Аудиторская проверка арендованных основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В зависимости от сроков аренды имущества выделяют долгосрочную (сроком более 3 лет), среднесрочную (сроком от 1 года до 3 лет) и краткосрочную (сроком до одного года).

Проверка данных по арендной плате за имущество осуществляется по текущей (краткосрочной) и долгосрочной аренде (лизингу).

Далее необходимо проверить правильность начисления и отнесения на счета бухгалтерского учета арендной платы за имущество. Аудитор должен тщательно проверить правильность составления договоров по аренде и лизингу имущества, порядок расчета и структуру арендных платежей, хорошо знать схему возможных проводок для отражения операций по начислению и перечислению этих платежей.

При обнаружении ошибок необходимо довести их до сведения клиента, который должен их исправить путем внесения соответствующих исправительных записей в регистры бухгалтерского учета.

Аудитору необходимо проверить:

- правильность отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной, оформление актов передачи основных средств в аренду;

- договор аренды, который оформляется приемо-сдаточным актом (при передаче имущества в аренду);

- отражение финансовых результатов от сдачи в аренду;

- ведение бухгалтерского учета текущей и долгосрочной аренды;

- начисление износа (при долгосрочной аренде);

- отражение капиталовложений в арендованные основные средства;

- учет лизинговых операций (следует руководствоваться приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. N 15 «Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга») [2. с. 188-217].

Наиболее простым и эффективным способом получения предварительной необходимой информации о состоянии внутреннего контроля основных средств является тестирование по вопросам, приведенным в таблице 2.

 

Таблица 2. Вопросник для оценки внутреннего контроля: основные средства и учет соответствующих хозяйственных операций

Направления и вопросы тестирования

Ответы

Примечание

Нет ответа Да Нет
1 Условия Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств?        
2 Реальность Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены?        
3 Отражается ли в учете факт сдачи основных средств в аренду?        
4 Проводится ли периодическая инвентаризация основных средств?        
5 Полнота Застрахованы ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий?        
6 Анализируются ли периодически коэффициенты покрытия? Когда проводился последний анализ?        
7 Анализируется ли периодически правильность начисления налогов? Когда проводился последний анализ?        
8 Разрешение Подготавливаются ли счета на арендную плату и предложения по аренде для просмотра и утверждения Советом директоров?        
9 Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств?        
10 Точность Выбран ли вариант (способ) начисления амортизации основных средств в учетной политике?        
11 Проверяют ли начисление амортизации внутренние аудиторы или другие ответственные лица?        
12 Классификация Выбран ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике?        
13 Бухгалтерский учет Соответствуют ли данные регистров учета основных средств данным Главной книги?        
14 Периодизация Отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-передачи?        

 

Практика аудиторских проверок показывает, что нарушения и ошибки в бухгалтерском учете допускаются главным образом при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что, в отличие от других материальных ценностей основные средства требуют особого первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарные документы) но эти документы не могут служить основанием для оприходования и введения в эксплуатацию основных средств. Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должно быть оформлено актом приема-передачи основных средств (форма № 101-АПК или ОС-1).

Только с этого момента начинается отсчет начисления амортизации (износа) и возмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость (НДС) по основным средствам. Разумеется, НДС должен быть выделен отдельной строкой в расчетно-платежных документах. Отсюда следует вывод, что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление амортизации (износа), что приводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатов деятельности организации, а также к увеличению платежей в бюджет по НДС в данном периоде.

Проверка основных средств не ограничивается вышеизложенными процедурами. Наиболее важные с учетом опыта теории и практики аудита западных стран, приведены в табл. 3 [2. с. 188-217].

Кредитный риск у многих людей ассоциируется с банковской деятельностью. Кредитный риск - риск потери части доходов или капитала банка, возникающий в результате неспособности заемщика или контрагента выполнить условия договора с банком. Кредитный риск присутствует в любой деятельности, где успех зависит от контрагента, эмитента финансовых инструментов или заемщика. Он возникает каждый раз, когда кредитная организация предоставляет, инвестирует денежные средства или принимает обязательства в отношении их предоставления в соответствии с действующими соглашениями или на основании подразумеваемых в них условий независимо от того, отражаются ли они в составе активов на балансе или как условные обязательства за балансом.


