Введение
Переход к новым экономическим отношениям в России определил необхо-димость разработки и применения принципиально новых, рыночных, подходов к реа-лизации эффективной банковской политики на уровне конкретного кредитного учреждения.
Демонополизация банковской системы и децентрализация способствовали развитию банковской конкуренции и созданию финансовых рынков, в частности, рын-ка депозитов и рынка ссудных капиталов. В результате мероприятий, направленных на проведение экономической реформы, в том числе реорганизации банковской системы страны на основе принятых законов о банках и банковской деятельности право привлекать денежные средства населения в депозиты и выполнять широкий спектр операций по обслуживанию частных клиентов получили все коммерческие банки. Формирование рыночных отношений в России, преобразование в связи с этим банковской системы коренным образом изменило характер проведения процентной политики.
Банки стали самостоятельно определять уровень процентных ставок, учитывая при этом влияние целого ряда факторов: соотношение спроса и предложения на финансовых рынках, государственное регулирование уровня процентных ставок, темпы инфляции, общий уровень рентабельности хозяйства, конкуренцию в банковском деле, прибыльность банка, срок и размер предоставляемых (привлекаемых) средств, степень риска данной операции, платежеспособность клиен-та, его характер, вид ссуды, тип банка, его размер и другие.
Мировая практика экономической жизни убедительно свидетельствует о том, что без создания эффективной банковской системы невозможно нормальное функцио-нирование и развитие экономики. Эффективность функционирования банковской системы России - залог успешного перехода к рыночные отношениям. Этим объясняется актуальность рассматриваемой в данной работе темы.
Функции коммерческого банка
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.
Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.
Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование на коплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоп-лению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких про-центов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.
Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков
имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех
гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.
Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
Важнейшей функцией банков в условиях рыночной экономики является
инвестиционная деятельность..
Под инвестициями понимается долгосрочное вложение средств в промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики внутри страны и за границей в целях получения прибыли. Прямые инвестиции представляют собой непосредственное вложение средств в производство, приобретение реальных активов. Портфельные инвестиции осуществляются в форме покупки ценных бумаг (портфель ценных бумаг) или предоставления денежных средств в долгосрочную ссуду (портфель ссуд) в национальной или иностранной валюте (валютный портфель).
Под инвестиционной политикой банков понимается совокупность мероприятий, направленных на разработку и реализацию стратегии по управлению портфелем инвестиций, достижение оптимального сочетания прямых и портфельных инвестиций в целях обеспечения нормальной деятельности, увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого уровня ?*х рискованности и ликвидности баланса. Она разрабатывается руководством банка (возможно, совместно с консультирующим его по этим вопросам учреждением). Важнейший элемент инвестиционной политики - разработка стратегии и тактики управления валютно-финансовым портфелем банка, включающим наряду с прочими его элементами портфель инвестиций.
Инвестиционный портфель (портфель инвестиций) - совокупность средств, вложенных в ценные бумаги сторонних юридических лиц и приобретенных банком, а также размещенных в виде срочных вкладов иных банковских и кредитно-финансовых учреждений, включая средства в иностранной валюте и вложения в иностранные ценные бумаги. Критериями при определении структуры инвестиционного портфеля выступают прибыльность и рискованность операций, необходимость регулирования ликвидности баланса и диверсификация активов. Возможны различные принципы и подходы к управлению инвестиционным портфелем предприятий и банков. Наиболее распространенным является принцип ступенчатости погашения ценных бумаг, позволяющий поступающие от погашения (или реализованных) ценных бумаг средства реинвестировать в ценные бумаги с максимальным сроком погашения.
Так как под инвестициями банков обычно понимаются вложения денежных средств на срок в целях получения доходов или прибыли, то с этой точки зрения практически все активные операции банков можно рассматривать в качестве инвестиций. В этой связи, чтобы избежать путаницы в терминах, под инвестиционными банковскими операциями понимаются те из них, в которых банки выступают в роли "инициаторов вложения средств" (в отличие от кредитных операций, где инициатива в получении средств исходит со стороны заемщика).
