Денежная и кредитная политика является наряду с бюджетной, налоговой, ценовой и таможенной политикой составными элементами финансовой
политики.
Современный опыт России показал, что ошибки в денежной политике обходятся стране очень дорого. К началу 1992 года официальный курс доллара составлял около 0,6 рубля, а внутренний долг превышал 500 млрд. рублей, т.е. составлял более 300 млрд. долларов. Этот долг состоял из остатков вкладов населения в Сберкассе и по внутренним облигационным займам (без учета долга государства по товарным обязательствам). Первые шаги реформаторов были направлены на уменьшение долга государства перед своим народом через инфляционный механизм денежной политики. При ограниченной товарной массе денежная эмиссия очень быстро привела к обесценению рубля относительно валют других стран. Тем самым государство стимулировало рост экспорта сырьевых ресурсов и продуктов сельскохозяйственного производства. Внутренний рынок стал дополняться импортной продукцией, что еще более ухудшило положение промышленности и сельского хозяйства.
Составными частями денежной политики являются эмиссионная поли тика и стабильность национальной валюты.
Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно направление — увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных
количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему (как это произошло в России), то нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не б состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).
Кредитная система и кредитная политика обеспечивают функционирование внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал является важнейшим условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивая возможность заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе. Действительно, если рентабельность производственного сектора в нормальных рыночных условиях колеблется между 8 и 12%, что ненамного превышает ставки банков за предоставление кредита (от 2,5% — в Японии, 6,3% — во Франции, 8,25% — в США, до Ю,6% — в Италии), то Россия оригинальна и в размере банковского процента: ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период реформирования достигала 100% в 1993 г. и даже 210% в 1994 г. С июля 1998 г. ставка рефинансирования (Ставка рефинансирования — это плата за кредит, предоставляемый Центральным банком Российской Федерации коммерческим банкам) стабилизировалась на уровне 60%. Действие такой высокой ставки рефинансирования сказывается самым негативным образом, а именно:
- невозврат кредитов;
- рост цен на продукцию производственного сектора и сектора услуг; - уменьшение рентабельности у заемщиков, вследствие чего сокращение нало-гооблагаемой базы;
- свертывание производства;
- сужение внутреннего потребительского рынка ввиду падения доходов субъектов воспроизводственного процесса.
Результатами проведенного в 4 кв. 1999 г. обследования [4, с. 5] свидетельствуют о наметившейся тенденции к нормализации ситуации в денежно- кредитной сфере России.
Приоритетным направлением в IV квартале 1999 года по-прежнему оставалось краткосрочное кредитование: о его расширении сообщили 60% опрошенных (в III квартале — 58%), а о сокращении — всего 6%, Причем наибольшая активность по краткосрочному кредитованию, как и по большинству других видов денежно-кредитной деятельности, была характерна для крупных коммерческих банков с зарегистрированным уставным капиталом свыше 100 млн. рублей. Чаще всего ссуды предприятиям промышленности, торговли и общественного питания выдаются на срок до 3 до 6 месяцев, а населению — от 6 месяцев до 1 года.
Несмотря на меньшую привлекательность для коммерческих банков долгосрочных кредитов, здесь также наметились положительные сдвиги. В наибольшей степени увеличили предоставление таких кредитов крупные банки с уставным капиталом свыше 100 млн. рублей, располагающие значительными финансо-выми ресурсами. Самыми распространенными были ссуды на срок от 1 до 3 лет предприятиям промышленности (21% опрошенных) и населению (24%). Вместе с тем коммерческие банки располагают значительными неиспользованными возможностям» для расширения долгосрочного кредитования реального сектора экономики: об этом заявил 91% респондентов.
Приоритет в кредитовании отдан коммерческим структурам. О расширении подобных услуг, предоставленных этим организациям, сообщили 65% принявших участие в опросе, об уменьшении — всего 7 %.
Вместе с тем по-прежнему остается низкой активность коммерческих банков в кредитовании инновационной деятельности, что обусловлено во многом долговременным характером получения эффекта от инвестиций.
Всего 11 % респондентов сообщили об участии в инновационном процессе в качестве кредиторов. Сократились «невозвраты» выданных коммерческими банками кредитов. Улучшение ситуации в большей степени отмечено у коммерческих структур, а по государственным предприятиям она изменилась незначительно. При этом трое из каждых четырех опрошенных отметили в конце года, что положение с кредитными рисками не ухудшилось.
Усиление конкуренции между коммерческими организациями и низкие темпы инфляции способствовали снижению процентных ставок по предоставленным кредитам.
Положительной является и тенденция снижения процентных ставок по ссудам в реальный сектор экономики.
Сравнительный анализ результатов обследовании деловой активности коммерческих банков по кварталам 1999 года свидетельствует прежде всего о наличии двух основных тенденции кредитной политики. С одной стороны, активизация
деятельности коммерческих банков по кредитованию экономики в связи с улучшением их ресурсной базы, с другой — повышение спроса на кредиты как следствие постепенного снижения процентных ставок, некоторого оживления промышленного производства и улучшения финансового состояния клиентов банков.
Об определенной переориентации кредитной политики коммерческих банков в сторону реального сектора свидетельствуют также результаты проведенных в минувшем году обследований промышленных предприятий. Так. на протяжении года наблюдалось постепенное увеличение доли предприятий, обращавшихся в коммерческие банки за получением кредитных средств (41% обследованных предприятий — в I квартале и 49% — в IV квартале 1999 года).
В начале 2000 года руководители обследованных коммерческих банков предполагают расширить выдачу кредитов и краткосрочных ссуд прежде всего коммерческим структурам. Они ожидают дальнейшей стабилизации финансового рынка и сокращения в связи с этим «невозвратов» по выданным кредитам.
Большинство (76%) респондентов определяют предоставление льгот при кредитовании реального сектора экономики как основной инструмент повышения эффективности деятельности банков.
По мнению 79% опрошенных, основным фактором, отрицательно влияющим на деятельность банков, является общая экономическая нестабильность в стране. На несовершенство налогового законодательства и нормативно-правового регулирования банковской деятельности указали 68% руководителей обследованных банков.
Ниже приводятся еще некоторые цифры дополняющие характеристику современного состояния кредитно-финансовой системы страны.[13, с.З]
На 1 января 2000 г. суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций составила 3609,4 млрд. руб, из нее просроченная -1445,3 млрд. руб, т.е. 40% от общей суммы задолженности.
Кредиторская задолженность в целом по стране на 1 января 2000 т. достигла 2900,8 млрд.руб, просроченная - 46,7 % от этой суммы.
Задолженность по полученным кредитам банков и займам в целом по России на 1 января 2000 г. составила 708,6 млрд.руб, в том числе просроченная ~90,8млр
Таблица 1
Дата: 2019-05-29, просмотров: 179.