Программно-целевой метод управления развитием территории относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением масштабных, долговременных проблем, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы, что требует принятия специальных программных мер, концентрации усилий, мобилизации ресурсных возможностей региона.
Использование программно-целевого метода применительно к региональным системам исходит из необходимости придания как можно более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но достаточно ясных, чтобы представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать требуемую направленность программных действий.
Под программой СЭР региона понимается комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития субъекта РФ [13, 42].
Региональное программирование является важным инструментом непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь — выравнивания региональных уровней СЭР.
Новая сущность программ СЭР региона состоит в том, что они воплощают в себе синтез «жесткого плана» и «свободного рынка», когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные формы подготовки и реализации программ, а также методы управления ими отличаются от прежних.
К основным задачам региональных программ СЭР можно отнести следующие [10, 124]:
· выравнивание межрегиональных различий по показателям СЭР;
· формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
· максимально полное и эффективное использование различных ресурсов региона;
· охрана окружающей среды;
· формирование рыночной и социальной инфраструктуры региона;
· духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки
· сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка.
Состав и структура региональной программы СЭР региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта [10, 138-139].
Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона. Содержится описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывают наличие в регионе различных видов природных ресурсов, их количественное состояние, возможности использование для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона, рассматриваются экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Здесь характеризуются сложившаяся ситуация, состояние рынка труда в регионе, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в предыдущих (1 – 3) разделах СЭР региона и оценка природных ресурсов и рынка труда, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию СЭР региона на перспективу.
Раздел 5. Основные целевые подпрограммы. В разделе выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.
В каждой из этих программ определяются цели и задачи, описываются конкретные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных в пространстве и во времени этапов ее выполнения.
Раздел 6. Механизм осуществления программы. В разделе излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.
Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат. Из общего объема ресурсов выделяются та их часть, которая поступает из собственных источников.
Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы. Даются обоснования по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельными территориями РФ, зарубежными государствами.
Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы. Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:
· показатели целей программы;
· показатели эффективности конечных результатов (они могут быть как абсолютными, так и сравнительными);
· специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;
· показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
· показатели (финансовых, природных, трудовых, временных и т. д.) затрат, необходимых для выполнения заданий программы.
Помимо названных выше показателей разрабатываются формулировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.
Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.
Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируют в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а последующая – по более продолжительным срокам.
Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области
2.1 Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области (до 2010 года)
Разработка любого социально-экономического прогноза территории начинается с анализа текущей ситуации в регионе и данных за отчетный период. Оценка социально-экономического положения Пензенской области осуществляется в рамках следующих блоков [2].
1. Природно-ресурсный потенциал.
Природные условия области довольно разнообразны. Равнинный, слегка всхолмленный рельеф создает благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Черноземные почвы, преобладающие на территории области (68% земельной площади). Естественная растительность сохранилась примерно на 1/3 площади. Смешанные и широколиственные леса занимают 20% территории.
На территории Пензенской области расположены запасы мела, тугоплавких глин, стекольных песков, минеральных пигментов, фосфоритов, черного (мореного) дуба. Однако область не располагает запасами полезных ископаемых, которые способны повлиять на экономическую обстановку в регионе.
Область расположена на пересечении основных железнодорожных, автомобильных и воздушных сообщений Среднего Поволжья. В регионе сформировалась мощная транспортная инфраструктура. По территории пролегают крупнейшие железные дороги страны - Куйбышевская и Юго-Восточная, частично Московская. Они связывают Пензу с Центром и Югом России, регионами Поволжья, Украиной, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. Функционируют железнодорожные вокзалы в г. Пензе, Кузнецке, Сердобске, Каменке и других городах.
Сеть автомобильных дорог области превышает 9523 км. Важнейшие из них: Москва - Челябинск, Волгоград - Нижний Новгород, Пенза - Тамбов. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 151 км на 1000 кв. км территории, их удельный вес - 99,95 процента [2].
2. Демографический потенциал.
В Пензенской области проживает 1422,7 тыс. человек, или 1% от общероссийской численности (44-е - в России), из которых 65,6% - горожане, 34,4% - жители села. Численность населения, занятого в экономике, 645 тыс. человек, или 45,3% от населения области. На 1000 человек населения Пензенской области приходятся 298 пенсионеров (29,7% всего населения области) [2].
В области смертность превосходит рождаемость в 2 раза (по данным 2006 года). Естественный прирост населения в среднем за 2002 - 2006 годы составил 9,3 человека на тысячу населения [2].
3. Производственный потенциал.
На территории области зарегистрированы более 24 тыс. ед. хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
Пензенская область имеет промышленно-аграрный профиль. Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП, являются: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и торговля, на долю которых приходится более 60% произведенного ВРП.
