Масштабный кризис в российской экономике требует серьезного анализа и нуждается в прогнозировании. Сейчас можно утверждать, что его нельзя однозначно считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. Сочетание внешних и внутренних факторов придает ему известную уникальность. Важно осмыслить происходящие процессы, сформулировать требования к их мониторингу, определить меры, смягчающие остроту кризисных явлений, и выработать подходы, направленные на поиск «спящих» сегодня сил, которые способны стать двигателем последующей модернизации российской экономики[4].
Существуют две принципиально разные точки зрения на происходящие кризисные процессы. Согласно первой, более распространенной, текущий экономический кризис стал результатом регулярного циклического развития экономики, нынешняя же фаза рецессии более глубокая и длительная, чем обычно. В этом случае активная политика по поддержанию спроса и предотвращению необратимых потерь в промышленности позволит сохранить производственный потенциал.
Приверженцы второй, альтернативной точки зрения исходят из долгосрочного характера кризиса, вследствие чего изменится структура потребления в глобальном масштабе на фоне перехода к более экономичной модели развития. Тогда любые попытки сохранить спрос на прежнем уровне за счет мер государственного регулирования могут дать лишь кратковременный эффект, а в долгосрочной перспективе приведут к расходованию ограниченных ресурсов. В этом случае основной акцент должен быть сделан на смягчении «посадки» экономии и ее ускоренной адаптации к новым условиям.
Кризис затронул все сферы отечественной экономики: серьезные проблемы возникли в реальном секторе, в финансовой и социальной сферах. К началу 2009 г. российская экономика вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся обесцениванием рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ[5].
Опора на финансирование, низкая капитализация банковской системы, недостаточное развитие рынка корпоративных облигаций не позволяли активно использовать национальные сбережения. В большой мере как государственные, так и частные сбережения уходили за рубеж, в том числе и в виде накопленных государственных резервов, а потом эти же средства путем выпуска евробондов и привлечения синдицированных банковских кредитов заимствовались для инвестирования в российские компании.
Рост цен на нефть обусловил повышение рейтингов российских компаний и банков и снижение стоимости заимствований за рубежом. Такая ситуация не способствовала совершенствованию институционной базы финансового сектора, формированию инструментов развития важнейших секторов экономики, включая доступ малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам.
Сбережения нефинансового сектора существенно меньше его внутренней задолженности. До середины 2008г. этот дисбаланс финансировался за счет притока капиталов с внешних рынков, но затем начался их отток. В результате возникли проблемы и в банковской системе (и с ликвидностью, и с кредитом). Таким образом, модель форсированного роста, действовавшая в России в 2006-2007гг., исчерпала себя, поскольку характеризовалась «пирамидальной» структурой.
Россия встретила мировой финансовый кризис с большими государственными резервами и слабой финансово-кредитной системой. Резко сократились возможности привлечения средств для финансирования инвестиций в основной капитал, а риски финансирования крупных проектов существенно возросли.
В большинстве отраслей реального сектора в IV квартале 2008-начале 2009 г. производственная и инвестиционная активность резко снизилась. Пересматриваются в сторону сокращения производственные планы и инвестиционные программы, останавливаются проекты реорганизации крупных компаний, задерживаются платежи, падает спрос, по отдельным товарным группам снижаются цены. Из-за уменьшения внешнего спроса сократился выпуск продукции в металлургии, лесопереработке, других экспортоориентированных производствах. Наибольший ценовой шок испытали предприятия металлургического и химического комплексов – здесь цены упали в 1,5-2 раза. Строительство, автомобилестроение, розничная торговля столкнулись с трудностями из-за ограничения кредитования, в том числе потребительского.
В социально-политической сфере с точки зрения соблюдения принятых обязательств на всех уровнях тоже начинает расти напряжение, меняются ожидания и даже ценностные ориентиры разных социальных групп. Речь идет о свертывании ипотеки, ограничении потребительского кредитования, бегстве от национальной валюты. Осенью 2008 г. это проявилось в форме бегства в товары: потребители сохранили на определенный период уровень покупок при значительном снижении доходов. Этот эффект действует недолго, пока семьи пытаются использовать для покупок обесценивающиеся сбережения до ускорения инфляции.
