Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В составе Российском Федерации и в качестве её субъектов в настоящее время находится 21 республика. Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и по другим показателям. Однако эти различия оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации ни на объем их полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.

Республика в составе Российской Федерации – это демократическое правовое государство, созданное в рамках России. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Следовательно, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и её субъектами – республиками в её составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от её народа, реализовавшего свое право на самоопределение форме государства в составе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики. Территория республики не может быть изменена без её согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах её компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве её составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон. Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, заданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт республики.

Законодательные (представительные) органы республик пользуются правом законодательной инициативы и могут вносить законопроекты в Государственную Думу (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ). Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик. В случае нарушения федеральными властями прерогатив республики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.

Республики в составе России самостоятельно определяют систему их органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики. Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган; главу исполнительной власти или главу республики; свое правительство; верховный суд и высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, её недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 68) республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственно власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком – государственным языком Российской Федерации. В местностях компактного проживания национальных групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образовании, наряду с государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.

Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договори и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законом Российской Федерации, Федеративному договору.

Конституционно-правовым статусом республик является их право на государственную символику, включающую государственный герб, государственный флаг, государственный гимн, а также право иметь столицу.

Республики в составе Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке изменять, свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен и без её согласия. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66) статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и её субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Особую область совместного ведения РФ и её субъектов составляют внешние сношения, где общей заботой Российской Федерации и её субъектов является координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Конституция РФ предусматривает (ч. 2 ст. 76), что по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В России действует Положение о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектом РФ и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 12 марта 1996 г.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 148.