Курсовая работа
Проблема адаптации учащихся при поступлении в школу
Выполнила:
Бардышева Людмила Юрьевна
Педагогический факультет
Группа нач-31
Научный руководитель:
Денисевич Нина Николаевна
Коломна, 2007
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
1.2 Психологи о младшем школьном возрасте
1.3 Значение психологической подготовки детей к школе
1.4 Первые дни ребенка в школе
1.5 Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе
1.6 Физиологическая адаптация школьников
1.7 Социально-психологические критерии адаптации к школе
1.8 Гигиенические критерии адаптации детей к школе и факторы, ее определяющие
1.9 Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
1.10 Ускорение привыкания первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры
1.11 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
1.12 Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе - того процесса и результата, который имеет место в первом классе.
Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.
Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.
Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.
Традиционная система образования не способна сегодня в полной мере обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.
Целью курсового исследования является выявление психофизиологических аспектов адаптации ребенка к школе.
Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:
выявить психофизиологические аспекты адаптации ребенка к школе.
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
раскрыть понятие "адаптация".
изучить особенности адаптации ребенка к школе.
Объектом курсового исследования является процесс взаимодействия педагогов и ребенка в школе.
Предметом курсового исследования - процесс адаптации ребенка к школе.
Гипотеза исследования: если педагогами будут учтены психофизиологические особенности адаптации ребенка, то его адаптация к школе пройдет эффективнее.
Теоретическая часть
Первые дни ребенка в школе
1 сентября у порога в школу - ребенок-дошкольник. В тот же день, когда он выйдет из школы, он выйдет из нее школьником. Это чрезвычайное по значимости событие в жизни ребенка.
Ожидания начала школьных занятий - это и радость, и большая тревога. Чем ближе тот самый день, тем больше эмоциональная напряженность ребенка. Накануне мальчики и девочки рассматривают содержимое своих ранцев, примеряют форму, волнуются. Одни дети плохо спят - просыпаются, боясь опоздать на самый первый в жизни школьный урок, другие - спят не просыпаясь, но видят тревожные сны. Ночь с 31 августа на 1 сентября - напряженная, трудная ночь для шестилетних девочек и мальчиков.
Наступает утро 1 сентября. Мамы и папы, бабушки и дедушки провожают своих малышей в школу. Малыши с нетерпением ждут той минуты, когда можно будет войти в двери школы.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс.
Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок не просто переходит из детского сада в школу, но в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За результаты своего учения ребенок несет ответственность перед учителем, школой, своей семьей. Он должен учиться. Теперь он подчинен системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.
Первоначальное вхождение ребенка в новые условия школьной жизни подготовлено психологически. Дети с радостью идут в школу, ожидая здесь новой жизни и понимая, что их положение меняется - они стали старше, они теперь не дошкольники, а школьники. Позиция школьника субъективно важна для ребенка тем, что она меняет его самооценку - он школьник. Изменение позиции поможет ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, распорядка дня, норм отношений с одноклассниками. Эти требования ребенок воспринимает как неизбежные. Он старается как можно скорее разобраться в правилах поведения, они глубоко интересуют его. Это первое, чем начинает овладевать шестилетний ребенок в школе.
В первые дни ребенок еще не представляет, какие предметы заполнят его учебное расписание. Даже если он не раз и не два услышит от учителя и дома о том, что он будет изучать в первом классе, ему трудно осмыслить значение этих предметов и поэтому трудно запомнить. Но он уже пришел в школу. Он весь в готовности учиться. И мы должны воспользоваться этой готовностью.
Очень многое теперь зависит от учителя.
Между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он - посредник знаний, в функции которого входит передача достижений культуры, опыта человечества ребенку. Кроме того, учитель является реальным носителем общественных требований к ребенку: его нравственности, чувствам, воле, ко всей его личности.
Учитель для первоклассника совсем особенный человек, он первый учитель. От того, какой этот первый учитель, зависит многое в жизни ребенка. Как будет воспринимать этого человека и его профессию ребенок? Как преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит школьным дисциплинам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать достойную личность. У учителя начальных классов есть все шансы стать учителем в самом высоком значении этого слова - наставником с высоким авторитетом для ребенка в настоящем, остаться в его благодарной памяти и определять его будущее. Именно личность первого учителя может стать примером для подражания, образцом для поступка ребенка.
Взаимоотношения между сверстниками в школе существенно отличаются от тех, которые складывалась в группе детского сада. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителем его поведения и успехов в учебе. Совместное участие в обязательной деятельности в то же самое время порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Здесь по-новому начинают развиваться способности к сотрудничеству, товарищество. Здесь обязательно возникнут отношения соревнования и появятся связанные с этим переживания и поступки. Именно в школе произойдет многое, что может пройти незамеченным для учителя, но определит психическое состояние ребенка. Бывшие лидеры из дошкольного детства могут занять низкое статусное положение в классе, бывшие не принимаемые тихони и неумехи могут стать любимыми и уважаемыми. В первые дни все дети переполнены радостью начала новой жизни. Они верят, что они хотят учиться. Они хотят признания как ученики. Они жаждут оценки их знаний.
