Особенности экономико-географического положения Амурской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны

Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность производственного цикла, запасы сырья, топлива, вместимости складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления - очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться "про запас". Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров.

Данные особенности подчеркивают взаимодействие размещение производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать при планировании народного хозяйства.

Транспортная сеть России включает 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов. Основные производственные фонды транспортно-дорожного комплекса составляют 13.6% стоимости всех производственных фондов народного хозяйства.

Экономико-географические особенности России выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Он может круглогодично обеспечивать перевозку массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны.

Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой степенью интенсивности перевозного процесса. Российские железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях.

Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения, руда.

Сегодня железные дороги - один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли - необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.



Население Амурской области

 

Население региона составляет 864,5 тыс. человек (оценка на 1 января 2009 г) в т. ч.: 565,3 тыс. человек - городское, а 299,2 тыс. человек - сельское. Национальная структура населения (по переписи на 9 октября 2002 г), процентов: русские - 92,0, украинцы - 3,5, эвенки - 0,2, другие национальности - 4,3[7].

При этом стоит выделить города и пгт: город Благовещенск, Благовещенск: население 219 221 чел. Население сельских населенных пунктов, подчинённых администрации города 3408 чел. Всего население 222 629 чел.

Город Белогорск: Белогорск: население 67 422 чел. Население сельских населенных пунктов, подчинённых администрации города 511 чел. Всего население 67 933 чел.

Город Зея - Зея: население 27 795 чел.

Город Райчихинск - Райчихинск: население 24 498 чел.

пгт Новорайчихинск: население 2948 чел.

пгт Прогресс: население 13 080 чел.

пгт Широкий: население 1580 чел.

Население сельских населенных пунктов, подчинённых администрации города 126 чел. Всего население 42 232 чел.

Город Свободный - Свободный: население 63 889 чел. Население сельских населенных пунктов, подчинённых администрации города 367 чел. Всего население 64 256 чел.

город Тында - Тында: население 40 094 чел. Население сельских населенных пунктов, подчинённых администрации города 191 чел. Всего население 40 285 чел.

Город Шимановск - Шимановск: население 22 267 чел.

Посёлок городского типа Углегорск - Углегорск: население 5050 чел.

Так же в Амурской области выделяют районы:

Архаринский район: пгт Архара: РЦ, население 10 847 чел. Население прочих населённых пунктов района 10 221 чел. Всего население 21 068 чел.

Белогорский район - село Возжаевка: население 7280 чел. Население прочих населённых пунктов района 16 568 чел. Всего население без города Белогорск 23 848 чел.

Благовещенский район - Всего население без города Благовещенск и населённых пунктов, подчинённых городской администрации 18 673 чел.

Бурейский район - пгт Новобурейский: РЦ, население 8892 чел., пгт Бурея: население 5598 чел., пгт Талакан: население 6545 чел. Население прочих населённых пунктов района 7176 чел. Всего население 28 211 чел.

Завитинский район - поселок Завитинск: РЦ, население 14 248 чел. Население прочих населённых пунктов района 5950 чел. Всего население 20 198 чел.

Ивановский район - село Ивановка: РЦ, население 6765 чел., село Берёзовка: население 3593 чел., село Среднебелая: население 6394 чел., Население прочих населённых пунктов района 12 744 чел. Всего население 29 496 чел.

Константиновский район - население прочих населённых пунктов района 8917 чел. Всего население 14 847 чел.

Магдагачинский район - пгт Магдагачи: РЦ, население 12 208 чел., пгт Сиваки: население 2578 чел., пгт Ушумун: население 2920 чел., село Тыгда: население 3650 чел. Население прочих населённых пунктов района 5071 чел. Всего население 26 427 чел.

Мазановский район - население прочих населённых пунктов района 11 298 чел. Всего население 16 028 чел.

Михайловский район - село Поярково: РЦ, население 7283 чел. Население прочих населённых пунктов района 9798 чел. Всего население 17 081 чел.

Октябрьский район - село Екатеринославка: РЦ, население 10 584 чел. Население прочих населённых пунктов района 12 177 чел. Всего население 22 761 чел.

Ромненский район - село Ромны: РЦ, население 3549 чел. Население прочих населённых пунктов района 8273 чел. Всего население 11 822 чел.

Свободненский район - Всего население без города Свободный 14 568 чел.

Селемджинский район - пгт Экимчан: РЦ, население 1224 чел., пгт Златоустовск: население 856 чел., пгт Коболдо: население 551 чел., пгт Огоджа: население 484 чел., пгт Стойба: население 931 чел., пгт Токур: население 1171 чел., пгт Февральск: население 4690 чел. Население прочих населённых пунктов района 1901 чел. Всего население 11 808 чел.

