Экономико-географическая карта района и картосхема района тяготения железной дороги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Экономические положения области.

В структуре валового регионального продукта сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляет 8,7%, добыча полезных ископаемых - 5,1%, обрабатывающие производства - 3,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 9,4%, строительство - 8,8%, оптовая и розничная торговля - 15,9%, транспорт и связь - 26,4%, прочие - 21,9%.

В настоящее время область специализируется на выработке электроэнергии, добыче бурого угля, золота, заготовке деловой древесины и лесопродукции из нее, производстве продукции машиностроения и металлообработки. Производимая продукция в основном реализуется на отечественном рынке, лесопродукция экспортируется в Японию, КНДР и КНР.

Объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" составил 8729,3 млн. рублей.

А это памятник Войнам-Афганцам. На Аллее Памяти была заложена горсть земли из города Кандагар (Афганистан). В церемонии принимал участие мэр Благовещенска Александр Мигуля.

В структуре отгруженной продукции добывающих производств наибольший удельный вес приходится на добычу руд и песков драгоценных металлов - 84%, на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых - 12%, на разработку песчаных и гравийных карьеров - 4%.

Область является крупнейшей сельскохозяйственной отраслью в Дальневосточном регионе. Здесь сосредоточено около 38% сельскохозяйственных угодий. Значительная часть их находится в южной и центральной зонах, климатические условия которых позволяют заниматься выращиванием различных сельскохозяйственных культур, разведением крупного рогатого скота, свиней и птицы.

Лесопродукция является основной статьей экспорта Амурской области (более 80% валютной выручки). При этом необходимо отметить, что продукция деревообработки занимает лишь 5% в объеме экспорта лесопродукции.

Область находится на важнейших связующих звеньях транспортных коридоров России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Общая протяженность Транссиба и БАМа на территории области составляет более 3 тыс. км, в 2009 году завершается строительство автотрассы "Амур" (Чита - Хабаровск). На реках Амур и Зея находятся 4 речных порта.

На развитие экономики и социальной сферы области в 2006 году использовано 22,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 15% ниже уровня 2005 года. На снижение объема инвестиций в 2006 году повлияло снижение финансирования строительства автодороги Чита-Хабаровск и Бурейской ГЭС.

Основными получателями инвестиций являются такие виды деятельности, как:

производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 33,7%;

транспорт и связь - 32,4%;

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 8,1%;

добыча полезных ископаемых - 8,6%;

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 3,3%.

Основным источником инвестиций являются привлеченные средства (64,9%). Из собственных средств предприятий в экономику области поступило 35,1%.

Положительным моментом в 2008 году стало увеличение объемов иностранных инвестиций по сравнению с предыдущим годом. Их объем составил 112 млн. долларов США, что на 15,4% больше уровня 2005 года. Иностранные вложения направлялись в организации, отнесенные к следующим видам деятельности: добыча полезных ископаемых - 96,6% от общего объема иностранных инвестиций, обрабатывающие производства - 0,2%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 1,8%, строительство - 1,1%.

Современный рельеф области сформировался в результате длительного воздействия на земную кору внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) сил Земли (рисунок 1). Амурская область имеет сложное геологическое строение, поскольку расположена в месте сочленения Сибирской и Китайской платформ. В пределах области выделяются:

1) Становая область протерозойской складчатости, в которой преобладают отложения возраста 1,7-1,6 млрд. лет; обнаружено несколько выступов архейского фундамента;

2) Монголо-Охотский пояс;

3) Буреинский кристаллический (срединный) массив;

4) мезозойс­кие прогибы;

5) кайнозойские впадины;

6) вулканические сооружения различного возраста;

7) интрузивные разновозрастные комплексы. Самый древний участок коры в Амурской области на севере и северо-западе Станового хребта. Этот район является частью Алданского щита Сибирской платформы. Возраст пород Становой зоны 3-3,4 млрд лет. В архее - протерозое (1,5-2 млрд. лет назад) происходили интрузии (внедрения) гранитоидной магмы. На протяжении сотен миллионов лет эти участки неоднократно покрывались морскими водами.

Почти таким же древним является Буреинский массив, "омоложенный" интрузиями палеозойского возраста (250-600 млн. лет назад).

Монголо-Охотская складчатая область (пояс гор Янкан-Тукурингра-Соктахан-Джагды) сформировалась в герцинское горообразование позднего палеозоя (250-400 млн. лет назад). К концу палеозоя вся территория области стала сушей.

В мезозойскую эру южная часть области опустилась на несколько километров и покрылась морем. За две сотни миллионов лет процессы выветривания и денудации понизили высоту гор на несколько тысяч метров, а весь обломочный материал накопился на территории впадин - морей, современных равнин.

Разрушение и смыв реками горных пород понижает поверхность на 12 м за 1 млн. лет (т.е. за 1 млрд. лет денудация "срезает" до 12 км пород). Появление осадочных толщ "запускает" геосинклинальный процесс (прогибание коры под тяжестью осадочных пород с дальнейшим воздыманием и складкообразованием), порождающий материковый тип коры.

К концу мела - началу палеогена (70-60 млн. лет назад) сложились условия для формирования угля. Климат в это время был субтропический, теплый, влажный. Это способствовало произрастанию пышных лесов из древовидных папоротников, орхидей, магнолий, секвойи и араукарий. Эти леса располагались на берегах мелководных и больших озер Райчихинского и Ерковецкого, периодически мелеющих и заболачивающихся. Отмирающая растительность течением рек сносилась на дно озер и здесь накапливалась. Ныне мощность угольных пластов в Райчихинском месторождении достигает 8 м. Угольные пласты на глубинах от нескольких десятков метров до 500-600 м залегают почти по всей Зейско-Буреинской равнине.

