ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В РОССИИ И СНГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование состояния внутреннего аудита в России и СНГ в 2004 г.

 

Практика внутреннего аудита, существующая в крупных компаниях во всем мире уже несколько десятилетий, в России и СНГ начинает складываться. Для многих в России и СНГ по-прежнему актуальны следующие вопросы:

ü Что представляет собой внутренний аудит?

ü Когда компании нужно начинать проводить внутренние проверки?

ü Какова роль внутреннего аудита в компании?

ü Что должны делать внутренние аудиторы?

ü Как должна быть организована служба внутреннего аудита?

ü Какими навыками и опытом должны обладать внутренние аудиторы?

В феврале и марте 2004 года компания "Эрнст энд Янг" провела опрос на тему внутреннего аудита среди 100 компаний России и СНГ. (16; с. 29).

Цель опроса заключалась в получении сравнительной информации по изложенным выше вопросам и содействии формированию лучшего понимания основных проблем в области внутреннего аудита в этих регионах.

Исследование охватило следующий круг компаний:

Ø Компании СНГ, чьи акции обращаются на фондовом рынке

Ø Крупные международные компании, работающие в России и СНГ

Ø Прочие ведущие компании различных секторов экономики



Источник капитала участников опроса

 


36%

Компании России и СНГ

 


Международные компании

 

 

 


64%

Рис. 1.

 






Отраслевой состав участников опроса

 

8%                                  Финансовый сектор

12%                 ТЭК

29%                                                           Высокие технологии, связь

и индустрия развлечений

Розничная торговля и ТНП

16%      Автомобилестроение и

п                                                                    промышленное производство
                                                              Прочие (транспорт, с/х и

19%                             16%                 гостиничный бизнес)

Рис. 2.

 

География участников опроса

2% 3%

3%                Россия

8%      Казахстан

Украина

Азербайджан

Беларусь

 

Рис. 3.

Деловая среда и требования рынка. Во многих отношениях 2004 год был для России и СНГ годом незаурядным. На рынках наблюдался чрезвычайно положительный рост, что повлекло за собой вновь оживившийся интерес со стороны инвесторов. Вместе с интересом, однако, росли и ожидания делового сообщества. Компании СНГ в финансовом секторе, топливно-энергетическом комплексе, промышленном производстве, производстве товаров народного потребления (ТНП), розничной торговле и сфере услуг по-прежнему демонстрируют высокие темпы роста, но вынуждены работать в усложняющихся условиях конкуренции и нормативного регулирования деятельности. Одновременно с этим в условиях рыночной экономики компании вынуждены поддерживать свою конкурентоспособность. Все эти обстоятельства усложняют задачу обеспечения оптимальных операционных показателей и адекватного контроля за деятельностью предприятий в СНГ.

Повышение контроля и качества управления. Корпоративное управление является критически важным фактором повышения рыночной стоимости компаний СНГ. До сих пор основное внимание в области корпоративного управления уделялось соответствию требованиям законодательства.   Однако в последнее время многие ведущие компании осознают преимущества собственных инициатив в этой области. Одним из наиболее важных шагов на пути становления качественной системы корпоративного управления является организация эффективной службы внутреннего аудита.

Результаты опроса. Результаты исследования состояния внутреннего аудита 2004 года. Ответы респондентов на вопросы о внутреннем аудите:

o Респонденты признают стратегическую важность эффективной службы внутреннего аудита

o Существующие службы внутреннего аудита преимущественно ориентированы на оценку соблюдения внутренних правил компании и требований, установленных законодательством. Также они предоставляют рекомендации по вопросам внутренней политики и процедур

o Большое число респондентов считает, что существующие в их компаниях службы внутреннего аудита лишь частично справляются со своими функциями

o Многие респонденты считают, что службы внутреннего аудита должны уделять больше внимания оценке состояния контроля над бизнес-рисками, операционной эффективности, анализу бизнес-процессов и вопросам в области информационных технологий

o Большинство респондентов считает важным повышение качества работы службы внутреннего аудита и привлечение в службу квалифицированных специалистов

o Большинство служб внутреннего аудита подотчетны руководству компании, а не Совету директоров

По моему мнению, ответы респондентов хорошо отражают специфику внутреннего аудита, как на рынках СНГ, так и на рынках других стран с переходной экономикой, где внутренний аудит находится в стадии становления. К счастью, компании СНГ, создающие службы внутреннего аудита, имеют возможность использовать опыт, накопленный другими, тем самым значительно сокращая временные и финансовые затраты, связанные с организацией высокоэффективной службы внутреннего аудита.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 215.