Кризис уже сказался на бюджетах регионов. Из-за распада производства во многих из них не выполняется план по доходам. С августа началось снижение темпов их роста, а в ноябре они резко сократились. Риски недополучения доходов в 2009 г. оцениваются в регионах как очень высокие – до 20-30% от запланированного уровня.
Стала расти безработица, уменьшается число вакансий, заявленных в службах занятости, увеличивается задолженность по зарплате. Предприятия переходят с двух- на односменный режим работы. Работников отправляют в неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска, переводят на сокращенную рабочую неделю, используются и другие формы неполной занятости. Уменьшается размер бонусов и премий, фирмы отказываются от проведения корпоративных праздников.
Под предлогом финансового кризиса многие предприятия избавляются от кадрового «балласта». Руководство предприятий в одностороннем порядке пересматривает коллективные договоры, сокращает объем социальных гарантий и выплаты стимулирующего характера, оказывает давление на профсоюзных лидеров. Вероятно, экономический кризис приведет к росту нарушений прав работников в трудовой сфере. При этом надо иметь в виду важную особенность российского рынка труда: наказание за невыплату заработной платы меньше, чем за неправильное увольнение.
В середине января 2009 г. Минэкономразвития РФ скорректировало прогноз на текущий год. Особенность прогнозов в условиях кризиса заключается в их «активном» характере (таб.1). Другими словами, «сбываемость» заявленных показателей непосредственно зависит от эффективности как уже принятых регулятивных антикризисных мер, так и тех, которые еще только предстоит осуществить. При этом исходят из допущения, что все необходимые решения разумны, адекватны потребностям банковской системы и реального сектора и характеризуются хотя бы «средненормативной» результативностью.
Таблица 1. Прогнозные показатели экономического развития на 2009г[6].
| 2008 | 2009 | |
Прогноз от 19.12.2008 | Прогноз от 19.01.2009 | ||
Среднегодовая цена нефти Urals, долл./барр. | 94,6 | 50 | 41 |
ВВП, % | 6 | 2,4 | -0,2 |
Инфляция, % | 13,3 | 10-12 | 13 |
Промышленное производство, % | 2 | 1,4 | -1,7 |
Инвестиции в основной капитал, % | 9,2 | 1,4 | -1,7 |
Рост реальных зарплат, % | 11,6 | 0,8 | -2,7 |
Экспорт, млрд. долл. | 469 | 303 | 269,4 |
Импорт, млрд. долл. | 292,5 | 285 | 245,3 |
Торговое сальдо, млрд. долл. | 176,6 | 18 | 24,1 |
Среднегодовой курс рубля к доллару | 24,8 | 30,8-31,8 | 35,1 |
19 марта 2009 г. правительство РФ представило новый, скорректированный вариант уже принятого бюджета-2009. Спад ВВП прогнозируется на уровне 2,2%. Соответственно неизбежны изменения и в программе намеченных антикризисных регулятивных мер.
Российская антикризисная программа соответствует общемировому опыту принятия подобных мер. Антикризисное регулирование объективно противоречиво, инерционно и структурно детерминировано (определяется экономическими и политическими интересами и мотивациями групп, представляющих звенья сложившейся структуры экономики). Работа исключительно в режиме «скорой помощи» усиливает риск структурной иммобилизации, «схлопывания» потенциала назревших структурных сдвигов. Важное качество антикризисной программы – настройка режима функционирования «регулярных» рыночных институтов, но неоптимальное предоставление финансов ведет к их ослаблению.
В антикризисной тактике крайне важно не упустить из виду перспективы социально-экономического развития. Политическое руководство страны это понимает: приняты концепция-2020, правительственный план действий на 2009-2012гг., стратегия развития финансового рынка до 2020 г., внешнеэкономическая стратегия, завершается подготовка концепции создания международного финансового центра. Однако стратегического целеполагания недостаточно. Риски, до поры скрытее в антикризисных решениях, могут перейти в генетический код посткризисной реальности.
