Общие сведения о правовом режиме особо охраняемых природных территорий и объектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях – многоуровневая категория[13].

В настоящий момент правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:

а) Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 72), относящая особо охраняемые природные территории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», иные федеральные нормативные правовые акты;

в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Вологодской областях и многих других субъектах Российской Федерации приняты отдельные законы «Об особо охраняемых природных территориях», закрепляющие свою региональную специфику создания и наименования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Наряду с упомянутыми в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» категориями особо охраняемых природных территориях иные федеральные законы, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории особо охраняемых природных территорий.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О недрах», Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральным законом «О животном мире».

К правовым актам, регулирующим на федеральном уровне вопросы, связанные с особо охраняемых природных территорий, также относятся:

§ федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г.;

§ утвержденные постановлением Правительства РФ Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения от 7 декабря 1996 г.,

§ утвержденное приказом Минприроды Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации от 25 января 1993 г.

Во исполнение федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. №1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Согласно этому постановлению, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве.

Правовое регулирование охраны озера Байкал

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) с сентября 2000 г. является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №726 от 25.09.2000 г.

Федеральное управление природоохранной деятельностью на озере Байкал образовано 31. 07. 2002 г. для реализации на БИТ проводимой Министерством природных ресурсов Российской Федерации государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и осуществления государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Задачи, возложенные Министерством на Управление, определяют основные направления нашей деятельности, которые можно представить в виде 3-х блок-направлений:

§ государственное регулирование качества окружающей природной среды БПТ;

§ экономико-правовое обеспечение реализации экологической политики;

§ международное сотрудничество в области охраны озера Байкал.

Комплекс мер организационно-правового, эколого-экономического характера, определяющий содержание и целевую направленность природоохранной деятельности, состоит в применении на всех этапах государственного регулирования соответствующих правовых инструментов, закрепленных природоохранным законодательством.

Учитывая, что эти направления государственного регулирования охраны озера Байкал имеют межрегиональный характер, и эффективность решения проблем по охране озера Байкал во многом определяется скоординированностью действий различных структур в Байкальском регионе, Байкал-природа осуществляет возложенные на него полномочия во взаимодействии с территориальными органами МПР России по Республике Бурятия, Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, иными организациями, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественным объединениями и гражданами и, безусловно, с научным организациями СО РАН.

Правовое обеспечение реализации экологической политики Байкальской природной территории:

1. подготовлены и выпущены 7 из 8 предусмотренных Постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих выполнение статей 2, 6, 7, 8, 15, 22 Федерального закона «Об охране озера Байкал»;

2. в составе ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)» утверждена подпрограмма «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории»;

3. проведен комплекс работ по экологическому зонированию территории, установлению природоохранных нормативов и организации государственного экологического мониторинга Байкала.

Документом программно-целевого планирования до 2002 г. являлась Комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.94 г. №1306. С учетом анализа результатов выполнения указанной Программы, подготовлена и утверждена Подпрограмма «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории», которая вошла в Федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 г.)». Подпрограммой предусмотрены финансовые средства для ее реализации в объеме 12 403.7 млн. руб., в том числе федеральный бюджет 539,0 млн. руб. (4,35%), бюджет субъектов РФ и местный бюджет – 2 928,7 млн. руб. (23,61%), внебюджетные источники 8 936,0 млн. руб. (72,04%).

Основные мероприятия по научному и научно-техническому обеспечению реализации Федерального закона «Об охране озера Байкал» осуществляются по следующим основным направлениям:

§ разработка комплексных схем и региональных целевых программ охраны и использования отдельных видов природных ресурсов БПТ;

§ совершенствование нормирования в области охраны и использования природных ресурсов БПТ как основы регламентации хозяйственной деятельности с учетом эколого-ресурсных и других ограничений;

§ к первоочередным задачам данного направления относится определение хозяйственной емкости территории;

§ развитие системы мониторинга состояния и использования природных ресурсов на основе применения ГИС-технологий;

§ формирование механизмов реализации основных мероприятий и инвестиционных проектов по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов;

§ исследование и оценка трансграничного воздействия на окружающую среду и природные объекты БПТ;

§ исследование приоритетных проблем охраны и использования природных ресурсов;

§ разработка проблем развития экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий при модернизации экономики БПТ;

§ обеспечение непрерывности процесса корректировки и обновления разработанных документов.

Особенность цели системы государственного регулирования качества окружающей среды БПТ – достижение такого состояния всех компонентов окружающей среды, при котором обеспечивается не только способность создавать благоприятную для человека среду обитания, но и способность естественных экосистем БПТ эффективно выполнять биосферные функции по сохранению уникальности биотических компонентов окружающей среды озера Байкал.

Необходимыми инструментами достижения данной цели являются экологическое зонирование территории, экологическое нормирование, экологическая паспортизация, экологический мониторинг, экологическая экспертиза, экологический контроль, экологический аудит и т.д.

«Байкалприрода» осуществляет международное сотрудничество по вопросам охраны озера Байкал как УМН ЮНЕСКО. Это – организации и проведение различных международных встреч; участие в сотрудничестве с исполнителями фантовых проектов и последующем изучении результатов в целях использования их в Байкальском регионе; участие в реализации международных Соглашений и договоров (на примере сотрудничества с Республикой Монголия по охране и использованию трансграничных водных объектов; Российско-германское Соглашения по охране окружающей среды); участие в различных международных конференциях и симпозиумах.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 162.