По своему содержанию и по организации основная, ведущая деятельность школьника - учебная деятельность. Она отличается от игровой деятельности дошкольника. Усвоение знаний - основная цель, которая выступает в чистом виде. В современных условиях усвоение знаний не должно быть единственной целью. Ребенок должен быть еще и правильно воспитан. Это вторая по счету,, но не по значению, цель учебной деятельности.
Основная форма организации учебной работы школьников - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.
Школьник должен ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.
Совершенно необходим школьнику тот комплекс качеств, который образует умение учиться. Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.
Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без чего он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка - его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи.
Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Согласно п.2.9 5. Санитарных правил 2.4 2 782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. №309 в первом классе в сентябре и октябре проводится по три урока по 35 минут каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" сказано: "... в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскур развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций. уроков-экскурсий. уроков-импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если он проводится не в классно-урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной' нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков.
Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 - по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 урока-театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.
Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.
Организация уроков музыки.
Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.
Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.
Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:
пластическое интонирование;
музыкально-ритмические движения;
свободное дирижирование;
игра на элементарных музыкальных инструментах;
разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
Организация уроков труда.
Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр.
Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как "Красота окружающей природы", "Образы родного края", "Сказочные животные", "Птичий базар". Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.
Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии. Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал. Экскурсия может включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры "Собери листочки одинаковой формы", "Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)", "Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички".
Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: "Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?", "Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы", и т.д.
Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс "Озвучь тот персонаж, который ты изобразил", или урок-игру "Бумажная авиация", включающий в себя запуск моделей самолета из бумаги и игры-соревнования, например, на дальность полетов.
Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию "Искусство на радость людям" на местное производство, где используется текстиль, бумага, глина и пр.
Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенка.
Данные рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.
Практическая часть
Мною было проведено исследование уровня адаптации учащихся 1 "В" класса МОУ СОШ №15 с помощью методики рисунка на тему "Школа". Детям предлагалось нарисовать свою школу, используя цветные карандаши и фломастеры. В исследовании принимали участие 25 человек. В ходе анализа рисунков учитывались количество использованных цветов и степень детальности изображения.
В результате исследования я выяснила, что 13 человек из класса имеют высокий уровень адаптации. Эти первоклассники положительно относятся к школе, у них сформирована готовность к школе и готовность к школьному обучению, они проявляют интерес к учебной работе, общительны со сверстниками, воспринимают предъявленные требования. В школу идут охотно.
Школа изображена детально, количество этажей, дверей, окон соответствует реальности. Использовано от 2 до 5 цветов. Рисунок расположен на средней линии листа. Наличие детей и учителей рядом со школой и в самой школе. Изображение ребенком самого себя, идущего в школу по дорожке или поднимающегося по лестнице. Наличие пейзажного изображения, соответствующего действительности.
Средний уровень адаптации имеют 6 человек. Они положительно относятся к школе, но недостаточно выражена учебная мотивация, готовность к обучению, к систематическому соблюдению порядка и выполнению требований взрослых. Школа изображена схематично. Использовано от 5 до 7 цветов.
Низкий уровень адаптации также у 6 человек из класса. Первоклассники отрицательно относятся к школе, настроение подавлено, испытывают страх перед учителями, не имеют друзей, в школу ходят неохотно.
Школа изображена на краю листа, ниже центра. Использовано 1-2 цвета. Размер маленький, наличие штор на окнах, отсутствие людей или заменяющих их животных. Это свидетельствует о том, что ребёнок чувствует себя тревожно, ощущает враждебность со стороны окружающих, индифферентен к школе, к учебной деятельности, к новым условиям жизни.
Результаты исследования приведены в следующей диаграмме:
Таким образом, я выяснила, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей, но у некоторых неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма отмечаются лишь в начальном периоде (1-я учебная четверть), затем физиологические показатели улучшаются и повышается уровень работоспособности. Высокая работоспособность школьников данной группы сочетается с высокой учебной активностью, хорошей успеваемостью. Такие дети успешно справляются с основной своей задачей - учебной деятельностью - без ущерба для здоровья. Возможны и значительные индивидуальные колебания в сроках наступления адаптации: от 3 до 16 недель.
