Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. закрепил принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения и полномочия органов Федерации можно условно разделить на несколько групп:
1. Вопросы государственного строительства:
принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением;
федеративное устройство и территория Федерации;
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;
федеральная государственная служба;
2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:
федеральная государственная собственность и управление ею;
установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации;
установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;
федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе
3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности:
внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;
внешнеэкономические отношения РФ;
4. Вопросы обороны и охраны границы:
оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ
5. Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:
судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
федеральное коллизионное право
6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и другие:
метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет
7. Государственные награды и почетные звания РФ.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.