В связи с разнообразием причин заболевания существует целый ряд концепций, описывающих предполагаемые механизмы его развития.
Сторонники генетической концепции предполагают наличие врождённой неполноценности функциональных систем мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль.
Кроме генетической выделяют также нейропсихологическую теорию. У детей с синдромом отмечают отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Нарушение этих "исполнительных" функций, отвечающих за организацию деятельности, может приводить к развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Существует еще множество гипотез, описывающих механизмы ММД, но окончательного ответа на вопрос о патогенезе заболевания пока не найдено.
Используемая литература
1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок. М.: Издательство института психотерапии, 2003.
2. Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Просвещение, 1982.
3. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. М.: Наука, 1983.
4. Заваденнко Н. Н., Петрухин А. С., Соловьёв О. И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. Церебролизин в лечении минимальных мозговых дисфункций. М.: ЭБЕВЕ, 1997.
5. Корнев А. Н. О влиянии фактора половой принадлежности на распространённость и клинические симптомы резидуально-органических поражений мозга у детей //Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии / Под редакцией Д. Н. Исаева. М., 1986.
6. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Рос. пед. агентство, 1997.
7. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. М.: НИИ семьи, 1997.
8. Крыжановский Г. Н. Общая патофизиология нервной системы. М.: Медицина, 1997.
9. Кучма В. Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). М.: Олег и Павел, 1994.
10. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространённость, факторы риска и профилактика. М.: РАРОГЬ, 1997.
11. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Просвещение, 1973.
12. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики "Лурия-90". М.: Знание, 1991.
13. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986.
14. Трошин В. М., Радаев А. М., Халецкая О. В., Радаева Г. М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1994. № 2.
15. Фарбер Д. А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающего мозга // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 5.
16. Халецкая О. В., Трошин В. М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. Кормакова. 1998. Т. 98, № 9.
17. Халецкая О. В., Трошин В. М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995.
18. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М.: Знание, 1998.
19. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб: ИМАТОН, 1997.
Приложение 1
Анкета для родителей
Появились ли у ребёнка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответ "Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов).
№ | Признаки | Баллы |
1. | Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости). | |
2. | С трудом остаётся на стуле при выполнении каких-либо заданий. | |
3. | Легко отвлекается на посторонние стимулы. | |
4. | С трудом ожидает очереди для вступления в игру. | |
5. | Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос будет окончен. | |
6. | С трудом исполняет инструкции других. | |
7. | С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях. | |
8. | Часто переключается с одного незаконченного дела на другое. | |
9. | Во время игр беспокоен. | |
10. | Часто чрезмерно разговорчив. | |
11. | В разговоре часто прерывает, навязывает своё мнение, в детских играх часто является "мишенью". | |
12. | Часто кажется, что не слышит, что сказано ему (ей). | |
13. | Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и другое). | |
14. | Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "без оглядки"). | |
Общее число баллов. |
Если общее число баллов 8 и более, Вам необходимо показать ребёнка специалисту.
Приложение 2
Анкета для педагога
В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребёнка?
Проставьте соответствующие цифры: 0 – отсутствие признака, 1 – присутствие в незначительно степени, 2 – присутствие в выраженной степени.
№ | Признаки | Баллы |
1. | Беспокоен, извивается, как уж. | |
2. | Беспокоен, не может оставаться на одном месте. | |
3. | Требования ребёнка должны выполняться немедленно. | |
4. | Задевает, беспокоит других детей. | |
5. | Возбудимый, импульсивный. | |
6. | Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени. | |
7. | Не заканчивает работу, которую начинает. | |
8. | Поведение ребёнка требует повышенного внимания. | |
9. | Не старателен в учёбе. | |
10. | Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив). | |
Общее число баллов. |
Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, Вам необходимо показать ребёнка специалисту.
Приложение 3
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определённый отрезок времени дайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
Приложение 4
Рекомендации родителям гиперактивных детей
1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
3. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".
4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних заданий, учёба в школе, выполнение домашних заданий.
6. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или поездкой).
7. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
8. Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
9. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
10. Вызывающее поведение вашего ребёнка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
11. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
12. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.
13. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2–3 основным.
14. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
15. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
16. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
17. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт ещё к большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
19. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.
20. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.
21. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то "докой". Задача родителей – найти те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе. Они будут "полигоном" для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребёнок особой радости от этих занятий не испытывает.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 189.