Тындинский район - село Соловьевск: население 3066 чел. Население прочих населённых пунктов района 13 635 чел., Дипкун: население 2140 чел. Всего население без города Тында 16 701 чел.

Шимановский район - Всего население без города Шимановск 7275 чел.

 

Железнодорожный транспорт

 

Казённая железная дорога, конечный участок Транссибирской магистрали, построенная в 1906 - 16. Проходила по территории Забайкальской и Амурской обл. Способствовала развитию золотодобывающей промышленности, лесоразработок, рыбного и пушного промыслов. Основные участки: Куэнга - Урюм (193 версты, 1907-11), Урюм - Керак (597 вёрст, 1909-13), Керак - Дея с веткой на Благовещенск (641 верста, 1911-15), Дея - Хабаровск (454 версты, 1915-16). Общая протяжённость к 1916 достигла 1996 вёрст.

Изыскательские работы велись в 1894 - 1895 на северном участке под руководством инженера В.У. Савримовича; в 1906 - 07 на западном и восточном участках - инженера Ф.Н. Дроздова и Е.Ю. Подруцкого. Строительство осуществлялось в трудных климатических условиях, в районах вечной мерзлоты, в малонаселённой местности. Руководили работами инженеры Подруцкий, А.В. Ливеровский, В.В. Трегубов. На прокладке дороги было занято (1910) до 20 тыс. строительных рабочих из Центральных губерний России и Сибири[10].

Специальным постановлением правительства запрещалось привлекать иностранных рабочих. На Амурской железной дороге построены уникальные искусственные сооружения, в т. ч. крупнейший в России мост через р. Амур, проект которого разработал Л.Д. Проскуряков; первый в мировой практике тоннель в вечномёрзлом грунте с применением теплоизолирующего слоя между обделкой тоннеля и породой; применён способ образования в условиях минусовых температур опоры моста из бетона с использованием его подогрева (предложение Ливеровского). На дороге были построены станционные здания и вокзалы, железнодорожные мастерские (на ст. Зилово и Укурей); через р. Амур функционировала железнодорожная паромная и ледовая переправы (до введения в эксплуатацию моста). Дороге принадлежал пароход. Пропускная способность Амурской железной дороги - 9 пар поездов в сутки.

На дороге были открыты начальные школы и больницы (на ст. Сбега, Ксеньевская, Могоча, Амазар, Уруша). Находилась в ведении МПС; управление в Хабаровске. В 1922 Амурская железная дорога передана НКПС. На начало 1991 основной линии в составе Забайкальской железной дороги и Дальневосточной железной дороги.

Байка́ло-Аму́рская магистра́ль (БАМ) - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (рисунок 2). Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков - Северо-Муйский тоннель - был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.

По состоянию на 2008 год, на территории Амурской области имеются следующие железнодорожные линии общего пользования, находящиеся в ведении компании "РЖД" (рисунок 3): участок главного хода Транссибирской магистрали (историческая Амурская железная дорога) Малоковали - Ядрин, участок главного хода исторической Байкало-Амурской железной дороги Олёкма - Ульма, участки исторической Амуро-Якутской железной дороги Бамовская - Тында и Бестужево - Якутский, тупиковые ветви Сковородино - Рейново, Белогорск - Благовещенск, Завитая - Поярково, Бурея - Райчихинск.

Линии общего пользования относятся к Забайкальской железной дороге (главный ход Транссибирской магистрали к западу от станции Архара, ветви Сковородино - Рейново, Белогорск - Благовещенск, Завитая - Поярково, Бурея - Райчихинск), и к Дальневосточной железной дороге (находящиеся на территории области участки Байкало-Амурской и Амуро-Якутской железнодорожных линий, участок главного хода Транссибирской магистрали восточнее станции Архара).

Главный ход Трансибирской магистрали на всём протяжении имеет два главных пути, электрифицирован на переменном токе. Остальные линии почти полностью однопутные, нигде не электрифицированы.

На линиях Сковородино - Рейново, Завитая - Поярково, Бурея - Райчихинск отсутствует пассажирское сообщение. По неподтверждённым данным, линия Сковородино - Рейново в 2008 году для перевозок не используется и может быть разобрана.

Ведомственные железнодорожные линии значительной протяжённости: Ледяная - Углегорск и далее к объектам ракетного полигона (космодрома Свободный), линия от станции Екатеринославка к объекту военного назначения, линии от станций Райчихинск и Прогресс к угольным карьерам.

