ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во П половине 16 в. в Московском государстве началось книгопечатание, имевшее огромное значение для судеб русского литературного языка, культуры и образования. Первыми печатными книгами стали церковные книги, буквари, грамматики, словари. В 1708 году вводится гражданский алфавит, на котором печатается светская литература.

С 17 в. усиливается тенденция к сближению книжного и разговорного языка.

В 18в. общество начинает осознавать, что русский национальный язык способен стать языком науки, искусства, образования. Особую роль в создании литературного языка в этот период сыграл М.В.Ломоносов. Он обладал огромным талантом и желал изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских. М.В.Ломоносов написал «Российскую грамматику», в которой дал свод грамматических правил, показал богатейшие возможности языка.

Особенно ценно то, что М.В.Ломоносов считал язык средством общения, постоянно подчеркивал, что он необходим людям для «согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется». По словам Ломоносова, без языка общество было бы похоже на несообразную машину, все части которой разрозненны и бездействуют, отчего и самое «Бытие их тщетно и бесполезно».

М.В.Ломоносов писал в предисловии к «Российской грамматике»: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностью мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чуждым языкам, нежели к своему, трудов прилагали». И далее: «Карл Пятый, шведский император, говаривал, что гишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

С 18в. русский язык становится литературным языком, имеющим общепризнанные нормы, широко применяемым и в книжной и в разговорной речи.

Творчество А.С.Пушкина положило начало современному литературному языку. Язык Пушкина и писателей Х1Хв является классическим образцом литературного языка вплоть до наших дней.

В своем творчестве Пушкин руководствовался принципом соразмерности и сообразности. Он не отвергал какие-либо слова по причине их старославянского, иностранного или простонародного происхождения. Он считал любое слово допустимым в литературе, в поэзии, если оно точно, образно выражает понятие, передает смысл.

Но он выступал против бездумного увлечения иностранными словами, а также против стремления заменить освоенные иностранные слова искусственно подобранными или составленными русскими словами.

Если научные и литературные произведения эпохи Ломоносова выглядят с позиций лексики довольно архаично, то сочинения Пушкина и всей литературы после него стали литературной основой того языка, на котором мы говорим сегодня.

Литературный язык – высшая форма общенародного языка, обладающая письменно закрепленными нормами.

Культура – 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

Светская литература – 2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

Грамматика – книга, описывающая грамматический строй языка, свод грамматических правил.

Норма (языковая) – 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй.

Язык Пушкина – 2.Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль.

Поэзия – 1. Словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.

Лексика – словарный состав языка, какого-н. его стиля, его сферы, а также чьих-н. произведений, отдельного произведения.

Произведения эпохи Ломоносова выглядят архаично - т.е. соответствуют древним, старинным научным и литературным произведениям.

ЗАДАНИЕ № 36

Записать спор двух или более оппонентов на тему «Рыночная экономика: характер ее воздействия на человека и общество»:

Преподаватель: Нынешние студенты выросли уже в условиях рыночной экономики. Что является для вас наиболее важным в выборе будущей профессии?

Студент Александр: Прежде всего, я думаю, надо быть конкурентоспособным на рынке рабочей силы: иметь хорошее образование, обладать грамотной речью, владеть иностранным языком или языками, быть политически грамотным человеком. Тогда можно сделать карьеру.

Студентка Татьяна: Это правильно, но надо, мне кажется, выбирать профессию, которая обеспечит и карьеру и благополучное материальное положение.

Студентка Анна: А как же духовные ценности?

Студент Александр: Я выбрал профессию экономиста, в настоящее время это престижная, хорошо оплачиваемая профессия. А что касается духовных ценностей, то их надо сознательно формировать самому. Я знаю, что профессия педагога – ниже средней, и студенты филологических факультетов уже заранее считают себя проигравшими и не собираются работать в школе, а ищут другую работу. А вы как думаете?

Студентка Татьяна: Я думаю, что имеется значительная разница между гуманитариями и студентами элитных специальностей именно в системе их культурных ценностей. Если для первых главными ценностями являются общая образованность и культура, посещение театров, выставок, музеев, то у вторых ради карьеры эти ценности отнесены на задний план.

Студентка Анна: Я бы хотела добавить, что эти группы мало контактируют друг с другом. И еще: при выборе профессии немалую роль играет влияние родителей и материальное положение семьи.

Преподаватель: Да-да, по результатам социологического опроса у 70% студентов юридических и экономических факультетов родители имеют высшее образование, а студенты технических и педагогических вузов, например, нередко являются первыми дипломированными специалистами в семье.

Студентка Анна: Но я знаю целые семейные династии врачей, учителей, когда профессия передается по наследству. И несмотря на то, что нынешняя молодежь отвергает систему жизненных ценностей своих родителей, она согласна много и хорошо работать, но не хочет заниматься ненужным делом.

Студент Александр: Я хотел бы подытожить: мы прекрасно понимаем, что надо овладеть многими, полезными с точки зрения будущей карьеры знаниями и навыками, чтобы стать самодостаточными людьми и нужными своей стране.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 174.