Промышленность области на 1 января 2007 года представлена следующими отраслями: машиностроение и металлообработка (33,1% в общей структуре промышленного производства), пищевая (около 27%), мукомольно-крупяная и комбикормовая (более 5%), легкая (около 4%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 15%), промышленность строительных материалов (10%), электроэнергетика (более 16%), предприятий прочих отраслей промышленности - около 10% [2].
Однако состояние промышленно-производственных фондов характеризуется высокой степенью их износа, особенно основного технологического оборудования. Так, по данным органов статистики наиболее высокая степень износа сложилась на предприятиях легкой промышленности (56,3%), электроэнергетики (53,6%), машиностроения (51,3%), промышленности строительных материалов (54,4%). Меньший процент износа промышленно-производственных фондов - на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (28,7%) и пищевой промышленности (27,3%).
Сложившееся положение свидетельствует об ограниченных возможностях производственного потенциала значительного числа предприятий в части осуществления расширенного воспроизводства конкурентоспособной продукции
4. Сельское хозяйство.
Агропромышленный комплекс Пензенской области включает 560 сельскохозяйственных предприятия, 1877 крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми закреплено 145 тыс. гектаров земли, или 4,6% от общей площади сельхозугодий [2].
Сельское хозяйство по объему валовой продукции является второй составляющей товарного производства области. Доля агропромышленного комплекса в ВРП области - 14,1%.
5. Инвестиционный климат.
Геополитическое положение области благоприятное, благодаря соседству с регионами, устойчивыми в политическом отношении, со сходным этническим и религиозным составом населения, удаленности от внешних границ.
В связи с относительно небольшими размерами территории и высокой обеспеченностью транспортными путями область характеризуется проницаемостью пространства для инвестиционных вложений.
В Пензенской области сложился благоприятный инвестиционный климат. Регион обладает высоким уровнем политической, экономической и социальной стабильности. В декабре 2004 года крупнейшее рейтинговое Агентство «Эксперт РА» присвоило Пензенской области 1 место в рейтинге российских регионов в номинации «За обеспечение высокого уровня общественной безопасности».
Положительными составляющими инвестиционного имиджа Пензенской области являются:
- выгодное географическое положение;
- благоприятная экологическая ситуация;
- высокий уровень развития малого бизнеса;
- интеллектуальный и кадровый потенциал;
- благоприятный социальный и культурный климат, туристический потенциал;
- стабильная общественно-политическая ситуация;
- низкий уровень криминальных рисков.
6. Малый бизнес.
В малом бизнесе трудятся около 77,0 тысяч человек. Объем производства работ (услуг) за 2006 год по сравнению с 2005 годом в фактических ценах увеличился в 1,9 раза [2].
В Пензенской области реализуется «Программа развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянско-фермерских хозяйств на 2008 - 2010 годы».
Во всех муниципальных образованиях сельских районов Пензенской области созданы агентства по развитию малого предпринимательства и личных подсобных хозяйств.
Агентства организуют работу по оказанию предпринимателям помощи в получении субсидий при реализации инвестиционных проектов на приобретение необходимых: оборудования, сельхозтехники, прицепных агрегатов, запасных частей, КРС, племенных животных, кормов, семян и т.д.
После анализа и оценки текущей социально-экономической ситуации в регионе необходимо сформировать сценарные условия прогноза, которые формулируют перечень основных предпосылок, определяющих характер перспективного СЭР, и описывают причинно-следственные связи между ними и объектом социально-экономического прогнозирования.
Сценарные условия – это система обоснованных, непротиворечивых предположений, факторов и ограничений, на основе которых разрабатываются прогнозы [18, 72].
Сценарные условия содержат оценку социально-экономического потенциала развития объекта прогнозирования с учетом внешних и внутренних условий и факторов.
Основными принципами разработки сценарных условий прогноза являются: комплексность (системный подход), адекватность и достоверность информационной базы, использование апробированных методов прогнозирования.
К основным внешним факторам, которые формируются вне региональной системы, наибольшее влияние на развитие Пензенской области оказывают следующие:
· темпы роста мировой экономики;
· геополитические изменения (включая порядок и условия вступления России в ВТО и возможные изменения торговых и политических отношений между Россией и некоторыми зарубежными государствами);
· темпы роста российской экономики;
· уровень инфляции;
· федеральные социальные и экономические программы (в т.ч. приоритетные национальные проекты);
· порядок и условия реформирования естественных монополий и динамика роста тарифов на их услуги и продукцию;
· изменения в сфере межбюджетных отношений.
