1. Кредитный риск
В практике работы банков обычно применяют следующие методы оценки кредитного риска: аналитический, экспертный, статистический, комбинированный.
Аналитический метод оценки риска непогашения кредита базируется на применением методики
Статистический метод оценки кредитного риска связан с изучением статистики потерь, имевших место при определенных решениях[9].
Экспертный метод связан с обработкой мнений опытных специалистов. Он применяется по тем элементам риска, которые не поддаются количественному учету. Чаще всего этот метод используется в виде анкетирования и балльных оценок.
Комбинированный метод сочетает экспертную оценку с расчетами показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-заемщика.
При оценке кредитоспособности заемщика как юридического лица могут быть использованы различные методы. Наиболее распространенными из них являются оценки на основе: системы финансовых коэффициентов; анализа денежных потоков; анализа делового риска. Каждый из указанных способов имеет свои особенности, достоинства и недостатки.
2. Оценка риска потребительского кредита
Упрощенная модель бальной оценки заемщика потребительского кредита, основана на девяти факторах:
1. Возраст заемщика: 0,01 балла за каждый год сверх 20-ти лет при максимуме 0,3 балла.
2. Пол: 0,4 балла - женский; 0 - мужской.
3. Оседлость: 0,042 балла за каждый год, прожитый в данной местности, при максимуме 0,42 балла.
4. Занятость: 0,55 балла за профессию с низким уровнем риска для жизни; 0 - с высоким риском, 0,16 балла - за все остальные профессии.
5. Отрасль: 0,21 балла для работников коммунальных служб, государственных и банковских служащих, 0 - для всех остальных.
6. Стабильность занятости: 0,059 балла за каждый год на данном месте работы при максимуме 0,59 балла.
7. Наличие сберегательного счета в банке: 0,35 балла.
8. Наличие недвижимости: 0,35 балла.
9. Страхование жизни: 0,19 балла.
3. Процентный риск
Привлекательность анализа длительности заключается в том, что он позволяет всесторонне измерить процентный риск для всего портфеля. Однако, модель имеет и слабые стороны:
· измерение длительности требует множества данных: ставки процента по каждому счету; график переоценки; возможности досрочных выплат основного долга; данные снятия счета; возможность своевременных неуплат;
· банк должен прогнозировать сроки изменения ставок и их уровень во время будущих движений денежных средств;
· банк должен постоянно следить за длительностью своего портфеля и корректировать ее вслед за изменением процентных ставок, иногда еженедельно или ежедневно[10].
4. Риск ликвидности
Анализ ликвидности по принципу потока (оборота) дает более глубокую оценку степени ликвидности. В этом случае анализ ликвидности ведется непрерывно (а не от даты к дате), причем не сводится к анализу баланса, появляется возможность учитывать способность банка получать займы, обеспечивать приток наличных денег от текущей операционной деятельности. Подобный анализ предполагает использование более обширной информации, в частности, данных о динамике доходов банка за истекший период, своевременности возврата займов, состоянии денежного рынка и т.д. Данный подход не получил пока большого распространения из-за неразработанности методики проведения такого анализа.
Риск ликвидности – риск неблагоприятного изменения финансового положения банка из-за невозможности быстро получить платежные средства путем заимствования или продажи активов.
Наиболее распространенными инструментами измерения риска ликвидности являются срочная структура активов и пассивов, а также различные коэффициенты, характеризующие достаточность объема высоколиквидных активов: коэффициенты мгновенной, текущей, долгосрочной и общей ликвидности, порядок определения которых и их нормативное значение регламентированы Инструкцией № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций".
5. Операционный риск
Можно выделить несколько уровней изменений по мере роста их значимости:
· в средствах, используемых для выполнения прежней работы (например, автоматизация);
· в способах, методах, технике и правилах проведения различных работ (например, изменение цепочек документооборота, внедрение новых инвестиционных схем, освоение новых услуг и операций);
· в распределении функциональных и должностных обязанностей, а также в организации работы (например, создание новых подразделений и должностей, реорганизация, перераспределение полномочий);
· в целях, задачах и стратегии (например, при существенных изменениях в окружающей рыночной среде, при переходе от универсальности к специализации);
· базовых концепциях и корпоративных установках (например, при смене собственника, слияниях и поглощениях)[11].
Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.