Центральный банк Российской Федерации создал для себя возможность управлять курсом рубля, контролируя банковскую ликвидность: в случае возобновления спекулятивных атак на рубль Центробанк просто сократит ее предоставление банкам. В этих условиях продажа валюты будет осуществляться в основном для целей рефинансирования внешних корпоративных займов[7].
В условиях глобального финансово-экономического кризиса Россия неизбежно столкнется с дефицитом бюджета, а темпы экономического роста России в 2009 году могут замедлиться до уровня 0-2%, инфляция ожидается на уровне 13%, заявил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая в понедельник в Гонконге на Азиатском финансовом форуме. По его словам в пик кризиса, который ожидается в 2009 году, мы готовы идти на дефицит бюджета и даже увеличивать дефицит бюджета. Правительство исходит из того, чтобы в 2010 году дефицит бюджета не превышал 4-5% ВВП, а начиная с 2011 года - стал снижаться. В прошлом году экономический рост России составил 6%, и в 2009 году тоже ожидается положительное значение, но на уровне от нуля до 2%. Эти новые оценки связаны с оценкой мировой экономики и спроса на российский экспорт[8]. По словам Кудрина, для составления бюджетных прогнозов правительство использовало стоимость нефти на уровне 30 долларов за баррель. Антикризисные меры, которые осуществляет Россия, основываются прежде всего на поддержке ликвидности банков, капитализации банковской системы, подчеркнул Кудрин. В связи с чем правительство России планирует выделить еще 40 млрд долларов на поддержку банковской системы, сообщил глава Минфина. Но несмотря на экономический кризис правительство России продолжает исходить из необходимости сохранить конвертируемость рубля[9]. "Мы сохраняем и будем сохранять конвертируемость национальной валюты. Это - то достижение, которое нам удалось получить в последние годы", - заявил Кудрин. В то же время он признал, что конвертируемость рубля "создает необходимость большой ответственности в экономической политике". Министр также сообщил, что начиная с сентября и до нынешнего момента российская валюта девальвировала на 20%. Это создало новые ориентиры в экономике, и мы ожидаем, что они положительно скажутся на нашем спросе, платежном балансе.«Социальные мероприятия 2009 года будут направлены на решение главной задачи – смягчение негативных последствий экономического кризиса для населения, - уточнила министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова. – Объектом особого внимания государства будут слабо защищенные группы населения, прежде всего ветераны и семьи с детьми». Все пособия и социальные выплаты, финансируемые из федерального бюджета, в 2009 году будут «доиндексированы» с учетом нового прогноза инфляции. Обсуждая программу на заседании правительства, премьер Владимир Путин уточнил еще раз, что, как и планировалось ранее, средний размер социальной (минимальной) пенсии в конце года составит 4294 рубля и догонит прожиточный минимум пенсионера. Средняя трудовая пенсия к концу года вырастет на 23,9%, на 8,7% опережая инфляцию. Что касается детских пособий, весь детский «пакет» был увеличен с 1 января на 8,5%, но принято решение пересчитать эти выплаты еще раз – с учетом повышения опять же с 1 января на 13%. В частности, единовременное пособие при рождении ребенка составит 9989,86 руб. (по сравнению с январем 2008 года – увеличение на 1,3 тыс. руб.). Минимальный порог ежемесячных пособий работающим мамам по уходу за первым ребенком до 1,5 лет вырастет до 1873,1 руб., за вторым и последующими детьми – до 3746,2 руб. Максимальный размер этого пособия, который зависит от уровня зарплаты, будет равен 7492,4 рубля. Кроме того, будет пересмотрен размер материнского капитала – он вырастет до 312 тыс. 162 руб., то есть на 12,431 тыс. руб. по сравнению с нынешним уровнем. В федеральный бюджет заложено 43,7 млрд. руб. на стабилизацию положения на рынке труда. Многое сделано: так, с 1 января в 1,5 раза – до 4900 руб. увеличен максимальный размер пособия по безработице, в большинстве регионов приняты программы содействия занятости. Что касается инфляции, правительство намерено удержать ее в пределах прошлого уровня (план – 13%, прогнозы – примерно такие же или на пару-тройку процентов выше).
