Злой мороз пробирает до костей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Твердый человек (перен.). 4. Сильный и решительный. Твердые знания (перен.). 3. Прочные. Твердый шаг (перен.). 3. Устойчивый. Твердые сроки (перен.). 3. Не подверженные изменениям.

Он показал твердые знания по математике.

Ставить книги – 1. Помещать стоймя, не лежа. Ставить голос (перен.). 5. Приводить в нужное состояние. Ставить памятник – 6. Сооружать, устанавливать.

Поставьте эти книги на полку, пожалуйста!

Навести красоту (разг.). 3. Придать какой-н. вид. Навести порядок – 4. Устроить, сделать. Навести справку – фразеологизм (офиц.) – дать запрос, потребовать сведения о ком-чем-либо.

Я навел порядок на рабочем столе.

Брать (в качестве примера) (перен.) – следовать кому-л., чему-л. Брать хитростью – 7. Добиваться своей цели. Брать верх – фразеологизм: подчинять себе, главенствовать над кем-либо. – переносные значения выражений.

В спорах всегда берет верх Петя.



ЗАДАНИЕ № 16

Устранить лексические повторы в предложениях:

1. Всех потрясло зрелище пожара, свидетелями которого были мы.

2. Коллектив нашей школы-гимназии долго готовился к этому шагу. Ведь поменялась не только вывеска, но и содержание, и форма обучения, и состав сотрудников. Для работы в учебном заведении такого типа нужен более высокий уровень знаний. Поэтому 50% преподавателей прошли в минувшем году различные курсы при вузах. Последний год мы тесно сотрудничаем с Бауманским университетом.

ЗАДАНИЕ № 17

Указать в каждом синонимическом ряду то слово, которое синонимом не является:

Воинственный

Вместительный

Незначительный

Неприятность

Перебранка

Состязание

Приказывать

Хранить

Спорить

 

ЗАДАНИЕ № 18

Исправить предложения, заменив некоторые повторяющиеся слова и выражения синонимами:

1. Лодочник быстро работал веслами и СКОРО достиг противоположного берега.

2. ПАССАЖИРСКИЙ поезд с невероятной скоростью промчался мимо станции.

3. Я расскажу вам случай, который ПРИКЛЮЧИЛСЯ в одной деревне.

4. Петрову считали активисткой: она принимала самое ДЕЙСТВЕННОЕ участие в общественной работе.

5. Шел крупный снег, из которого так хорошо лепить снежки. Было не очень холодно. УЧЕНИКИ ВОЗВРАЩАЛИСЬ из школы. Они увидели поезд, который ПРИБЛИЖАЛСЯ к станции.

ЗАДАНИЕ № 19

Подобрать антонимы к следующим словам:

Бодрствовать – спать Дерзкий – почтительный

Волновать – успокаивать Много – мало

Крутой – пологий   Всегда – никогда

Любить – ненавидеть Небрежно – аккуратно

Разрушать – созидать Внутри – снаружи

Ругать – хвалить Просторный – тесный

Слава – позор Острый – тупой

Трусость – смелость Раньше – позже

Радость – грусть Молчаливый – говорливый, разго-

Награда – порицание ворчивый

ЗАДАНИЕ № 20

Указать фразеологические единицы, их значение и тип. Переписать, вставляя пропущенные буквы:

Авгиевы конюшни – 1. книжн. Очень загрязненное место, запущенное

Помещение.

2. Крайний беспорядок в делах.

Аредовы веки - обст. устар. Очень долго жить.

Ахиллесова пята - книжн. Уязвимое место, слабая сторона.

Адамовы дети - книжн. Имеются в виду все люди- грешники (по В.Да-

лю).

Бабье лето - 1. Теплые дни ранней осени.

Каменная баба - Древнее каменное изваяние в виде человеческой фи-

гуры (фразеологизм).

Геркулесовы столпы – книжн. Высшая степень чего-либо.

Как сидорову козу (сечь) – т.е. сильно.

1. Стоило бы только увеличить состав прокурорского надзора, чтобы очистить АВГИЕВЫ КОНЮШНИ.

2. Жил-был пескарь. И отец и мать у него были умные: помаленьку да потихоньку АРЕДОВЫ ВЕКИ в реке прожили.

3. Но увы! У него была АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, и он имел слабости. Кто же из АДАМОВЫХ ДЕТЕЙ не имеет их?

4. Деревья были словно из золота на темно-синем небе, так бывает в хрустальные дни БАБЬЕГО ЛЕТА.

5. Попадается на пути молчаливый старик курган или КАМЕННАЯ БАБА, поставленная бог ведает кем и когда.