В то же время у части школьников на протяжении всего 1-го года обучения отсутствует четкая картина в изменениях показателей. Чаще всего отмечается разнонаправленность сдвигов, следовательно, адаптация у этих детей не приобрела достаточной силы и устойчивости и их лишь весьма условно можно причислить к адаптировавшимся за это время. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего успешного обучения школьника, формирования сферы его интересов, общения, самооценки и физического развития. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям и учителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в это время, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Значит, не давление, а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.
В исследовании я достигла поставленной цели и выявила психофизиологические аспекты адаптации ребенка к школе. В результате исследования я пришла к выводу, что гипотеза подтвердилась: если педагогами будут учтены психофизиологические особенности адаптации ребенка, то его адаптация к школе пройдет эффективнее.
Заключение
Таким образом, к концу первого полугодия заканчивается интенсивная педагогическая и психологическая работа по оказанию поддержки и сопровождению первоклассников в период адаптации. Первые итоги могут быть подведены и по результатам методической работы педагогов. Многим детям к этому времени уже была оказана необходимая психолого-педагогическая помощь, активная работа с ними также завершена. При этом, конечно, обязательно остаются ученики, работе с которыми не видно конца, так как они нуждаются в постоянных активных сопровождающих действиях со стороны взрослых. Итоги работы в первом полугодии могут быть обсуждены на специальных семинарах, педсоветах, совещаниях с администрацией. Чем больше сделано в этот период, тем менее трудоемкой и объемной будет работа в следующем полугодии, связанная в основном с оказанием помощи детям, не приспособившимся к новой социальной ситуации.
Во втором полугодии первого класса в рамках программы психолого-педагогического сопровождения разворачивается работа, направленная прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьезная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и содержания преподавания с учетом результатов психолого-педагогической диагностики. Таким образом, основные задачи данного этапа работы - это определение уровня школьной адаптации первоклассников и создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.
Деятельность педагогов и психологов должна разворачиваться в следующих направлениях:
Психолого-педагогическая диагностика уровня содержания школьной адаптации первоклассников.
Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам диагностики с разработкой стратегии и тактики сопровождения каждого ребенка и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.
Проведение просветительской и консультативной работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев.
Организация педагогической помощи школьникам, испытывающим трудности адаптации.
Организация социально-психологической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.
Список литературы
1. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений - М.: ТЦ "Сфера", 1997
2. Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться - Тула: ООО Издательство "Родничок", 2003
3. Обучение детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Опыт физиологического и гигиенического исследования / Под ред. О.А. Лосевой: Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР -М.: Педагогика, 1987
4. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов - М.: Просвещение, 1986
5. Ю.А. Копылов Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры. Журнал "Начальная школа" №9 2004
6. А.С. Дмитриев Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении. Журнал "Начальная школа + до и после" №8 2006
7. Школа и психическое здоровье учащихся / под редакцией С.М. Громбаха, М: Медицина, 1988
8. Письмо-дополнение к письму минобразования России от 25.09.200 № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
9. С.Ю. Юдина Когда школьник становится учеником. Журнал Начальная школа до и после №8 2004
10. Дети в школу собирайтесь: Книга для родителей и воспитателей детского сада / О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булачева и др. - М.: Просвещение, учебная литература, 1996
11. Р.А. Данилина Осуществление преемственности дошкольного и начального образования. Начальная школа №9 2002
12. Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина, М., Педагогика.
13. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
Курсовая работа
Проблема адаптации учащихся при поступлении в школу
Выполнила:
Бардышева Людмила Юрьевна
Педагогический факультет
Группа нач-31
Научный руководитель:
Денисевич Нина Николаевна
Коломна, 2007
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
1.2 Психологи о младшем школьном возрасте
1.3 Значение психологической подготовки детей к школе
1.4 Первые дни ребенка в школе
1.5 Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе
1.6 Физиологическая адаптация школьников
1.7 Социально-психологические критерии адаптации к школе
1.8 Гигиенические критерии адаптации детей к школе и факторы, ее определяющие
1.9 Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
1.10 Ускорение привыкания первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры
1.11 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
1.12 Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе - того процесса и результата, который имеет место в первом классе.
Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.
Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.
Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.
Традиционная система образования не способна сегодня в полной мере обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.
Целью курсового исследования является выявление психофизиологических аспектов адаптации ребенка к школе.
Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:
выявить психофизиологические аспекты адаптации ребенка к школе.
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
раскрыть понятие "адаптация".
изучить особенности адаптации ребенка к школе.
Объектом курсового исследования является процесс взаимодействия педагогов и ребенка в школе.
Предметом курсового исследования - процесс адаптации ребенка к школе.
Гипотеза исследования: если педагогами будут учтены психофизиологические особенности адаптации ребенка, то его адаптация к школе пройдет эффективнее.
Теоретическая часть
Дата: 2019-05-29, просмотров: 236.