ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА АРЕНДЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА АРЕНДЫ

1.1 Понятие и классификация основных средств. Документальное оформление и корреспонденция

1.2 Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств

1.3 Учет лизинговых операций

2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ

2.1 Методика аудиторской проверки учета основных средств

2.2 Аудиторская проверка арендованных основных средств

3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС»

3.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ЭФЕС»

3.2 Аудиторское заключение по ООО «ЭФЕС»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

 

Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственных кооперативов и др.) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля в РФ. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля.

Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют новые контролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления.

Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль - аудит. Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика - клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях - за счет бюджетных средств.

Главная цель аудиторской проверки деятельности экономических субъектов предпринимательства заключается в подтверждении достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов.

В стране за последние годы проведена большая работа по созданию системы независимого аудиторского контроля, подготовке кадров аудиторов и лицензированию их деятельности, регламентации профессиональных, обязанностей, прав и ответственности аудиторов в соответствии с принятыми отдельными законодательными актами, в том числе правилами (стандартами) аудита. Опубликованы ряд учебников, учебных и практических пособий по аудиту. История, проблемы, опыт развития и становления аудита рассматриваются учеными-экономистами и практиками на страницах различных журналов и других периодических изданий. Вместе с тем проблемы организации, методологии и техники проведения аудита применительно к различным экономическим субъектам разных отраслей народного хозяйства.

Организация бухгалтерского учета и эффективность управления производством в организациях различных отраслей связаны с длительностью производственного процесса, сезонным характером деятельности, несовпадением (или совпадением) процессов труда и получения продукта от этого труда, наличием и использованием в процессах деятельности специфических средств и формированием издержек производства и др.

Поскольку информационной основой аудита в основном является бухгалтерский учет, то аудиторы, проверяющие различные организации, должны уметь пользоваться специальными методами и приемами проверки для получения аудиторских доказательств достоверности бухгалтерской отчетности и обоснованной информации для разработки рекомендаций, проектов бизнес-планов, планов по оптимизации производств, затрат, финансов и осуществления других мероприятий с целью повышения эффективности управления процессами деятельности.

В данной работе изучается методика аудиторской проверки учета аренды. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как основные средства формируют главную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения.

Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; оценки и переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов.

Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям.

Таким образом, конкретная цель аудита основных средств — проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета движения, затрат на ремонт основных средств и достоверности амортизации их стоимости.

Целью данной курсовой работы является проведение аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО «ЭФЕС», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрены особенности ведения и организации бухгалтерского учета операций по учету основных средств и их аренды, факторы обусловливающие эти особенности;

- определены обязанности и виды внутреннего контроля по учету аренды, особенности приемов документального и фактического контроля;

- определены типичные основные ошибки, выявляемые в ходе аудита учета аренды;

- проведена аудиторская проверка раздела бухгалтерского учета «учет аренды» на примере предприятия ООО «ЭФЕС».

При выполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому учету и аудиту, нормативно-правовые акты РФ, инструкции Центрального Банка РФ и статьи периодической печати. Кроме того, были использованы данные бухгалтерского учета и отчетности исследуемого предприятия.



Учет лизинговых операций

 

Организация бухгалтерского учета лизинговых операций (финансовой аренды) осуществляется в соответствии с указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.

Учет у лизингодателя. Затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений по приобретению лизингового имущества, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств». Лизинговое имущество приходуется по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита счета 08.

Передача лизингового имущества лизингополучателю отражается записями в аналитическом учете по счету 03. Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, то указанные выше записи осуществляют в бухгалтерском учете транзитом на основании первичного учетного документа лизингополучателя.

В зависимости от условий договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя или на балансе лизингополучателя.

Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с ПБУ 10/99 и учитываются на счете 20 «Основное производство» с кредита материальных, расчетных и других счетов (10,69,70 и др.).

