточных функций государственного регулирования и о передаче части функций государственного регулирования на рынок, руководствуясь критериями важности поставленных задач и экономической эффективности.
Дерегулирование экономики предполагает развитие механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики как альтернативы прямому государственному регулированию. Саморегулирование, рассматриваемое как институт, в рамках которого группой экономических агентов устанавливаются легитимные регулирующие хозяйственную деятельность правила и контролируется их исполнение, позволяет эффективно решить ряд важнейших задач.
С теоретической точки зрения саморегулируемые организации в состоянии преодолевать изъяны (провалы) рынка и содействовать реализации целей социальной политики с меньшими издержками, чем в случае прямого государственного регулирования, что обусловлено уменьшением вероятности проявления изъянов государства[25].
Вполне очевидно, что в данном случае развитие саморегулирования обеспечивает повышение общественного благосостояния и темпов экономического роста.
Вместе с тем существует возможность возникновения негативных эффектов функционирования саморегулируемых организаций, что, в первую очередь, связано с возможным ограничением конкуренции.
Выбор конкретной регулирующей опции, направленной на решение определенной задачи государственного регулирования, либо принятие решения о передаче функции на рынок, задействовании механизмов саморегулирования, должны осуществляться на основе сопоставления масштабов проявления изъянов рынка и изъянов государства и проведения многоаспектного анализа с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек (соотношения затраты–результат) и рисков с обязательным изучением возможных альтернатив и учетом воздействия регулирующего решения на все заинтересованные стороны (в самом общем виде – хозяйствующих субъектов, потребителей и государства) с целью установления баланса интересов. Содержательной основой, на которой должна строиться процедура доказательства необходимости вмешательства в предпринимательскую деятельность и выбора оптимальной опции, является оценка регулирующего воздействия.
Заключение
На основании курсовой работы можно сделать ряд следующих выводов.
Во-первых, рынок — это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг). В составе структуры рынка выделяют домашние хозяйства, предпринимательский сектор и государство. К основным элементам рыночного механизма можно отнести: конкуренцию, цены, спрос и предложение.
Равновесие на микроуровне предполагает такое состояние субъектов, при котором обеспечивается равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам.
Во-вторых, в основу микроэкономического равновесия положены условия частичного равновесия – количественного соответствия двух взаимосвязанных параметров. Например, частичное равновесие выступает в виде равновесия производства и использования ресурсов, производства и потребления, покупательной способности и товарной массы и т.д.
В-третьих, общее равновесие предполагает согласование функционирования всех сфер экономики, т.е. соответствие между спросом и предложением потребительских товаров и услуг, средств производства и рабочей силы.
В первой главе мы рассмотрели условия стабилизации поведения, т.е.достижение равновесия потребителей и производителей.
Далее мы рассмотрели основные теоретические подходы к обоснованию рыночного равновесия. Мы выделили теории Л.Вальраса, А.Маршала, В.Парето.
Л.Вальрас первым попытался описать как достигнуть микроэкономическую стабильность и равновесие через систему уравнений. Главным фактором в его исследованиях является объем производства.
А.Маршал наоборот рассматривает цену как важнейший фактор достижения равновесия. Он утверждает, что если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении к равновесной. Если же объем предложения не равен равновесному, то, ориентируясь на цену спроса, продавцы увеличивают или уменьшают объемы предложения до равновесного уровня, при котором устанавливается и равновесная цена.
В.Парето оперирует понятиями предельных величин. По Парето, рыночное равновесие – это состояние, при котором невозможно улучшить положение кого-либо из участников обмена без того, чтобы не ухудшить положение хотя бы одного из остальных.
В третьей главе нами были рассмотрены концепции саморегулирования рынка и необходимости вмешательства государства. Концепция саморегулирования исходит со времен А.Смита, который выдвинул следующие положения рыночной экономики: это невмешательство государства в регулирование, принцип невидимой руки и саморегулирование рынка.
Современная экономика характеризуется максимально возможным уровнем саморегулирования. Вмешательство государства обусловлено, по большей части, социальными причинами.
Список использованной литературы
1. Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. – 2008. – № 2. – С.5-35.
2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. – М.: Изограф, 2000. – 448 с.
3. Васильева Л.Н. Моделирование микроэкономических процессов и систем. – М.: КНОРУС, 2009. – 400 с.
4. Горяинова Л.В. История экономических учений. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – 2003. – 85 с.
5. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – 416 с.
6. Кит П. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – Спб.: Питер. – 2008. – 624 с.
7. Корниенко О.В. Микроэкономика. –Ростов-на-Дону:Феникс, 2000. – 352с.
8. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.
9. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. – М.: Кнорус. – 2009. – 798 с.
10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2002. – 572 с.
11. Рубин Ю.В. Теория и практика конкуренции. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – 2005. – 428 с.
12. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров: АСА. – 2007. – 848 с.
13. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. – 2008. – 576 с.
14. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.
15. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.
16. Рыночный механизм саморегулирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/2639/2812/
[1]Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – С.57.
[2]Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. – 2008. – С. 84.
[3] Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. – 2008. – С. 92.
[4] Корниенко О.В. Микроэкономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С.53.
[5] Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – С.59.
[6] Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – С.61.
[7] Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров: АСА. – 2007. – С.119.
[8]Корниенко О.В. Микроэкономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С.69.
[9]Кит П. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – Спб.: Питер. – 2008. – С.115.
[10]Кит П. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – Спб.: Питер. – 2008. – С.116.
[11] Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров: АСА. – 2007. – С.218.
[12] Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – С.248.
[13]Васильева Л.Н. Моделирование микроэкономических процессов и систем. – М.: КНОРУС, 2009. – С.126.
[14]Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2002. – С.356.
[15] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2002. – С.356.
[16]Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – С.82.
[17] Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – С.83.
[18] Горяинова Л.В. История экономических учений. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – 2003. – С.38.
[19] Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. – 2008. – С.110.
[20]Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. – 2008. – С.119.
[21] Рыночный механизм саморегулирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/2639/2812/
[22]Кит П. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – Спб.: Питер. – 2008. – С.384.
[23]Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. – 2008. – № 2. – С.16.
[24] Кит П. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – Спб.: Питер. – 2008. – С.393.
[25]Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. – 2008. – № 2. – С.19.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 177.