Принципы организации банковской системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Переход к новым экономическим отношениям в России определил необхо-димость разработки и применения принципиально новых, рыночных, под­ходов к реа-лизации эффективной банковской политики на уровне конкретного кредитного учреждения.

Демонополизация банковской системы и децентрализация способ­ствовали развитию банковской конкуренции и созданию финансовых рынков, в частности, рын-ка депозитов и рынка ссудных капиталов. В результате меро­приятий, направленных на проведение экономической реформы, в том числе реорганизации банковской системы страны на основе принятых законов о бан­ках и банковской деятельности право привлекать денежные средства населения в депозиты и выполнять широкий спектр операций по обслуживанию частных клиентов получили все коммерческие банки. Формирование рыночных отно­шений в России, преобразование в связи с этим банковской системы коренным образом изменило характер проведения процентной политики.

Банки стали самостоятельно определять уровень процентных ставок, учитывая при этом влияние целого ряда факторов: соотношение спроса и пред­ложения на финансовых рынках, государственное регулирование уровня про­центных ставок, темпы инфляции, общий уровень рентабельности хозяйства, конкуренцию в банковском деле, прибыльность банка, срок и размер предос­тавляемых (привлекаемых) средств, степень риска данной операции, платежес­пособность клиен-та, его характер, вид ссуды, тип банка, его размер и другие.

Мировая практика экономической жизни убедительно свидетельствует о том, что без создания эффективной банковской системы невозможно нормаль­ное функцио-нирование и развитие экономики. Эффективность функциониро­вания банковской системы России - залог успешного перехода к рыночные от­ношениям. Этим объясняется актуальность рассматриваемой в данной работе темы.

 

 

Функции коммерческого банка

Одной из важных функций коммерческого банка является посредниче­ство в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денеж­ных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перерас­пределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях плат­ности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства фор­мируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соот­ветствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Де­нежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без по­средничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денеж­ных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их пере­мещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособ­ности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпада­ет с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают со­вокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование на­ коплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффектив­ные стимулы к накоп-лению средств. Стимулы к накоплению и сбережению де­нежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммер­ческих банков. Помимо высоких про-центов, выплачиваемых по вкладам, кре­диторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накоп­ленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих бан­ках.

Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков
имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех
гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющих­ся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансо­вом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

Важнейшей функцией банков в условиях рыночной экономики является

инвестиционная деятельность..

Под инвестициями понимается долгосрочное вложение средств в про­мышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики внутри стра­ны и за границей в целях получения прибыли. Прямые инвестиции пред­ставляют собой непосредственное вложение средств в производство, приобре­тение реальных активов. Портфельные инвестиции осуществляются в форме покупки ценных бумаг (портфель ценных бумаг) или предоставления денеж­ных средств в долгосрочную ссуду (портфель ссуд) в национальной или ино­странной валюте (валютный портфель).

Под инвестиционной политикой банков понимается совокупность ме­роприятий, направленных на разработку и реализацию стратегии по управле­нию портфелем инвестиций, достижение оптимального сочетания прямых и портфельных инвестиций в целях обеспечения нормальной деятельности, увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого уровня ?*х рискованности и ликвидности баланса. Она разрабатывается руководством банка (возможно, совместно с консультирующим его по этим вопросам учреж­дением). Важнейший элемент инвестиционной политики - разработка страте­гии и тактики управления валютно-финансовым портфелем банка, вклю­чающим наряду с прочими его элементами портфель инвестиций.

Инвестиционный портфель (портфель инвестиций) - совокупность средств, вложенных в ценные бумаги сторонних юридических лиц и приобре­тенных банком, а также размещенных в виде срочных вкладов иных банков­ских и кредитно-финансовых учреждений, включая средства в иностранной ва­люте и вложения в иностранные ценные бумаги. Критериями при определении структуры инвестиционного портфеля выступают прибыльность и рискован­ность операций, необходимость регулирования ликвидности баланса и дивер­сификация активов. Возможны различные принципы и подходы к управлению инвестиционным портфелем предприятий и банков. Наиболее распростра­ненным является принцип ступенчатости погашения ценных бумаг, позволяю­щий поступающие от погашения (или реализованных) ценных бумаг средства реинвестировать в ценные бумаги с максимальным сроком погашения.

 

Так как под инвестициями банков обычно понимаются вложения де­нежных средств на срок в целях получения доходов или прибыли, то с этой точки зрения практически все активные операции банков можно рассматривать в качестве инвестиций. В этой связи, чтобы избежать путаницы в терминах, под инвестиционными банковскими операциями понимаются те из них, в ко­торых банки выступают в роли "инициаторов вложения средств" (в отличие от кредитных операций, где инициатива в получении средств исходит со сто­роны заемщика).