Начисление амортизации на полное восстановление лизингового имущества отражается по дебету счета 20 и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Ежемесячно учтенные на счете 20 расходы по лизинговому имуществу списывают с кредита этого счета в дебет счета 90 «Продажи». Причитающаяся исходя из условий договора лизинга сумма лизинговых платежей отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи». Поступление от лизингополучателя лизинговых платежей отражается по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

При возврате лизингового имущества и прекращении его использования для лизинга его стоимость списывают с кредита счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в дебет счета 01 «Основные средства».

Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то передача лизингового имущества лизингополучателю отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом составляют следующие бухгалтерские записи:

1) Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» на сумму задолженности по лизинговым платежам;

2) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» на стоимость лизингового имущества;

3) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» на разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью имущества [9. с. 139-177].

Вместо указанных трех бухгалтерских записей передачу лизингового имущества лизингодателем лизингополучателю можно оформить одной бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» — на сумму лизинговых платежей;

Кредит счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — на стоимость лизингового имущества;

Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» — на разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества.

Поступающие по договору лизинговые платежи отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Одновременно на сумму поступивших платежей дебетуют счет 98 «Доходы будущих периодов» и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». При возврате лизингового имущества лизингодателю его остаточная стоимость приходуется по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам». При возврате имущества с полностью погашенной стоимостью оно приходуется на счет 03 по условной оценке 1 руб. Основные средства, сданные в аренду, учитывают на забалансовом счете 011 «Основные средства, сданные в аренду» в оценке, указанной в договорах аренды. Аналитический учет по счету 011 ведут по арендаторам и по каждому объекту ОС, сданных в аренду.

Учет у лизингополучателя. Как уже отмечалось, по условиям договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя и лизингополучателя. Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то у лизингополучателя поступившее лизинговое имущество учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Начисленные лизингодателю лизинговые платежи отражаются по дебету счетов учета издержек производства и обращения (20,26, 44) и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам». При погашении задолженности дебетуют счет 76 и кредитуют счета учета денежных средств. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывают со счета 001.

При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывают с забалансового счета 001 и приходуют по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств». В случае выкупа лизингового имущества до истечения срока договора лизинга досрочно начисленные платежи относят в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» или в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при решении использовать собственные источники) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства». Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то на стоимость поступившего лизингового имущества дебетуют счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств», и кредитуют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства». Стоимость поступившего лизингового имущества и затраты, связанные с его получением, списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». Начисленные лизингодателю платежи отражают по дебету счета 76, субсчет «Арендные обязательства», и кредиту счета 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам».

Начисление амортизации по лизинговому имуществу осуществляют исходя из утвержденных норм амортизации или норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3. Начисленная амортизация отражается по дебету счетов учета издержек или обращения (20, 25, 26, 44 и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств». Возврат лизингового имущества при условии полной выплаты лизинговых платежей отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом остаточную стоимость лизингового имущества списывают в дебет счета 91с кредита счета 01 «Основные средства». Сумма амортизации по лизинговому имуществу списывается в дебет счета 02 с кредита счета 01 «Основные средства». При выкупе лизингового имущества при условии погашения всей суммы лизинговых платежей на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» осуществляют внутреннюю запись по переходу лизингового имущества в собственные основные средства.

Досрочно начисленные платежи за лизинговое имущество относят в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» или счета 91 «Прочие доходы и расходы» (в случае принятия решения об использовании собственных источников) и кредит счета 02 «Амортизация основных средств». Одновременно указанная сумма отражается по дебету счета 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам», и кредиту счета 76, субсчет «Арендные обязательства» [9. с. 139-177].



ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как правило, заказчик, прибегая к услугам аудиторской фирмы, желает получить не одну, а несколько видов услуг одновременно.

Это обусловливает необходимость:

- постоянного повышения квалификации аудиторов и периодической их переаттестации;

- привлечения к проверкам высококвалифицированных практических специалистов из числа работающих на государственных и коммерческих предприятиях, хорошо знающих методику бухгалтерского учета и экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- специализации аудиторов в конкретных сферах деятельности предприятий;

- оснащения аудиторских служб в целом и каждого аудитора в отдельности соответствующей вычислительной и организационной техникой, необходимой для их нормальной деятельности; наличия систематически пополняемого каталога действующих нормативных актов (указов, законов, постановлений), инструктивных материалов, специальной литературы, относящихся к деятельности аудиторских служб, налоговой политике, к вопросам учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- постоянных контактов с обслуживаемыми в соответствии с заключенными договорами предприятиями по конкретным хозяйственным и финансовым вопросам.