6. То число, в котором он (Обломов) выслушал последнюю лекцию, было ГЕРКУЛЕСОВЫМИ СТОЛПАМИ его учености.

7. «Я буду тебе табак тереть, - продолжал писать Ванька, - богу молиться, а если что, то секи меня КАК СИДОРОВУ КОЗУ».

ЗАДАНИЕ № 21

Вставить, где нужно, пропущенные буквы: мотивировать выбор формы числа имен существительных:

1. Нужно воспитывать в детях правильнОЕ отношениЕ к явлениям окружающей нас жизни. – Вин. пад. сущ. 2 скл. ср.р.

2. В реках и озерах нашей страны водИтся разнАЯ рыба. – употребление сущ. в форме обобщения, т.е. много видов, при нем глагол ед.ч.

3. В речИ ораторов можно отметить широкое использование изобразительных средств языка. – Пр.пад. сущ. 3 скл. ж.р. ед.ч.

4. В этом году собран большой урожай черешЕН, вишЕН, абрикосОВ. – форма некоторых видов сущ. мн.ч. в Род.пад.

5. Наша область может дать еще больше, чем до сих пор, местнОГО углЯ, торфА, сланцЕВ. – Род.п. сущ. ед. и мн. ч. в обобщенной форме.

6. НавыкИ хорошего стрелка вырабатываЮТся постепенно. – согласование существительного во мн. ч. С глаголом наст. вр. во мн. числе.

7. ПлощадИ этих двух маленьких участков в сумме равнЫ площади соседнего большого участка. – сущ. во мн. числе.

ЗАДАНИЕ № 22

Дописать окончания, объяснить выбор формы:

1. Не хватило духУ – сил, решимости (разг.форма).

2. в «Вишневом садЕ» - название драматического произведения.

3. авторЫ, корректорЫ, редакторЫ – им.п. мн.ч. – норма.

4. не выдумывает порохА – разг.фразеологизм: о недалеком человеке.

5. отказалАсь (газета) – сущ. ж.р. 1 скл.

6. по широкОЙ просекЕ – сущ. ж.р. 1 скл. Д.п.

7. ни слухУ ни духУ - разг.фразеологизм – никаких известий.

8. ВенерУ и Марс – форма вин.п. сущ. 1 и 2 скл.

 

ЗАДАНИЕ № 23

Переписать, вставляя пропущенные буквы и подчеркнуть их:

Жито, жимолость, шимпанзе, ширма, чадра, щавель, железо, шест, чугун, щуриться, получить сильный ожог, ожег лицо, шелковый платок, желтый одуванчик, дача, укрытая плющом, с зажженной свечой, плечом к плечу, крючок для рыбной ловли, ежовые рукавицы, сторожевой пост, идти дальше, на улице свежо, выкорчевать пни, поцеловать мать, целебный напиток, цыпленок, цистерна с бензином, тщательно целиться, безъязыкий, изъявление, неотъемлемый, четырехэтажный, двухъярусный, настежь_ , взыграть, безысходный, подыскать, безыдейный.

ЗАДАНИЕ № 24

Переписать, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить их постановку:

1. Ван Гог считал делом художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. – запятая при однородных членах предложения, перечисление.

2. Краков – город художников и художнической молодежи с неизбежным для нее увлечением новаторством. – Подлежащее и сказуемое выражены существительными в Им.падеже, ставится тире.

3. Орган – лучший из духовых инструментов. - Подлежащее – сущ. в Им.п., а сказуемое – превосходная степень, ставится тире.

4. Может быть, взгляд в спину уходящего навсегда человека – самое страшное, что приходится переживать. – Запятая при вводном слове, подлежащее выражено сущ. в Им.п., а сказуемое – превосходная степень, ставится тире.

5. Сидеть на висящей над Темзой террасе таверны – одно из интереснейших занятий в мире. – Подлежащее выражено глаголом в н.ф., а сказуемое – превосходной степенью, ставится тире.

6. Казимеж не город, а средневековая игрушка. – Тире не ставится, так как перед сказуемым стоит отрицательная частица НЕ.

7. Скитаться по берегам Англии – занятие порой веселое, а порой и грустное. – Подлежащее выражено сущ. в Им.п, а сказуемое (составное именное) синтаксически неделимым сочетанием.

8. Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга. – Подлежащее и сказуемое выражены сущ. в Им. п., тире ставится, запятая при вводном слове.

9. Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человеческой культуры. – Подлежащее и сказуемое выражены сущ. в Им. п., тире ставится, запятая при однородных частях сказуемого.