Ликвидированные железнодорожные линии в Амурской области: Ушумун - Черняево, Бурея - Кивда, Шимановская - Чагоян. Линии Ушумун - Черняево и Бурея - Кивда были разобраны не позднее 1970-х годов. Линия Шимановская - Чагоян, имевшая протяжённость 45 километров, была введена в эксплуатацию в 1987 году, предназначалась в основном для освоения месторождения известняка. Эта железнодорожная линия почти не работала и была разобрана не позднее 2005 года.

В 2008 году возобновилось строительство железнодорожной линии Улак - Эльга, прерванное в 2002 году. Протяжённость этой железнодорожной линии составит свыше 300 километров, она пройдёт по территории Амурской области и республики Саха (Якутия). Предполагается электрификация линии Белогорск - Благовещенск. Рассматриваются планы строительства железнодорожного моста через реку Амур у станции Благовещенск, который свяжет Амурскую область с территорией Китайской Народной Республики[11].

На протяжении длительного времени обсуждаются планы строительства железнодорожных линий Февральск - Огоджа и Шимановская - Зея. По неподтверждённым данным, строительство линии Февральск - Огоджа было начато в 1993 году, вскоре было прекращено.

 

Заключение

 

Вся история российской государственности подтверждает аксиому: сильная Россия - это сильные регионы.

Железные дороги всегда играли особую роль в жизни государства, были важнейшим транспортным каналом, связывающим воедино обширные территории России. От эффективной работы железнодорожной отрасли во многом зависит укрепление единого экономического пространства, повышение инвестиционной привлекательности нашей страны и создание в российском обществе позитивного социального климата.

Железнодорожный транспорт - это ключевое звено в экономике страны. Развитие инфраструктуры в этой области остается важнейшим направлением курса реформ, проводимым Президентом и Правительством РФ.

Амурская область - один из крупных субъектов Российской Федерации, является ее форпостом на юго-восточных рубежах, занимает пограничное положение на большом протяжении с Китаем.

Область уникальна по своим природным богатствам: здесь находятся большие залежи разнообразных полезных ископаемых, по ее территории протекают крупные многоводные реки, она обладает большими запасами древесины и охотничье-промысловыми животными, бескрайними полями с плодородными почвами.

По ее территории несут свои воды величавый Амур, воспетый поэтами и музыкантами, и красавица Зея, на которой построена Зейская ГЭС - первенец дальневосточной гидроэнергетики; на другой реке, Бурее, начала действовать еще более мощная Бурейская ГЭС. Наша область является "житницей" Дальнего Востока, на ее полях возделывают ценную культуру сою - "амурскую чудесницу".

Удивительны отличительные особенности природы, заключающиеся, прежде всего в ее контрастности: на севере - горный рельеф и быстрые горные реки, суровый и холодный климат, мерзлотно-таежные почвы, преобладание растительного и животного мира таежных лесов; на юге - равнинный рельеф и более мягкий климат - холодная зима, но теплое и даже жаркое лето, многоводные реки с плавным течением, наличие плодородных почв, так называемых "амурских черноземов", преобладание растительного и животного мира лесостепных пространств.

Другая особенность природы состоит в неповторимых и даже экзотических ее чертах - в удивительном смешении растительного и животного мира севера и юга.



Список используемой литературы

 

1. Воронин В.В. Экономическая география РФ. Изд. "Самарская государственная экономическая академия" Самара, 2007. - 217 с.

2. География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. - 151 с.

3. Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. "Транспорт" М., 2009. - 278 с.

4. Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.

5. Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2009. - 321 с.

6. Экономическая и социальная география России / Под ред. Хрущева В.П.М., 2007. - 217 с.

7. Яборов В.Т. Леса и лесное хозяйство Амурской области, Благовещенск, 2008. - 224 с.

 


[1] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[2] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[3] Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.

[4] Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.

[5] География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. -151 с.

[6] География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. -151 с.

[7] Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2009.- 321 с.

[8] География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. -151 с.

[9] Экономическая и социальная география России / Под ред. Хрущева В.П. М., 2007. – 217 с.

[10] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[11] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[12] Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.


Введение

 

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны

Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность производственного цикла, запасы сырья, топлива, вместимости складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления - очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться "про запас". Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров.

Данные особенности подчеркивают взаимодействие размещение производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать при планировании народного хозяйства.

Транспортная сеть России включает 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов. Основные производственные фонды транспортно-дорожного комплекса составляют 13.6% стоимости всех производственных фондов народного хозяйства.

Экономико-географические особенности России выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Он может круглогодично обеспечивать перевозку массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны.

Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой степенью интенсивности перевозного процесса. Российские железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях.

Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения, руда.

Сегодня железные дороги - один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли - необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.



Особенности экономико-географического положения Амурской области

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 216.