СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА

 

Общая характеристика специальных государственных

Органов, осуществляющих контроль в сфере

Охраны животного мира

 

В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных государственных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

К специальным относят органы, созданные исключительно для задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными органами.[2]

В последние годы системы центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны животного мира неоднократно изменялась. Современный ее вид является, по мнению многих экспертов, оптимальным.

Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а также соответствующими им государственными структурами субъектов Федерации.

По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Госсанэпиднадзор России, например, контролировал выполнение санитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные природные объекты, и комплексы, подверженные опасности химического или бактериологического заражения. Контролю за соблюдением природоохранных нормативов и требований при застройке жилых и промышленных зон больше внимания уделяется Минстроем России. При рассмотрении проектов застройки территорий и строительства отдельных объектов Минстроем учитываются нормативные условия по инсоляции, качеству атмосферного воздуха и водных ресурсов, озеленению и др.[3] Специфика отраслевых государственных органов заключатся в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и т. д. В некоторых случаях в сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природного ресурса. Так, для Роскомрыболовства имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов.

Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан. Так, на территориях государственного лесного фонда порядок охраны и использования лесов регулируется нормативными актами Рослесхоза, которому предоставлено право контроля за исполнением экологических требований (согласование хозяйственных и иных мероприятий, применение административных санкций за нарушение экологических нормативов и др.). Аналогичными правами в части экологического контроля пользуется Роскомрыболовство в отношении рыбных ресурсов, Роскомзем – земельных ресурсов и т.д.[4]

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды"[5] Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного земельного комитета РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы РФ, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством РФ решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей природной среды.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 156.