2.3 Комплекс мер, необходимых для смягчения финансового кризиса в регионах
В ноябре 2008 г. Аналитический центр провел экспресс-опрос региональных экспертов относительно глубины проявлений кризиса в регионах страны. Программа опроса предусматривала, прежде всего, оценку масштабов и глубины проявления кризиса в регионах в целом; выявление секторов экономики, в которых финансовый кризис проявился в наибольшей мере; оценку поступления финансовой помощи от федерального центра в регионы в связи с кризисом.Существенное внимание было уделено и оценкам экспертов на 2009г. изменений модели действий организаций реального сектора экономики в условиях кризиса, а также прогнозам возможных изменений в 2009 г. на потребительском рынке и в уровне жизни населения.В опросе приняли участие 720 экспертов из 78 субъектов Федерации. В их состав вошли руководители и специалисты экономических, социальных, финансовых и отраслевых (промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других) региональных ведомств, а также территориальных управлений Банка России и коммерческих банков. Конкретный состав экспертов в каждом регионе определен администрацией субъекта Федерации с учетом письменных рекомендаций Аналитического центра.Результаты опроса, по мнению Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, указывают на необходимость разработки наряду с принятым федеральными властями и Центральным банком России комплексом мер, обеспечивающих смягчение отрицательного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие страны, также мер регионального характера. В организационном плане это требует разработки антикризисных программ развития регионов с выделением краткосрочных и долгосрочных мероприятий. Важное место в этих программах прежде всего должны занимать[10]:
Ø осуществление мер по поддержке занятости в регионах;
Ø формирование региональных заказов на продукцию и услуги предприятий и организаций и совершенствование в целом эффективного взаимодействия региональных властей бизнеса;
Ø поддержка жилищного строительства;
Ø организация общественных работ;
Ø реализация мер по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием инноваций;
Ø разработка мероприятий по опережающей подготовке и переподготовке кадров;
Ø финансовая поддержка экономически наименее защищенной части населения: пенсионеров, школьников, многодетных семей и др.;
Ø активное участие в реализации федеральных государственных социально-экономических программ;
Ø организация контроля в регионах финансовых потоков, направленных на поддержку как финансовых институтов, так и реального сектора, а также сферы услуг и населения;
Ø соучастие регионального бюджета в мероприятиях по оказанию помощи ЖКХ;
Ø приостановление наименее эффективных региональных и муниципальных программ;
Ø совершенствование системы стимулирования качества производимой продукции в регионах и импортозамещения;
Ø осуществление мер по гарантированию возраста средств региональным финансовым институтам, кредитующим реальный сектор экономики;
Ø выкуп ипотечных кредитов у банков;
Ø адресная финансовая поддержка наиболее значимых для регионов предприятий, в том числе градообразующих, которые не могут реализовать свою продукцию;
Ø упрощение регионального налогообложения малого бизнеса;
Ø разработка и внедрение прогрессивных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса;
Ø развитие инфраструктуры регионального рынка и производственной кооперации;
Ø улучшение межрегиональных взаимодействий.
В условиях кризиса необходимо изменить подходы к управлению и принятию решений.1. Важно быстро реагировать на происходящее, чтобы управленческие воздействия были своевременными. Так, меры по поддержке фондового рынка неоправданны, если кризис приобрел затяжной характер и распространился на реальный сектор. Они лишь ведут к потере финансовых ресурсов, усиливая спекулятивную активность на рынке.2. В условиях жесткого рационирования ресурсов их надо расходовать наиболее эффективным образом. Для этого нужно включать в состав органов, принимающих решения, людей, имеющих опыт работы в кризисных условиях и проведения реформ как на корпоративном, так и на государственном уровне.3. Необходим общественный диалог между государством, бизнесом и населением. Это позволит обеспечить лиц, принимающих решения, достоверной информацией о процессах, происходящих в экономике, оценить результативность принимаемых решений и реализуемых мер, а также сформировать эффективную коммуникационную политику, снижающую социальную напряженность[11].Таким образом, модернизационные силы в стране есть. Они не консолидированы и скорее всего их активность проявится лишь после кульминации кризиса, когда станет ясно, что его дно достигнуто.Проанализировав экономическое развитие России можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в России наблюдается экономический кризис, который наносит большой ущерб стране в целом. Государством разрабатываются антикризисные программы, которые помогут смягчить все последствия кризиса. Реализуемые антикризисные меры и принципы соответствующих решений требуют совершенствования. Осуществление ряда дополнительных мер позволит адекватно противостоять выявленным вызовам. Стержнем предстоящей модернизации должна стать инновационная экономика, опирающаяся в том числе на реформирование институтов собственности и судебной системы.