Для совершенствования как внутреннего контроля учета денежных средств, так и для облегчения проведения аудиторских и других внутренних и внешних проверок предлагаю руководству ООО «ЭФЕС» начать ведение журнала регистрации платежных банковских документов, имеющееся в наличии программное обеспечение бухгалтерии ООО «ЭФЕС» - «1С Бухгалтерия» версия 7,7 позволяет без проблем ввести такую форму учета первичных документов и тем самым облегчить учет поступивших на расчетный счет платежных требований. Эта процедура регистрации действительно необходима, если на счете образуется «картотека» для облегчения процесса установки очередности платежей. Кроме того налаженный контроль за процессом оформления исходящих платежных поручений и требований позволяет экономить на услуге банка за восстановление или переоформление платежных документов.

Помимо этого, предлагаю ввести такую форму расчета с арендодателем основных средств ООО «СТБ» – как взаимозачет. Занимаясь санитарно техническими работами по устройству наружных и внутренних инженерных сетей и коммуникаций; специальными работами по устройству наружных и внутренних инженерных сетей по прокладке газопровода и установке оборудования ООО «ЭФЕС» вполне может обслуживать и арендуемые помещения в счет арендной платы. Таким образом при проведении встречных проверок вопрос о «переводах в пути» ставится не будет, кроме того данная процедура несомненно будет способствовать улучшению отношений ООО «ЭФЕС» с его арендодателем, т.к. арендная плата будет производиться своевременно. Кроме того, при развитии подобных отношений вполне закономерно со стороны руководства ООО «ЭФЕС» было бы поднять вопрос о предоставлении скидок, как ответного шага со стороны ООО «СТБ» за оказанные услуги.

Таким образом при проведении проверки ООО «ЭФЕС» цель данной курсовой работы была достигнута и решены все поставленные задачи.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алборов Р.А. Основы аудита. Учеб. пособие. – М.: «Дело и сервис», 2001. – 224 с.

2. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: «Дело и сервис», 2000. – 432 с.

3. Аудит: учеб. для вузов/ под ред. В.И.Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 583 с.

4. Белуха Н.Т. Судебно-бухгалтерская экспертиза. – М.: «Дело ЛТД», 2001. – 272 с.

5. Бухгалтерский учёт /Под ред. дэн профессора А.Д. Ларионова – М.: ГРОСС ГБ БУХ М. – 2000 г. – 654 с.

6. Гражданский кодекс РФ, чч. 1 и 2.

7. Евстегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001 – 148 с.

8. Камышанов П. И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету: -3-е издание перераб. и Доп.- М.: « МЕДпресс»;- Элиста», 2003

9. Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт – М.: ИНФРА М, - 2002 – 515 с.

10. Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт Учебное пособие 5-е изд– М.: ИНФРА М, - 2005 – 717 с.

11. Крупченко Е.А. Аудит. Учеб. пособие. – РнД: «Феникс», 2002. – 320 с.

12. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. – М. – СПб.: «Тускарора» - 2001 г.

13. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.).

14. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Министерства финансов № 94н от 31 октября 2000 г.).

15. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 №60н.

16.  «Помощник бухгалтера» N10 2001 г.

17. «Помощник бухгалтера» N7 2003 г.

18. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. - М.: Юристъ, 2004. – 255 с.

19. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.

20. Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ

21. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит, учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 352 с.