В более узком смысле под инвестиционными операциями банков понимаются вложения средств в ценные бумаги. Таким образом, при инвестиционных операциях банк является одним из множества кредиторов, в то время как при кредитных операциях банк обычно, хотя далеко и не всегда, выступаете роли единственного кредитора.
Основное содержание инвестиционной политики банка составляет определение круга ценных бумаг, наиболее пригодных для вложения средств, оптимизация структуры портфеля инвестиций на каждый конкретный период времени.
Заключение
Формирующаяся в нашей стране банковская система представляет собой двухуровневую систему. Банк России вместе с центральными банками республик, областей, краев и т.п. и их учреждениями образуют единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице и выполняющую функцию резервной системы. Второй уровень кредитной системы составляют коммерческие банки.
Коммерческие банки - главные центры кредитной системы. Современные коммерческие банки - это кредитно-финансовые учреждения универсального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.
Существование большого числа коммерческих банков обусловлено экономической целесообразностью, потребностями финансового обслуживания клиентов, особенностями законодательного регулирования банковской системы. Следует отметить факт возрастания могущества крупнейших банков страны, которое определяется не только концентрацией активов и депозитов в их руках, но и тем, что они в замаскированной форме включают мелкие и средние банки в сферу своего влияния. Это происходит через систему корреспондентских связей , через создание холдингов, владеющих контрольными пакетами акции банков.
Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России.
Можно выделить два основных направления, по которым должно происходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.
Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны, способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.
Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности наталкивается на ее экономическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего это снижение размера резервных требований для таких банков и освобождение от налогообложения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов. Создание условий для активизации инвестиционной деятельности отвечает государственным интересам России, поэтому общественность вправе ждать здесь от высших органов власти решительных действий.
Второе направление совершенствования банковской деятельности, имеющее перспективный характер, - расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в са-
мом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.
Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки готовятся к
тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской деятельности не застала их в врасплох и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сегодня предлагаются клиентам российскими банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где по разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по совершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.
Список использованной литературы:
1. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90 (с последующими изменениями и дополнениями), Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
2. Байбурин Р.Л. Финансовая система России. -М.:ФИН.1997 -402 с.
3. Глушенко В.В., Глушенко И.И. Финансы. - М.:НПЦ «Крылья», 1998-412 с.
4. Кризис уже проехали? Результаты исследования Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ //Экономика и жизнь, №13-2000 г.
5. Российская банковская энциклопедия / Гл. ред. О. И. Лаврушин. - Москва, 1995-415 с.
6. Носков И.Я. Проблемы реформирования банковской системы России //Финансы, №11-1998.
7. Финансы./Под ред. Ковалевой A.M. М.:Финансы и статистика. 1999.-379 с.
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит //Под ред. Л.А. Дробозиной М.:Финансы.1999. -477 с.
9. Финансы /Под ред. Романовского М.В. - М.: Юрайт, 2000. - 520 с.
10 Федоров Н.Г. Проблемы развития банковской системы.//Финансы, 1999 -
№3.
11. Ханин Г. Состояние банковской системы. //Новая газета, 1998-№18
12. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт.М.: Биржи и банка, 1997.
13. Экономика и жизнь №15-2000 г. с.З
Введение
Переход к новым экономическим отношениям в России определил необхо-димость разработки и применения принципиально новых, рыночных, подходов к реа-лизации эффективной банковской политики на уровне конкретного кредитного учреждения.
Демонополизация банковской системы и децентрализация способствовали развитию банковской конкуренции и созданию финансовых рынков, в частности, рын-ка депозитов и рынка ссудных капиталов. В результате мероприятий, направленных на проведение экономической реформы, в том числе реорганизации банковской системы страны на основе принятых законов о банках и банковской деятельности право привлекать денежные средства населения в депозиты и выполнять широкий спектр операций по обслуживанию частных клиентов получили все коммерческие банки. Формирование рыночных отношений в России, преобразование в связи с этим банковской системы коренным образом изменило характер проведения процентной политики.
