Отражение амортизации и износа ОС в бухгалтерской и статистической отчетности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На ОАО «Гомсельмаш» применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта лежит принцип накапливания данных первичных документов путём использования накопительных ведомостей.

Перечень типовых форм первичной документации, которыми оформляются операции по движению основных средств, прочих необоротных активов, а также учёту амортизации основных средств приведен в таблице 3.2

Таблица 3.2 - Первичные документы по учёту основных средств

Форма документа Название документа Примечания
1 2 3 4
1 ОЗ-1 Акт приёмки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств Составляется на каждый объект отдельно, а на несколько - только в том случае, когда объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно на ответственное хранение одним и тем же лицом
2 ОЗ-2 Акт приёма-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств Отмечаются техническая характеристика и первоначальная стоимость объекта. Актом такой формы оформляется приём законченных работ после строительства, реконструкции или модернизации основных средств
3 ОЗ-3 Акт списания основных средств После ликвидации основных средств и составления актов на списание основных средств первый экземпляр передаётся в бухгалтерию, где на его основании делается запись в инвентарную карточку основных средств
4 ОЗ-4 Акт на списание автотранспортных средств Составляется в двух экземплярах, подписывают члены комиссии, утверждается руководителем предприятия или уполномоченным лицом
5 ОЗ-5 Акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин Составляется при установке, пуске и демонтаже строительных машин, которые взяты на прокат. Подписывается представителем машинопрокатной базы и механиком строительной площадки.
6 ОЗ-6 Инвентарная карточка учёта основных средств Осуществляются записи на основании актом приёмки-передачи основных средств и акта на списание основных средств, в случаях: для учёта отдельных объектов основных средств, для группового учёта однотипных объектов основных средств, которые поступили в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеют одно и тоже производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Как правило, заполняется в одном экземпляре и находится в бухгалтерии.
7 ОЗ-7 Опись инвентарных карточек по учёту основных средств Применяется для регистрации инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии.
8 ОЗ-8 Карточка учёта движения основных средств Применяется для учёта движения основных средств по классификационным группам. Выписывается в бухгалтерии в одном экземпляре.
9 ОЗ-9 Инвентарный список основных средств Применяется в местах эксплуатации основных средств для учёта каждого объекта по материально ответственным лицам. Данные, которые находятся в этой форме, должны быть одинаковыми с записями в инвентарных карточках учёта основных средств
10 ОЗ-14, ОЗ-15,  ОЗ-16 Расчёт амортизации основных средств Используются при начислении износа основных средств

 

Аналитический учёт основных средств ведётся по каждому инвентарному объекту. Отдельным инвентарным объектом является законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно отдельный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Инвентарным объектом определяется также комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разнообразного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления и принадлежности, общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс - определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. В зависимости от видов основных средств аналитический учёт ведется на инвентарных карточках учёта основных средств (форма ОЗ-6). На предприятиях, имеющих небольшое количество инвентарных объектов, ведутся инвентарные книги.

Аналитический счёт отражает техническую и экономическую характеристику объекта, его местонахождение, первоначальную оценку и переоценку по восстановительной стоимости, а также норму амортизационных отчислений. В аналитическом учёте отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисления амортизации, по группам и видам, по отраслевому признаку, по принадлежности, по признаку использования.

На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя завода, составляется Акт приёмки-передачи (внутреннее перемещение) основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилагается техническая документация относительно данного объекта. Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для предприятия, которое получает, и предприятия, которое передает основные средства). При передаче в цех объекта основных средств, изготовленного собственными силами, к акту прилагается также приемо-сдаточный акт, свидетельствующий о передаче изготовленного основного средства цехом-изготовителем на склад, приказ председателя правления о передаче данного средства цеху- получателю, паспорт, калькуляция затрат на производство.

Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект и в дальнейшем проставляется во всех документах, которые отражают движение объекта, а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим предупреждается путаница в учёте, обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер присваивается на всё время эксплуатации объекта до списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе.