[1] Показатели в столбце 3 должны быть определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе, в данном случае см.: Р.А.Алборов «Аудит в организациях торговли» с.92-94. Столбец 4 получают умножением данных столбца 2 на показатель столбца 3, разделенный на 100%.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА АРЕНДЫ

1.1 Понятие и классификация основных средств. Документальное оформление и корреспонденция

1.2 Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств

1.3 Учет лизинговых операций

2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ

2.1 Методика аудиторской проверки учета основных средств

2.2 Аудиторская проверка арендованных основных средств

3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС»

3.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ЭФЕС»

3.2 Аудиторское заключение по ООО «ЭФЕС»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

 

Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственных кооперативов и др.) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля в РФ. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля.

Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют новые контролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления.

Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль - аудит. Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика - клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях - за счет бюджетных средств.

Главная цель аудиторской проверки деятельности экономических субъектов предпринимательства заключается в подтверждении достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов.

В стране за последние годы проведена большая работа по созданию системы независимого аудиторского контроля, подготовке кадров аудиторов и лицензированию их деятельности, регламентации профессиональных, обязанностей, прав и ответственности аудиторов в соответствии с принятыми отдельными законодательными актами, в том числе правилами (стандартами) аудита. Опубликованы ряд учебников, учебных и практических пособий по аудиту. История, проблемы, опыт развития и становления аудита рассматриваются учеными-экономистами и практиками на страницах различных журналов и других периодических изданий. Вместе с тем проблемы организации, методологии и техники проведения аудита применительно к различным экономическим субъектам разных отраслей народного хозяйства.

Организация бухгалтерского учета и эффективность управления производством в организациях различных отраслей связаны с длительностью производственного процесса, сезонным характером деятельности, несовпадением (или совпадением) процессов труда и получения продукта от этого труда, наличием и использованием в процессах деятельности специфических средств и формированием издержек производства и др.

Поскольку информационной основой аудита в основном является бухгалтерский учет, то аудиторы, проверяющие различные организации, должны уметь пользоваться специальными методами и приемами проверки для получения аудиторских доказательств достоверности бухгалтерской отчетности и обоснованной информации для разработки рекомендаций, проектов бизнес-планов, планов по оптимизации производств, затрат, финансов и осуществления других мероприятий с целью повышения эффективности управления процессами деятельности.

В данной работе изучается методика аудиторской проверки учета аренды. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как основные средства формируют главную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения.

Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; оценки и переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов.

Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям.

Таким образом, конкретная цель аудита основных средств — проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета движения, затрат на ремонт основных средств и достоверности амортизации их стоимости.

Целью данной курсовой работы является проведение аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО «ЭФЕС», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрены особенности ведения и организации бухгалтерского учета операций по учету основных средств и их аренды, факторы обусловливающие эти особенности;

- определены обязанности и виды внутреннего контроля по учету аренды, особенности приемов документального и фактического контроля;

- определены типичные основные ошибки, выявляемые в ходе аудита учета аренды;

- проведена аудиторская проверка раздела бухгалтерского учета «учет аренды» на примере предприятия ООО «ЭФЕС».

При выполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому учету и аудиту, нормативно-правовые акты РФ, инструкции Центрального Банка РФ и статьи периодической печати. Кроме того, были использованы данные бухгалтерского учета и отчетности исследуемого предприятия.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА АРЕНДЫ

1.1 Понятие и классификация основных средств. Документальное оформление и корреспонденция

 

Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. В соответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение условий:

а) использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объем работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования [9. с. 139-177].

Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным задачам, важное значение имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров. В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, видам, принадлежности, использованию. Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения и передаточные устройства; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр. К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в ремонте; в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации; на консервации. В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются: на принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду); находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; полученные организацией в аренду; полученные организацией в безвозмездное пользование; полученные организацией в доверительное управление.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию. Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется заданным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Арендуемые основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Основные нормативные документы при учете основных средств:

1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96г. № 129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н).

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» - ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26н (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Минфина РФ от 18.05.2002 г. № 45н).

6. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.10.03 г. № 91н.

7. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Постановление Государственного комитета по статистике РФ от 21.01.03 г. № 7.

8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

10. Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22.04.90 г. № 1072. 12. «Об учете затрат на реконструкцию основных средств, остаточная стоимость которых равна нулю». Письмо Минфина РФ от 04.08.03 г. № 04-02-05/3/65.