Банки стали самостоятельно определять уровень процентных ставок, учитывая при этом влияние целого ряда факторов: соотношение спроса и предложения на финансовых рынках, государственное регулирование уровня процентных ставок, темпы инфляции, общий уровень рентабельности хозяйства, конкуренцию в банковском деле, прибыльность банка, срок и размер предоставляемых (привлекаемых) средств, степень риска данной операции, платежеспособность клиен-та, его характер, вид ссуды, тип банка, его размер и другие.
Мировая практика экономической жизни убедительно свидетельствует о том, что без создания эффективной банковской системы невозможно нормальное функцио-нирование и развитие экономики. Эффективность функционирования банковской системы России - залог успешного перехода к рыночные отношениям. Этим объясняется актуальность рассматриваемой в данной работе темы.
Принципы организации банковской системы
Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками переме-щение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два сущест-венных признака, отличающие их от всех других субъектов. [ 2, с.24]
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансо-вых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долго-вых обяза-тельств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фикси-рованной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предостав-ление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверитель-ные операции и т.п.
В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности – частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность соз-
дания банков, основанных исключительно на государственной форме собственнос-ти, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капи-талов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями откры-тия банков с участием иностранного капи тала на территории Российской Феде-рации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:
- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;
- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;
- филиалы банков-нерезидентов.
В настоящее время Банковская система децентрализована, создана двухуров-невая банковская структура. Двухуровневая структура (в различных формах) суще-ствует длительный период в странах Западной Европы и Америки и оправдала себя.
1. Верхний уровень занимает государственный банк (Центральный банк Российской Федерации), который диктует кредитную политику, но не вмешивается в дела самостоятельных банков нижнего уровня. Центральный банк стремится к стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и банкротств в банковской сфере, то есть осуществляет в большей или меньшей степени государственное регулирование кредитного сектора.
2. Нижний уровень занимают коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты (имеющие лицензию на осуществление банковских операций).В Законе о банковской деятельности они названы другими кредитными учреждения.
Управление и контроль устойчивостью банковской системы.
Устойчивость банковской системы является одной из гарантий бескризисного развития экономики.
В связи с этим Центробанк РФ, отвечающий за устойчивость Банковской системы, формирует следующие Резервные и Страховые фонды:
1. Фонд обязательных резервов. Банки перечисляют 20% от объема привлечен-ных ресурсов и перечисляют сверх того средства, если уставной капитал оплачен не полностью, а также если они нарушают установленные или экономические нормативы.
2. Фонд компенсации в % ставках. Норматив отчислений в фонд компенсации разниц в % ставках устанавливается в размере 1 процента от прибыли коммерческого банка. Из фонда банкам выплачиваются компенсации если они теряют свои доходы при применении пониженных ставок. В фонд изымаются также все доходы коммерческих банков, полученные от применения ими процентных ставок по ссудам свыше предель-ных, установленных Банком России и другие незаконно полученные доходы от опера-ций по производству и торговле материальными ценностями.
3. Фонд страхования депозитов. Норматив отчислений устанавливается в разме-ре 1% от прибыли коммерческого банка. Формирование указанного фонда в случае неплатежеспособности банка дает коммерческим банкам право компенсации вкладов и депозитов своим клиентам со стороны Банка России в двадцатикратном размере от величины фонда страхования депозитов.
4. Фонд страхования коммерческих банков от банкротств. Норматив отчисле-ния составляет 1% от прибыли. Формирование указанного фонда дает право коммер-ческим банкам получать ссуды Банка России на восполнение временного, сезонного недостатка ликвидности в двадцатикратном размере к оплаченной величине фонда.
Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключается в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выполнение 12 основ-ных нормативов. [4, с.53]
Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.
Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету "Операции с государственными ценными бумагами".
Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоколиквид-ных активов к обязательствам банка до востребования.
Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.
Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотноше-ние ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рассматриваются как активы-нетто.
Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.
Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение совокуп-ной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.
Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение величины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.
Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру –отно-шение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику-акцио-неру, к капиталу банка.
Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставлен-ных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных инсай-дерам, к капиталу банка.
Н11 - максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотношение общей суммы вкладов граждан и капитала банка.
Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.