Заключение
Экономический рост измеряется темпами роста ВВП или темпами его прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором – объем производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП, так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику. Однако социально-экономическое благополучие нации, уровень жизни населения измеряются удельными показателями. В частности, ВВП, приходящийся на душу населения. ВВП страны, разделенный на численность ее населения, позволяет определить величину ВВП, приходящуюся на одного человека (подушевой показатель).
Факторы экономического роста. Экономический рост определяется такими факторами предложения, как природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технология. Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений науки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.
Рассмотрев выше изложенные проблемы, можно сделать вывод, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.
Но, все же, главный вопрос, который возникает по результатам проведенного исследования состоят в том, каковы реальные возможности российской экономики и в дальнейшем обеспечивать опережающую динамику качественной компоненты роста.Наша позиция и оценка состоит в том, что поскольку период выбраковки неэффективных производств практически завершен, а трансформационные факторы роста рыночного качества продукции в российской экономике практически исчерпаны, главной составляющей качественных приращений российской экономики в перспективе является технологический прогресс.Таким образом, у России нет других инструментов обеспечения высокой динамики производства и экономического прорыва в будущее кроме науки и инвестиций.
Литература
1. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник 7-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2003.
2. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие – М.: Издат. – Торг. Корпорация «Дашков и К», 2005.
3. Курс экономической теории: Учебник/М.И. Плотицкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотицкого Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005.
4. Российская газета № 9 (4833), 22-28 января 2009г.
5. Российская газета № 24 (4848), 17-18 февраля 2009г.
6. Российская газета № 33 (4857), 26 февраля – 4 марта 2009г.
7. Российская газета № 47 (4871), 19-25 марта 2009г.
8. Российская газета № 52 (4876), 26 марта – 1 апреля 2009г.
9. Журнал «Вопросы экономики» № 4 апрель 2009. Гл. ред. Л.И. Абалкин, М.: Институт экономики РАН.
10. Журнал «Экономист» № 4 апрель 2009. Ред. кол.: П.А. Игнатовский, С.С. Губанов, Р.А. Кучуков, В.И. Кушлин, Б.П. Плышевский, А.З. Селезнев, А.Т. Спицын, М.
[1] Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник 7-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2003, С. 322
[2] Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник 7-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2003, С. 322
[3] Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие – М.: Издат. – Торг. Корпорация «Дашков и К», 2005, С. 447
[4] Журнал «Вопросы экономики» № 4 апрель 2009. Гл. ред. Л.И. Абалкин, М.: Институт экономики РАН, С. 4
[5] Журнал «Вопросы экономики» № 4 апрель 2009. Гл. ред. Л.И. Абалкин, М.: Институт экономики РАН, С. 5
[6] Журнал «Вопросы экономики» № 4 апрель 2009. Гл. ред. Л.И. Абалкин, М.: Институт экономики РАН,
С. 10
[7] Журнал «Вопросы экономики» № 4 апрель 2009. Гл. ред. Л.И. Абалкин, М.: Институт экономики РАН, С. 18
[8] Российская газета № 24 (4848), 17-18 февраля 2009г
[9] Российская газета № 52 (4876), 26 марта – 1 апреля 2009г
[10] Журнал «Экономист» № 4 апрель 2009. Ред. кол.: П.А. Игнатовский, С.С. Губанов, Р.А. Кучуков, В.И. Кушлин, Б.П. Плышевский, А.З. Селезнев, А.Т. Спицын, М., С. 34
[11] Журнал «Вопросы экономики» № 4 апрель 2009. Гл. ред. Л.И. Абалкин, М.: Институт экономики РАН,
С. 29-30
Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.