 

ЗАДАНИЕ № 24

Переписать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания, особенно обращая внимание на постановку тире между подлежащим и сказуемым:

Самое дорогое в жизни – быть всегда бойцом, а не плестись в обозе третьего разряда. – Подлежащее – превосходная степень, сказуемое – глаголы в неопр. форме, ставится тире, запятая при однородных частях сказуемого.

Мужество воспитывается из дня в день в упорном сопротивлении трудностям. – Простое повествовательное предложение.

Память ученого без поэтической фантазии – это котомка нищего, набитая кусками фактов. – Подлежащее и сказуемое выражены сущ. в Им.п., ставится тире, запятая при обособлении причастного оборота.

Вот уже более ста лет стихи Пушкина включаются в хрестоматии.

Многие факты из бессмертной комедии «Горе от ума» вошли в пословицы.

Достоевский протестует против несправедливости и насилия, с болью говорит о страдании и унижении «маленького человека».- Запятая при однородных сказуемых, отсутствие запятой при одиночном соединительном союзе И.

Искренность в отношениях, правда в общении – вот дружба. – Запятая при однородных подлежащих, тире между подлежащим и сказуемым, выраженных сущ. в Им.п.

Описание водного бассейна, позволяющее точно вести корабль, называется лоцией. – Запятая при обособлении причастного оборота.

Наталье Михайловне пришло письмо от сына, летчика полярной авиации. – обособление уточняющего приложения.

 

ЗАДАНИЕ № 25

Переписать, вставляя пропущенные буквы, обозначить окончания выделенных слов, указать значение каждого выделенного слова:

1. Во внутреннЕМ дворике дома был сад. В этом маленькОМ саду он прогуливался каждый вечер. Он любовался тихИМИ листьями, опавшИМИ к его ногам, а над сумеречнЫМИ крышами домов замирали звуки далекОГО голоса. – ОБРАЗНЫЕ значения прилагательных и причастия.

2. ПридирчивЫМ взглядом оценив свой труд, художник закрыл этюдник. – ОБРАЗНОЕ значение прилагательного.

3. Третьяковская галерея является величайшИМ собранием произведений русского искусства. – ОБРАЗНОЕ значение.

4. Стены сказочнОГО терема украшены белыми кружевами каменнОГО орнамента. – ОБРАЗНОЕ значение.

 

ЗАДАНИЕ № 26

Переписать, вставляя пропущенные буквы. Графически объяснить написание существительных с Н и НН:

Существ/енн\ость пустын/ник\ом конопля/ник\и

Корен/н\ую единомышлен/ник\ов ремеслен/ник\и

Разочарова/нн\ость преда/нн\ость              огород/ник\и

Привяза/нн\ость самоотверж/ени\е             молоч/ниц\ы

Ольша/ник\а неизмен/н\ое                           увер/енн\ый

Привяза/нн\ости довер/енн\ости        повер/енн\ые

Доща/ник\ племян/ниц\а                     кинохрон/ик\у

Определ/енн\ыми склон/н\остями

 

ЗАДАНИЕ № 27

Переписать предложения, записав числительные словами:

1. Государственная казна пополнилась еще шестью миллионами семьюстами восьмьюдесятью восьмью тысячами рублей.

2. Стипендии были выплачены тысяче пятистам пятидесяти двум студентам.

3. Наши охотники за один сезон уничтожили пятьдесят четыре волка.

4. Учитель проэкзаменовал двадцать два ученика.

5. Мне пришлось пожертвовать еще шестнадцать долларов (на что-либо) или шестнадцатью долларами (ради чего-либо).

 

ЗАДАНИЕ № 28

Исправить ошибки, вызванные наличием лишнего слова:

1. Рождество я отмечал на даче у коллеги.

2. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их.

3. Деепричастный оборот всегда обособляется.

4. Особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

5. Дайте сообщение в газету о вакансиях.

6. Замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна!

 

ЗАДАНИЕ № 29

Переписать предложения, устранив двусмысленность и нелепость, связанные с неправильным употреблением личных местоимений:

1. В комнате, возле печки, которая была жарко натоплена, стояла девушка.

2. Отец умер, когда мне было 9 лет.

3. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и стояла так, пока гроза не кончилась.

4. За дорогой на вершине холма – хвойный лес, а на склонах холма раскинулись луга.

5. Эту селедку, припахивающую от жары, дала мне продавщица Люба.

ЗАДАНИЕ № 30

Найти и исправить ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов:

1. СВЕРНУВШИСЬ клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, С ХОРОШИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ.

3. Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен РАСШИРЯТЬ свой кругозор.

4. Успехами мы не БЛИСТАЕМ.

5. Задача, поставленная нами, ВЫПОЛНЕНА.

 

ЗАДАНИЕ № 31

Выписать из стихотворений примеры тропов: простой эпитет, сложный обособленный эпитет, метафора, олицетворение, синекдоха, эвфемизм, гипербола, литота, метонимия, аллегория, градация, оксюморон, перифраз:

1.Простой эпитет:

На небесах ПЕЧАЛЬНАЯ луна

Встречается с ВЕСЕЛОЮ зарею… (А.С.Пушкин)

2. Сложный обособленный эпитет:

ЖЕСТОКОЙ СТРАСТЬЮ УЯЗВЛЕННЫЙ,

ДОСАДОЙ, ЗЛОБОЙ ОМРАЧЕННЫЙ,

Колдун решился наконец

Поймать Людмилу непременно… (А.С.Пушкин)

3. Метафора: Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года… (А.С.Пушкин)

4.Олицетворение: Нас осень спрятала под зонт от глаз дождя…

                                                              (Н.Г.Бякова)

5. Синекдоха: Но старость ходит осторожно

И подозрительно глядит… (А.С.Пушкин)

6. Эвфемизм: Их и сегодня много ходит

Всяческих охотников до наших жен… (В.В.Маяковский)

7. Гипербола: Я подыму, как большевистский партбилет,

Все сто томов

Моих

 Партийных книжек…(В.В.Маяковский)

8.Литота: Море съежилось в морщинки… (Н.Г.Бякова)

9. Метонимия: Все флаги будут в гости к нам… (А.С.Пушкин)

10.Аллегория: Таким же образом, видал я иногда

Иные господа, запутавши дела, их поправляют,

Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют

                                                    (И.А.Крылов)

11.Градация: Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой… (А.С.Пушкин)

12.Оксюморон: В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,

СВЕТИЛА нам только зловещая ТЬМА…(А.Ахматова)

13.Перифраза: Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис…

(О Евгении Онегине) (А.С.Пушкин)

 

ЗАДАНИЕ № 32

Раскрыть скобки, определить род имен существительных:

1. У стены стоит чернЫЙ рояль. – м.р.

2. Для прослойки торта можно использовать яблочнОЕ повидло. – ср.р.

3. В зале сидит компетентнОЕ жюри. - ср.р.

4. Я долго греб веслами, отчего на руке вздулась огромнАЯ мозоль.- ж.р.

5. На озере плавает чернЫЙ лебедь. – м.р.

ЗАДАНИЕ № 33

Переписать, раскрывая скобки:

1. Я не нашла в магазине ни апельсинов, ни мандарин, ни баклажанов, зато купила два килограмма помидоров и один килограмм яблок.

2. Отец привез из Самарканда несколько дынь.

3. В дальний поход по северным землям мы взяли две пары резиновых сапог, несколько пар шерстяных чулок и носков.

4. На Черном море много песчаных побережий.

5. В саду много яблонь, вишен, смородины.

ЗАДАНИЕ № 34

Выбрать один из данных в скобках паронимов:

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил АБОНЕМЕНТ.

2. Любой ПРОСТУПОК заслуживает осуждения.

3. Все вокруг привлекательно: и БЛИЖНИЕ, и ДАЛЬНИЕ холмы.

4. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то ВИНОВАТЫМ видом.

5. СОСЕДСКИЙ кот важно прошел на кухню.

 

ЗАДАНИЕ № 35

Подобрать к данным словам как можно больше синонимов и записать их:

Сражение – бой, битва, сеча (стар.), бойня (разг.), баталия, брань, побоище (устар.), столкновение, схватка, стычка, пролитие крови.

Думать - мыслить, размышлять, помышлять (устар.), раздумывать, полагать, считать, предаваться размышлениям, мозговать, обмозговывать, соображать, кумекать, шевелить мозгами.

Добрый – добродушный, благодушный, отзывчивый, сердечный, хороший (во 2 знач.),добросердечный, мягкосердечный, милостивый (устар.), кроткий, отзывчивый,человечный, гуманный, душевный, золотое сердце (у кого-то).

Болеть – хворать, прибаливать (разг.), недомогать, прихварывать, быть больным, страдать, недужить, быть прикованным к постели, занемочь (устар.), припадать здоровьем (разг.), страдать (чем-то), лежать пластом, находиться между жизнью и смертью.



ЗАДАНИЕ № 37

Дата: 2019-05-29, просмотров: 169.