Равновесие по А. Маршаллу (рис. 2) опирается на разность цен спроса и предложения, вызванную отклонением фактического объема предложения от равновесного.
Рис. 2 Равновесие по А.Маршалу[17]
Если объем предложения Qs меньше равновесного Qc (Qs <Qe), цена спроса Р2 окажется выше цены предложения Р1 (Р2 >P1,). Это побуждает продавцов увеличить объем предложения товаров на рынке. Напротив, при превышении равновесного объема предложения (Q¢s >Qe) цена спроса Р1 будет меньше цены предложения Р2 (Р1<Р2), что заставит продавцов уменьшить предложение товаров до объема, при котором он уравновешивается с объемом спроса и будет равен Qe. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Р1=Р2= Рe.
Таким образом, из проведенного анализа следует, что если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении к равновесной. Если же объем предложения не равен равновесному, то, ориентируясь на цену спроса, продавцы увеличивают или уменьшают объемы предложения до равновесного уровня, при котором устанавливается и равновесная цена.
У А. Маршалла функция спроса и предложения имеет вид:
Pd = f ( Q ); Ps = f ( Q ), (2)
а условием равновесия является равенство Р d = Ps .
Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения Л. Вальраса и графическими иллюстрациями этих функций А. Маршалла, что не сказывается на результатах анализа взаимодействия спроса и предложения.
Поскольку в модели Л. Вальраса инструментом сбалансированности рынка являются цены, то эта модель характеризует ситуацию, складывающуюся на рынке в краткосрочном периоде. Моделью А. Маршалла, в которой равновесие достигается за счет приспособления объемов предложения к равновесному количеству, лучше описываются рыночные процессы в долгосрочном периоде (можно изменить объемы выпуска и продаж за счет увеличения или уменьшения количества используемых факторов производства).
Следующий подход к микроэкономическому равновесию связан с именем Вильфредо Парето (1848-1923) и его работой "Курс политической экономии". Парето пытался дать содержательную трактовку утверждению, что совершенная конкуренция обеспечивает достижение равновесия.
Парето полагает, что равновесие характеризуется пятью основными условиями: 1) взвешенные предельные полезности (предпочтения) равны для всех товаров; 2) для каждого субъекта сумма его доходов равна сумме его расходов; 3) количество всех благ до установления и после этого равно; 4) цены готовых товаров равны издержкам производства при совершенной конкуренции; 5) запас производительных благ есть величина данная и используется полностью. Равновесие длилось бы вечно, если эти условия оставались неизменными[18]. Однако реальное значение имеет не равновесие, а введенное Парето понятие оптимума (оптимум Парето). Это состояние, при котором невозможно улучшить положение кого-либо из участников обмена без того, чтобы не ухудшить положение хотя бы одного из остальных. Когда экономика достигает оптимума по Парето, то дальнейшее улучшение каких-либо важных показателей возможно только путем структурного сдвига. Это понятие общественной максимальной полезности.
Объяснение структурных сдвигов в экономике дает закон Парето об изменении распределения дохода. "Как правило, мы можем утверждать, что увеличение богатства по отношению к численности населения с необходимостью вызывает возрастание минимального дохода, или уменьшение неравенства доходов, или же и то и другое вместе". Это делает ненужным социалистическую доктрину Маркса, так как для того, чтобы "поднять уровень минимального дохода или уменьшить разрыв в доходах, необходимо обеспечить более быстрое увеличение богатства по сравнению с численностью населения. Таким образом, мы видим, что проблема улучшения условий жизни беднейших слоев населения является прежде всего проблемой создания богатства"[19].
Понятия оптимума по Парето и совершенной конкуренции взаимосвязаны. Долговременное равновесие совершенной конкуренции создает оптимальное распределение ресурсов, а каждое оптимальное распределение ресурсов представляет собой долговременное равновесие совершенной конкуренции. При этом совершенная конкуренция должна означать не только отсутствие контроля над ценой и однородность всех продаваемых товаров и услуг, но также полную свободу входа в отрасль и выхода из нее и полную доступность для каждого экономического субъекта всей важной для извлечения прибыли информации.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.