На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка (форма №03-6), являющаяся регистром аналитического учёта. В карточках содержится наименование основных средств, номер акта и дата приёмки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делается отметка о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии.

Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает в себя отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнение этих карточек производится на основе первичной документации: актов приёмки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов по приобретению, сооружению, перемещению и ликвидации объектов основных средств.

Инвентарные карточки сверяются с данными синтетического учёта. Для пообъектного учёта фондов в местах нахождения у материально ответственных лиц ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОЗ-9).

Ежемесячные итоговые данные инвентарных карточек на поступившие объекты должны записываться в карточки учёта движения основных средств, которые ведутся в разрезе групп основных средств. Однако на машзаводе  эти карточки не ведут, а информация относительно групп основных средств заносится в компьютер и в конце каждого месяца составляется сводная ведомость учёта балансовой стоимости объектов, поступившим на завод, а также ведомость на вводимые в эксплуатацию основные фонды, где данные сгруппированы по группам - промышленно-производственные фонды, производственные основные фонды, непроизводственные основные фонды. В разрезе каждой группы основные фонды группируются по цехам. Балансовая стоимость по каждой группе основных фондов подсчитываются в разрезе 3 групп для получения информации о стоимости основных средств, на которую будет начисляться амортизация.

Для регистрации инвентарных карточек применяется опись инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии с целью контроля за сохранностью карточек. Так как на предприятии находится большое количество основных фондов, то данную форму не нашла своего применения.

Внутреннее перемещение основных средств (из цеха в цех) оформляется Актом приёмки-передачи на внутреннее перемещение основных средств, который составляется в двух экземплярах: первый сдаётся в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарной карточке; на основании второго делается сдатчиком отметка в инвентарном списке о выбытии объекта. Акт на внутреннее перемещение составляется в двух экземплярах в том отделе, который сдает основные средства.

Для начисления амортизации используется разработочная таблица формы №03-14 «Расчёт амортизации основных средств», данные которой служат обоснованием для отражения в учёте суммы начисленной амортизации и износа основных средств и нематериальных активов. Сумма начисленной амортизации включается в затраты тех участков производства, где находятся в эксплуатации основные средства На ОАО «Гомсельмаш» для расчёта амортизации применяется ведомость распределения балансовой стоимости, амортизационных отчислений и износа по участкам и балансовым счетам, где информация сгруппирована по каждому цеху. В данной ведомости указаны балансовые счета учёта объектов, на которые начисляется амортизация, первоначальная и балансовая стоимости объекта, сумма амортизации за месяц и квартал, общая сумма износа.

В рамках действующего законодательства предприятие имеет право безвозмездно передавать другим юридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их в случае физического и морального износа.

Переданные основные средства оформляются актом приёмки-передачи основных средств, который затем передаётся получателю этих средств и является основанием для принятия на учёт данного основного фонда. Для учёта переданных и списанных основных средств с баланса предприятия ведётся справочная ведомость по списанным и переданным основным фондам, где имеются данные по каждому наименованию основных фондов - цех, причина списания, срок службы, первоначальная стоимость и сумма износа.

Выбытие основных средств оформляется Актом на списание основных средств по форме ОЗ-3, в котором показывается первоначальная стоимость выбывшего объекта, сумма износа, остаточная стоимость, причина выбытия объекта, расходы, связанные с выбытием объекта, сумма полученного дохода. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, которая утверждена приказом руководителя. На основании акта делают в материальной бухгалтерии соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарных списках. На основании данных актов по результат каждого месяца составляется ведомость балансовой стоимости объектов, ликвидируемых по заводу, которая ведется в разрезе групп основных фондов с указанием балансовой стоимости ликвидируемых объектов.

На основании первичных документов по учёту основных средств, а также накопительных и группировочных ведомостей, которые были описаны ранее, составляется сводная ведомость наличия основных средств за квартал в разрезе групп основных фондов. В ней раскрыта информация относительно количества фондов, первоначальной и балансовой стоимостей, суммы износа, суммы амортизационных отчислений за месяц и квартал.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 223.