Таблица 3. Аудиторская программа проверки основных средств и соответствующих счетов

Перечень процедур Источники информации
1 А. Основные средства Детальная проверка данных регистров учета основных средств, их подсчет и сверка с данными счетов Главной книги Инвентарные карточки учета основных средств, ведомости, журналы-ордера
2 Выбор контрольного объекта основных средств по данным регистров учета а) провести инвентаризацию (осмотр) основных средств б) проверить документы на право собственности (если они есть) Инвентаризационные описи, результаты текущей инвентаризации, акты приема-передачи, договоры, счета-фактуры
3 Подготовить список поступления и распределения основных средств: а) подтвердить документально правильность соответствующих виз б) проверить документально правильность определения и полноту отражения в учете первоначальной стоимости основных средств Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, акты приема-передачи/списания, инвентарные карточки учета основных средств, Главная книга
4 Провести анализ эффективности основных средств (показатели наличия, движения и эффективности использования) Аналитические расчеты (процедуры)
5 Проверить данные инвентаризации основных средств и сравнить ее результаты с данными аналитического учета Инвентаризационные описи и инвентарные карточки учета основных средств
6 Проверить правильность выделения и возмещения НДС по поступившим основным средствам, начисления НДС и других налогов при реализации и безвозмездной передаче основных средств, а также налога на имущество по ним Расчетно-платежные документы, расчеты по налогам
7 Б. Амортизация Проанализировать правильность начисления амортизации по соответствующим нормам, способам Ведомости амортизационных отчислений, нормативные документы
8 Проверить правильность отнесения амортизационных отчислений на соответствующие счета по учету затрат Ведомости распределения амортизационных отчислений, журнал-ордер № 10-АПК
9 Провести подсчет и сверку данных аналитического учета начисленного износа с данными счетов Главной книги Подсчет и сверка данных (пересчет, прослеживание)
10 В. Другие счета Проанализировать, застрахованы ли объекты основных средств и выяснить, адекватно ли покрытие при наступлении страхового случая Страховые полисы, данные счета 65, расчетные таблицы
11 Проверить правильность расчета и начисления страховых платежей и своевременность их уплаты Расчеты, данные счета 65, Главная книга
12 Проверить правильность расчета и отражения на счетах арендной платы. Сверить данные учета с данными арендных договоров, установить, подходит ли тот или иной вид аренды для капитализации Договоры аренды, данные счета 76, выписки банка, Главная книга
13 Проверить обоснованность затрат на ремонт основных средств и правильность отражения этих сумм на соответствующих счетах Проектно-сметная документация, приемо-сдаточные акты, другие первичные документы, данные аналитического учета затратных счетов и счетов 31, 89

 

Аренда — широко используемый метод передачи рисков. Широкое распространение получила финансовая аренда (лизинг). Часть рисков, связанных с арендованным имуществом, остается лежать на собственнике: полностью, например, риск физических повреждений собственности, увеличение налогов на имущество, или частично, например, риск снижения коммерческой ценности объекта. Однако весомая часть рисков может быть передана путем специальных оговорок в договоре аренды.

Согласно ст. 669 ГК РФ к арендатору полностью переходит риск случайной гибели и риск случайной порчи арендованного имущества в момент передачи ему этого имущества.

При реализации проекта недвижимостью заемщик может подвергаться риску, вызванному фактором конкуренции (например, когда удельный вес недвижимости, сданной в аренду, ниже запланированного показателя).

Фактор конкуренции может быть вызван чрезмерно оптимистическими прогнозами спроса, снижением спроса или непредвиденным насыщением рынка. На усиление фактора конкуренции может повлиять большой объем продаж описанного имущества, когда инвесторы, приобретающие данные объекты, взимают более низкую арендную плату для привлечения арендаторов.

Арендодатель, передавая имущество в аренду, может гарантировать себе постоянный доход на определенный период. Но при длительном сроке аренды возрастает риск и для арендодателя, и для арендатора, так как трудно предсказать будущее изменение коммерческой ценности арендованного имущества, а следовательно, и изменение размера арендной платы.

Возможное решение, снижающее риск собственника имущества, в этом случае может быть связано с фиксированной рентой, то есть установлением арендной платы в процентах к объему продаж арендатора, но не ниже определенной фиксированной суммы [2. с. 188-217].




ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС»

Дата: 2019-05-29, просмотров: 294.