В более узком смысле под инвестиционными операциями банков пони­маются вложения средств в ценные бумаги. Таким образом, при инвестицион­ных операциях банк является одним из множества кредиторов, в то время как при кредитных операциях банк обычно, хотя далеко и не всегда, выступаете роли единственного кредитора.

Основное содержание инвестиционной политики банка составляет оп­ределение круга ценных бумаг, наиболее пригодных для вложения средств, оп­тимизация структуры портфеля инвестиций на каждый конкретный период времени.

 



Заключение

Формирующаяся в нашей стране банковская система представляет со­бой двухуровневую систему. Банк России вместе с центральными банками рес­публик, областей, краев и т.п. и их учреждениями образуют единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице и выполняю­щую функцию резервной системы. Второй уровень кредитной системы состав­ляют коммерческие банки.

Коммерческие банки - главные центры кредитной системы. Современ­ные коммерческие банки - это кредитно-финансовые учреждения универ­сального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

Существование большого числа коммерческих банков обусловлено экономической целесообразностью, потребностями финансового обслуживания клиентов, особенностями законодательного регулирования банковской систе­мы. Следует отметить факт возрастания могущества крупнейших банков стра­ны, которое определяется не только концентрацией активов и депозитов в их руках, но и тем, что они в замаскированной форме включают мелкие и сред­ние банки в сферу своего влияния. Это происходит через систему корреспон­дентских связей , через создание холдингов, владеющих контрольными паке­тами акции банков.

Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслужива­ние клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов об­служивания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России.

Можно выделить два основных направления, по которым должно проис­ходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.

 

Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это свя­зано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспече­нии подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существен­ного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопреде­лена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной ак­тивности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторич­ный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленно­стью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны, способны се­годня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.

Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности наталкивается на ее эко­номическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответ­ствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего это снижение раз­мера резервных требований для таких банков и освобождение от налогообло­жения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов. Создание усло­вий для активизации инвестиционной деятельности отвечает государственным интересам России, поэтому общественность вправе ждать здесь от высших ор­ганов власти решительных действий.

Второе направление совершенствования банковской деятельности, имеющее перспективный характер, - расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в са-

мом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах посто­янно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности ста­нет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.

Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки гото­вятся к

 

тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской дея­тельности не застала их в врасплох и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сего­дня предлагаются клиентам российскими банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где по разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по со­вершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.

 

 

Список использованной литературы:

1. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90 (с последующими изменениями и дополнениями), Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Байбурин Р.Л. Финансовая система России. -М.:ФИН.1997 -402 с.

3. Глушенко В.В., Глушенко И.И. Финансы. - М.:НПЦ «Крылья», 1998-412 с.

4. Кризис уже проехали? Результаты исследования Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ //Экономика и жизнь, №13-2000 г.

5. Российская банковская энциклопедия / Гл. ред. О. И. Лаврушин. - Москва, 1995-415 с.

6. Носков И.Я. Проблемы реформирования банковской системы России //Финансы, №11-1998.

7. Финансы./Под ред. Ковалевой A.M. М.:Финансы и статистика. 1999.-379 с.

8. Финансы. Денежное обращение. Кредит //Под ред. Л.А. Дробозиной М.:Финансы.1999. -477 с.

9. Финансы /Под ред. Романовского М.В. - М.: Юрайт, 2000. - 520 с.

10 Федоров Н.Г. Проблемы развития банковской системы.//Финансы, 1999 -

№3.

11. Ханин Г. Состояние банковской системы. //Новая газета, 1998-№18

12. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт.М.: Биржи и банка, 1997.

13. Экономика и жизнь №15-2000 г. с.З

 

 

Введение

Переход к новым экономическим отношениям в России определил необхо-димость разработки и применения принципиально новых, рыночных, под­ходов к реа-лизации эффективной банковской политики на уровне конкретного кредитного учреждения.

Демонополизация банковской системы и децентрализация способ­ствовали развитию банковской конкуренции и созданию финансовых рынков, в частности, рын-ка депозитов и рынка ссудных капиталов. В результате меро­приятий, направленных на проведение экономической реформы, в том числе реорганизации банковской системы страны на основе принятых законов о бан­ках и банковской деятельности право привлекать денежные средства населения в депозиты и выполнять широкий спектр операций по обслуживанию частных клиентов получили все коммерческие банки. Формирование рыночных отно­шений в России, преобразование в связи с этим банковской системы коренным образом изменило характер проведения процентной политики.