11. «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга». Приказ Минфина РФ от 17.02.97 г. № 15. [9. с. 139-177]

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации. Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение. Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приеме-передаче основных средств (форма № ОС-1 - акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); форма № ОС-1а - акт о приеме-передаче здания (сооружения); форма № ОС-16 - акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)). Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки (форма № ОС-6 - инвентарная карточка учета объектов основных средств; форма № ОС-6а - инвентарная карточка группового учета объектов основных средств; форма № ОС-66 - инвентарная книга учета объектов основных средств - для объектов основных средств малых предприятий).

В соответствии с ПБУ 6/01 в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности как минимум следующая информация: о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года; о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.). Указанные сведения должны содержаться в приложении к бухгалтерскому балансу (ф. № 5). Кроме того, в пояснительной записке к годовому отчету должна быть раскрыта следующая информация:

- о способах оценки объектов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

- о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

- о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств.

 

Таблица 1. Корреспонденции счетов по учету основных средств

Операции

Корр. счета

Д-т К-т

Поступление основных средств

1 Оприходованы основные средства, внесенные учредителями в счет вклада в уставный капитал 08 75
2 Оприходованы приобретенные основные средства 01 08
3 Приняты безвозмездно поступившие основные средства 08 98
4 Осуществлена дооценка основных средств 01 83
5 Осуществлена уценка основных средств 84 01
6 Оприходованы выявленные при инвентаризации неучтенные основные средства 01 91
7 Принят в эксплуатацию законченный строительством объект 01 08

Начисление амортизации основных средств

8 Начислена амортизация по основным средствам, используемым в основном и вспомогательном производствах 20,23,25, 26,97 02
9 Начислена амортизация по основным средствам, используемым в строительных работах 08 02
10 Начислена амортизация по основным средствам, обслуживающим процесс реализации продукции 44 02
11 Начислена амортизация по основным средствам, используемым в торговле 44 02
12 Начислена амортизация по основным средствам непроизводственного назначения 29 02
13 Начислена амортизация, ранее зарезервированная в составе предстоящих расходов (по ремонту основных средств, возведению временных титульных сооружений и др.) 96 02

Ремонт основных средств

14 Отпущены материалы на ремонтные работы 20,23,25, 26,44 10
15 Начислена оплата труда по ремонтным работам 20,23,25, 26,44 70
16 Произведены начисления в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, государственное и обязательное медицинское страхование 20,23,25, 26 69
17 Отражены расходы по ремонту основных средств, выполненному ремонтным цехом 23 10,23, 70,69
18 Списываются затраты ремонтного цеха по выполненным ремонтным работам 20,25,44 23
19 Акцептован счет подрядчика за выполненные ремонтные работы 20,23,25, 44,19 76
20 Отражена сумма НДС по счету подрядчика 19 76
21 Создан резервный фонд на осуществление ремонтных работ 20,23,25, 26,44,29 96
22 Списаны расходы по ремонту при создании ремонтного фонда 96 10,23,
23 Отражены расходы по ремонту основных средств 97 10,23
24 Списаны расходы будущих периодов по ремонту основных средств 20,23,25 97
25 Осуществлен ремонт основных средств непроизводственного назначения 29 76

Выбытие основных средств

26 Списана с баланса стоимость основных средств 91 01
27 Списана сумма амортизации 02 01
28 Отражены расходы, связанные с выбытием основных средств 91 10,23
29 Оприходованы материалы от ликвидации основных средств 10 91
30 Поступила выручка от реализации основных средств 51 91
31 Начислен НДС на сумму выручки от реализации 91 68
32 Переданы основные средства в счет вклада в уставный капитал другой организации 58 01
33 Списана прибыль от выбытия основных средств производственного назначения 91 99
34 Списан убыток от выбытия основных средств производственного назначения 99 91
35 Начислен НДС по безвозмездно переданным основным средствам 91 68
36 Списан убыток от безвозмездного выбытия основных средств 99 91

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 217.