Наиболее распространенной формой планирования развития территории является индикативное планирование. В научной литературе существует два различных подхода к толкованию данного понятия.
С точки зрения первого, индикативное планирование – это план развития территории, в котором отражаются направления деятельности всех экономических агентов определенной территории. Второй подход трактует индикативное планирование как процесс разработки и формирования комплекса важнейших показателей – индикаторов, характеризующих СЭР территории.
Основные признаки индикативного планирования были сформулированы К. Ландауэром еще в 1944 г. К основным из которых относятся [3, 43]:
· индикативный план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами);
· если даже план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего общества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам;
· цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов;
· план должен быть сбалансирован по всем ресурсам.
Система индикативного управления экономикой региона (далее СИУЭР) – это механизм ГРЭР, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления [7, 88].
В качестве субъектов этой системы выступают исполнительные органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления в части переданных им государственных полномочий и использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов. Объектами же СИУЭР являются экономика Пензенской области в целом, виды деятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных им государственных полномочий и предприятия.
Система индикативного управления базируется на следующих положениях [7, 89].
1. Государственное управление осуществляется в объеме функций государственного управления.
2. Ответственность за реализацию каждой функции возлагается на исполнительные органы государственной власти, из которых один является центром ответственности (координация действий, методологическое руководство, ответственность за реализацию функции в целом), другие – участниками реализации функции (ответственность за выполнение части функции).
3. В качестве критериев оценки результата реализации функции государственного управления используются специально разработанные индикаторы.
4. СИУЭР осуществляется с применением методов (инструментов, механизмов) управления – способов воздействия управляющего субъекта на управляемый объект – с целью достижения установленных пороговых значений индикаторов в результате воздействия на процесс.
Объем функций органов исполнительной власти по реализации этой системы утверждаться и регламентироваться постановлением Правительства Пензенской области с участием различных региональных социально-экономических институтов.
Оценка реализации функции осуществляется с использованием индикаторов. Индикаторы формируются на основе реального и прогнозируемого состояния объекта управления. Индикатор, установленный «в точках» рассогласования реального и прогнозируемого состояния объекта управления, служит критерием, определяющим результат применяемых управленческих воздействий.
Эти индикаторы используются для [1]:
· оценки реального социально-экономического положения Пензенской области;
· оценки эффективности осуществления муниципальными образованьями переданных им государственных полномочий и использования финансовых средств, предназначенных для выполнения данных полномочий;
· задания уровня социального благополучия (пороговых значений) в составе государственного заказа на управление;
· контроля за достижением запланированных результатов;
· принятия регулирующих воздействий;
· оценки деятельности исполнительных органов государственной власти;
· оценки социально-экономического положения хозяйствующих субъектов в составе контрактов с руководителями хозяйствующих субъектов, доля государственной собственности Пензенской области в уставном капитале которых составляет более 25 процентов.
В составе СИУЭР ежегодно формируется [1]:
1. доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на три и один планируемые годы;
2. региональные целевые программы и федеральные целевые программы, в реализации которых участвует Пензенская область, ведомственные целевые программы (далее – целевые программы);
3. государственный заказ на управление;
4. соглашения между исполнительными органами государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных образований об индикаторах оценки эффективности использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов;
5. государственный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд на планируемый год;
6. региональная инвестиционная программа на три и один планируемые годы;
7. нормативная бюджетная потребность на объем услуг населению в рамках государственных социальных гарантий на планируемый год;
8. проект бюджета Пензенской области на планируемый год.
Управление финансированием затрат на реализацию СИУЭР, предоставление услуг населению в рамках государственных социальных гарантий, государственного заказа на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд осуществляет Министерство финансов Пензенской области.
Нормативной правовой и методической основой реализации СИУЭР Пензенской области являются законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы Пензенской области, постановления Правительства Пензенской области, методики и положения, утверждаемые управлением экономикой Пензенской области.
Заключение
Анализ социально-экономического положения субъекта РФ, разработка региональных прогнозов и программ СЭР территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации.
Разрабатываемые и утверждаемые комплексные прогнозы и программы СЭР региона являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного стратегического плана. Для эффективной реализации прогнозов и программ в современных условиях необходимо налаживание системы государственного регулирования на основе усиления экономических функций государства. Это функции должны быть связаны не только с прогнозированием и программированием, но и с индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления.
Несмотря на положительные моменты, связанные с применением на региональном уровне различных методов прогнозирования и программирования СЭР, на наш взгляд, отсутствует четко проработанная на практике теоретическая база исследуемых процессов. В настоящее время не разработаны конкретные критерии эффективности того или иного прогноза или программы, что сказывается на качестве их разработки и реализации условий.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 226.