Внутренние же факторы формируются и реализуются внутри социально-экономической системы Пензенской области. Среди основных внутренних факторов развития пензенского региона, определяющих перспективы его развития на среднесрочный период, необходимо отметить следующие:
· изменения демографического и трудового потенциалов с учетом миграционных процессов (численность и качественные показатели населения и трудовых ресурсов, а также уровень безработицы);
· изменения социального потенциала, в том числе социальной инфраструктуры (уровень жизни населения, дифференциация доходов, структура доходов и расходов населения, характеристика развития систем здравоохранения, образования и культуры, физическое и духовное состояние населения, уровень личной и общественной безопасности);
· динамика производственного потенциала (состояние производственных фондов, квалификация работников, технологическая оснащенность и специализация производства, конкурентоспособность продукции);
· динамика инфраструктурного потенциала (энергетика и инженерные коммуникации, транспорт, связь, сфера услуг, банковская система);
· динамика научно-технического и технологического потенциала (ресурсная и кадровая база сферы НИОКР, результаты научной и изобретательской деятельности, масштабы применения прогрессивных наукоемких технологий и результатов инновационной деятельности);
· изменения структуры экономики (соотношение долей отраслей в формировании валового регионального продукта, доходов бюджета, обеспечении занятости населения, использовании инвестиций) [15, 26-27].
Важное значение для прогнозирования имеют ограничения, стоящие на пути развития Пензенской области. Учет имеющихся ограничений способствует повышению точности прогнозирования. Подобные ограничения можно разделить на несколько групп в зависимости от характера и области их проявления.
Условия-ограничения на реализацию путей достижения целей включают в социальной сфере (недопущение значительного роста безработицы, снижения уровня жизни основной массы населения, роста социально-необоснованной дифференциации населения в доходах и имуществе), в сфере прав человека и безопасности граждан (обеспечение социальной и правовой безопасности граждан и областного сообщества), в сфере экономики (обеспечение сохранения основных элементов производственного и технологического потенциала, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономического роста).
Кроме вышеуказанных, к числу условий-ограничений при разработке прогноза могут быть отнесены также земельные (территориальные), демографические, материальные, финансовые и другие.
Поскольку в рыночных условиях социально-экономическая ситуация меняется резко и подвержена значительным колебаниям то необходимо разрабатывать прогноз СЭР территории в трех вариантах (пессимистическом, среднем и оптимистическом) [2].
1. Пессимистический (неблагоприятный) вариант.
Исходит из осложнения внешних условий, оказывающих влияние на развитие Пензенской области, и некоторого ухудшения существующей в Пензенской области структуры экономики, крайне медленных темпов проведения институциональных преобразований.
В экономической жизни страны и Пензенской области происходит ухудшение тенденций развития. Темпы инфляции составляют 9% - 11% в год и выше [2]. Резкое снижение объемов валютной выручки российских экспортеров приведет к прекращению роста реального курса рубля. Произойдет значительное сокращение объемов импорта.
Рост тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий приведет к снижению уровня конкурентоспособности пензенских предприятий на внешнем рынке. В результате этого снизятся объемы экспортных заказов, выполняемых пензенскими предприятиями. Опасения резкого роста недовольства населения отсутствием увеличения реальных доходов могут заставить органы власти снизить темпы проведения институциональных реформ. В связи с этим экономические и социальные реформы будут осуществляться крайне медленными темпами, а по отдельным направлениям почти не продвигаться, заметных структурных сдвигов в экономике не произойдет. Валовой региональный продукт будет расти невысокими темпами (в среднем на 6,3% в год). Эффективность использования природно-ресурсного потенциала (земли и иных объектов природопользования) ухудшится.
Таблица 1 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Пессимистический вариант)
Наименование показателя | Единица измерения | 2006 (отчетный) | 2007 (отчетный) | 2008 (прогнозный) | 2009 (прогнозный) | 2010 (прогнозный) |
Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) | тыс. чел. | 1442,6 | 1440,3 | 1435,4 | 1428,5 | 1420,7 |
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) | тыс. чел. | 875,5 | 866,2 | 859,5 | 843,2 | 830 |
Численность экономическиактивного населения | тыс. чел. | 738,8 | 729,3 | 720 | 709,6 | 696,8 |
Темпы роста ВРП | % | 105,6 | 106,3 | 105,2 | 104,1 | 103,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году | % | 109,3 | 111,2 | 110,1 | 109,2 | 108,2 |
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. | Руб. | 4084 | 5011 | 5000 | 4673 | 4000 |
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. | Руб. | 5790 | 6500 | 7000 | 6689 | 6000 |
2. Средний (промежуточный) вариант.
Предусматривает сохранение в мировой экономике тенденций, сформировавшихся в последние годы: невысокие темпы роста (3 - 4% в год), снижение мировых цен на нефть и газ. Российская Федерация продолжает интегрироваться в мировую экономику, вступив в ВТО на условиях сохранения (на переходный период) отдельных национальных преимуществ.