Банки стали самостоятельно определять уровень процентных ставок, учитывая при этом влияние целого ряда факторов: соотношение спроса и пред­ложения на финансовых рынках, государственное регулирование уровня про­центных ставок, темпы инфляции, общий уровень рентабельности хозяйства, конкуренцию в банковском деле, прибыльность банка, срок и размер предос­тавляемых (привлекаемых) средств, степень риска данной операции, платежес­пособность клиен-та, его характер, вид ссуды, тип банка, его размер и другие.

Мировая практика экономической жизни убедительно свидетельствует о том, что без создания эффективной банковской системы невозможно нормаль­ное функцио-нирование и развитие экономики. Эффективность функциониро­вания банковской системы России - залог успешного перехода к рыночные от­ношениям. Этим объясняется актуальность рассматриваемой в данной работе темы.

 

 

Принципы организации банковской системы

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками переме-щение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъ­екты финансового рынка имеют два сущест-венных признака, отличающие их от всех других субъектов. [ 2, с.24]

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким обра­зом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущен­ные другими. Это отличает банки от финансо-вых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долго-вых обяза-тельств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обяза­тельств с фикси-рованной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, кото­рые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, рас­пределяет среди своих акционеров.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предостав-ление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверитель-ные операции и т.п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собствен­ности – частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается воз­можность соз-

 

дания банков, основанных исключительно на государственной форме собственнос-ти, которые в соответствии с действующим законодательст­вом могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для фор­мирования уставных капи-талов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями откры-тия банков с участием иностранного капи­ тала на территории Российской Феде-рации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:

- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;

- филиалы банков-нерезидентов.

В настоящее время Банковская система децентрализована, создана двух­уров-невая банковская структура. Двухуровневая структура (в различных фор­мах) суще-ствует длительный период в странах Западной Европы и Америки и оправдала себя.

1. Верхний уровень занимает государственный банк (Центральный банк Российской Федерации), который диктует кредитную политику, но не вмеши­вается в дела самостоятельных банков нижнего уровня. Центральный банк стремится к стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и бан­кротств в банковской сфере, то есть осуществляет в большей или меньшей сте­пени государственное регулирование кредитного сектора.

2. Нижний уровень занимают коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты (имеющие лицензию на осуществление банковских операций).В Законе о банковской деятельности они названы дру­гими кредитными учреждения.

Управление и контроль устойчивостью банковской системы.

Устойчивость банковской системы является одной из гарантий бескри­зисного развития экономики.

В связи с этим Центробанк РФ, отвечающий за устойчивость Банков­ской системы, формирует следующие Резервные и Страховые фонды:

1. Фонд обязательных резервов. Банки перечисляют 20% от объема привлечен-ных ресурсов и перечисляют сверх того средства, если уставной ка­питал оплачен не полностью, а также если они нарушают установленные или экономические нормативы.

2. Фонд компенсации в % ставках. Норматив отчислений в фонд компенсации разниц в % ставках устанавливается в размере 1 процента от при­были коммерческого банка. Из фонда банкам выплачиваются компенсации ес­ли они теряют свои доходы при применении пониженных ставок. В фонд изы­маются также все доходы коммерческих банков, полученные от применения ими процентных ставок по ссудам свыше предель-ных, установленных Банком России и другие незаконно полученные доходы от опера-ций по производству и торговле материальными ценностями.

3. Фонд страхования депозитов. Норматив отчислений устанавливается в разме-ре 1% от прибыли коммерческого банка. Формирование указанного фон­да в случае неплатежеспособности банка дает коммерческим банкам право компенсации вкладов и депозитов своим клиентам со стороны Банка России в двадцатикратном размере от величины фонда страхования депозитов.

4. Фонд страхования коммерческих банков от банкротств. Норматив отчисле-ния составляет 1% от прибыли. Формирование указанного фонда дает право коммер-ческим банкам получать ссуды Банка России на восполнение временного, сезонного недостатка ликвидности в двадцатикратном размере к оплаченной величине фонда.

Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключа­ется в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выпол­нение 12 основ-ных нормативов. [4, с.53]

Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.

Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету "Операции с государственными ценными бумагами".

Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоко­ликвид-ных активов к обязательствам банка до востребования.

Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.

Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотноше-ние ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рас­сматриваются как активы-нетто.

Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение сово­купной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.

Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение со­вокуп-ной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.

Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение ве­личины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.

Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру –отно-шение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заем­щику-акцио-неру, к капиталу банка.

Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставлен-ных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, вы­данных инсай-дерам, к капиталу банка.

Н11 - максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотноше­ние общей суммы вкладов граждан и капитала банка.

Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.