В это время на берегах озер жили динозавры. Так, на благовещенском "кладбище" динозавров найдены останки крупных хищников карнозавров (зубастых ящеров), растительноядных зауролофов, достигавших стоя на задних ногах высоты 12-14 м.

В палеогене, начале неогена (67-20 млн. лет назад) климат оставался теплым и влажным, но начался подъем краевых хребтов и равнин с врезанием рек в глубину. Размеры поднятий достигали 1000 м, а на севере и северо-востоке - 2000 м.

Четвертичный период ознаменовался резким похолоданием и иссушением климата. Кульминацией похолодания стало оледенение на севере области 20-12 тыс. лет назад. Длина отдельных ледниковых языков, спускающихся с гор, достигала на Ям-Алине, Эзопе, Становике 40-60 км. В это время по холодным степям и лесостепям Приамурья бродили мамонты, шерстистые носороги, бизоны, пещерные львы, гиены и большерогие олени. И лишь около 8 тыс. лет назад установился современный климатический режим и тип растительности.

Амурская область - горно-равнинная территория. Горы и возвышенности занимают 60% ее площади. Горы области относительно невысокие, наибольшая высота их в восточной части Станового хребта - 2312 м. Преобладают низкие и средневысотные горы со сглаженными округлыми вершинами. Размещаются горные массивы на севере и востоке области, причем северные хребты простираются с запада на восток, а восточные - с севера на юг. Всего в области более 20 горных хребтов. На севере, по границе с Якутией, протянулся с запада на восток на 800 км Становой хребет, сложенный архейскими (более 3 млрд. лет) породами - гнейсами, кристаллическими сланцами, известняками, мраморами и другими метаморфическими породами. Здесь расположено много гранитных массивов. В местах распространения водорастворимых пород - известняков и мраморов - встречаются карстовые формы рельефа - пещеры. Часто встречаются ледниковые формы рельефа: цирки, кары (чашеобразные углубления в привершинной части гор), выработанные ледником долины[12]. На востоке, в Токийском Становике, распространены узкие гребни водоразделов, узкие крутосклонные речные долины, отвесные скалистые склоны. Округлые вершины хребта поднимаются выше границы лесов и покрыты каменистыми россыпями. Безлесные вершины называются гольцами. Склоны хребта покрыты каменистыми россыпями - курумами, возникшими в результате физического выветривания.



Заключение

 

Вся история российской государственности подтверждает аксиому: сильная Россия - это сильные регионы.

Железные дороги всегда играли особую роль в жизни государства, были важнейшим транспортным каналом, связывающим воедино обширные территории России. От эффективной работы железнодорожной отрасли во многом зависит укрепление единого экономического пространства, повышение инвестиционной привлекательности нашей страны и создание в российском обществе позитивного социального климата.

Железнодорожный транспорт - это ключевое звено в экономике страны. Развитие инфраструктуры в этой области остается важнейшим направлением курса реформ, проводимым Президентом и Правительством РФ.

Амурская область - один из крупных субъектов Российской Федерации, является ее форпостом на юго-восточных рубежах, занимает пограничное положение на большом протяжении с Китаем.

Область уникальна по своим природным богатствам: здесь находятся большие залежи разнообразных полезных ископаемых, по ее территории протекают крупные многоводные реки, она обладает большими запасами древесины и охотничье-промысловыми животными, бескрайними полями с плодородными почвами.

По ее территории несут свои воды величавый Амур, воспетый поэтами и музыкантами, и красавица Зея, на которой построена Зейская ГЭС - первенец дальневосточной гидроэнергетики; на другой реке, Бурее, начала действовать еще более мощная Бурейская ГЭС. Наша область является "житницей" Дальнего Востока, на ее полях возделывают ценную культуру сою - "амурскую чудесницу".

Удивительны отличительные особенности природы, заключающиеся, прежде всего в ее контрастности: на севере - горный рельеф и быстрые горные реки, суровый и холодный климат, мерзлотно-таежные почвы, преобладание растительного и животного мира таежных лесов; на юге - равнинный рельеф и более мягкий климат - холодная зима, но теплое и даже жаркое лето, многоводные реки с плавным течением, наличие плодородных почв, так называемых "амурских черноземов", преобладание растительного и животного мира лесостепных пространств.

Другая особенность природы состоит в неповторимых и даже экзотических ее чертах - в удивительном смешении растительного и животного мира севера и юга.



Список используемой литературы

 

1. Воронин В.В. Экономическая география РФ. Изд. "Самарская государственная экономическая академия" Самара, 2007. - 217 с.

2. География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. - 151 с.

3. Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. "Транспорт" М., 2009. - 278 с.

4. Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.

5. Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2009. - 321 с.

6. Экономическая и социальная география России / Под ред. Хрущева В.П.М., 2007. - 217 с.

7. Яборов В.Т. Леса и лесное хозяйство Амурской области, Благовещенск, 2008. - 224 с.

 


[1] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[2] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[3] Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.

[4] Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.

[5] География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. -151 с.

[6] География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. -151 с.

[7] Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2009.- 321 с.

[8] География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. -151 с.

[9] Экономическая и социальная география России / Под ред. Хрущева В.П. М., 2007. – 217 с.

[10] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[11] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[12] Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 255.