Все вышеперечисленное будет способствовать структурной перестройке и экономическому росту в стране и Пензенской области. Однако показатели этого роста будут невысокими. Среднегодовые темпы инфляции составят 5 - 6%, реальный курс рубля будет расти в пределах 2 - 3% в среднем в год.
Реальные тарифы (без учета инфляции) на услуги естественных монополий будут расти в пределах 10 - 15% в 2006 - 2010 годах.
Для Пензенской области подобные внешние условия будут являться малоблагоприятными. Возникшая ситуация не будет способствовать росту инвестиций, в том числе иностранных. Основными российскими конкурентами Пензенской области на рынке капиталов останутся регионы-доноры. Из-за роста тарифов на энергоресурсы произойдет снижение уровня конкурентоспособности пензенских производителей на международных рынках. Пензенская область будет развиваться во многом за счет эффективного использования внутренних ресурсов (в основном аграрный сектор экономики). Структурная перестройка экономики будет проходить медленными темпами.
Таблица 2 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Средний вариант)
Наименование показателя | Единица измерения | 2006 (отчетный) | 2007 (отчетный) | 2008 (прогнозный) | 2009 (прогнозный) | 2010 (прогнозный) |
Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) | тыс. чел. | 1442,6 | 1440,3 | 1435,4 | 1430,9 | 1426,7 |
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) | тыс. чел. | 875,5 | 866,2 | 859,5 | 850,8 | 845,7 |
Численность экономическиактивного населения | тыс. чел. | 738,8 | 729,3 | 726,8 | 720,6 | 719,6 |
Темпы роста ВРП | % | 105,6 | 106,3 | 106,2 | 106,8 | 107,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году | % | 109,3 | 111,2 | 111,9 | 112,1 | 112,9 |
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. | Руб. | 4084 | 5011 | 6000 | 6450 | 6780 |
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. | Руб. | 5790 | 6500 | 7000 | 7489 | 7780 |
3. Оптимистический (благоприятный) вариант.
Предусматривает наличие комбинации благоприятных внешних и внутренних условий развития Пензенской области. В сфере внешних международных условий, оказывающих влияние на развитие Пензенской области, в целом сохранится преимущественно благоприятная среда, а по ряду факторов произойдет существенное улучшение качественных и количественных показателей. Темпы роста мировой экономики превысят 4% в среднегодовом исчислении.
Процессы интеграции России в мировую экономическую систему, включая вступление в ВТО, будут сопровождаться преобладанием позитивных результатов. Интеграция будет происходить на выгодных для России условиях. В течение переходного периода будут сохранены государственная поддержка сельского хозяйства, защитные меры по отношению к авиа-, авто-, а также ряду иных отечественных производителей промышленной продукции с высокой степенью добавленной стоимости, защита рынка банковских услуг от конкуренции иностранных кредитных организаций, сохранение относительно низких внутренних цен на газ и электроэнергию. Кроме этого, будут решены проблемы снятия международных ограничений и доступа российских товаров на международные рынки, открыты новые перспективные транспортно-транзитные коридоры, проходящие через территорию России, в том числе через Пензенскую область.
В части внутренних (российских) условий также будет складываться благоприятная ситуация. В России будут успешно осуществлены реформы социального сектора, жилищно-коммунального хозяйства и муниципальная реформа. Продолжится осуществление взвешенной финансовой и кредитно-денежной политики, а также принятие законов, способствующих притоку инвестиций, в том числе за счет стабилизационного фонда.
Таблица 3 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Оптимистический вариант)
Наименование показателя | Единица измерения | 2006 (отчетный) | 2007 (отчетный) | 2008 (прогнозный) | 2009 (прогнозный) | 2010 (прогнозный) |
Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) | тыс. чел. | 1442,6 | 1440,3 | 1438,9 | 1435,5 | 1433,7 |
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) | тыс. чел. | 875,5 | 866,2 | 862,9 | 860,2 | 858,6 |
Численность экономически активного населения | тыс. чел. | 738,8 | 729,3 | 726,8 | 724,3 | 721,8 |
Темпы роста ВРП | % | 105,6 | 106,3 | 106,9 | 107 | 107,7 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году | % | 109,3 | 111,2 | 112,3 | 113 | 113,6 |
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. | Руб. | 4084 | 5011 | 6300 | 6900 | 7550 |
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. | Руб. | 5790 | 6500 | 7000 | 7600 | 8000 |
Таким образом, детально разработанный прогноз позволяет сформировать концепцию СЭР области, выделить приоритетные цели в ее развитии. Это повысит привлекательность Пензенской области для потенциальных инвесторов.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.