Тема: Минимальная мозговая дисфункция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контрольная работа

по курсу: "Невропатология"

Тема: Минимальная мозговая дисфункция

 

Выполнила:

студентка II курса

заочного отделения

Евстафьева Анастасия Владимировна

 

 

Санкт-Петербург

2005 год


ГЛАВА 1. История изучения заболевания

ГЛАВА 2. Возникновение и клинические признаки

1. Начало заболевания

2. Клинические признаки заболевания

ГЛАВА 3. Распространённость, динамика и прогноз СДВГ

1. Распространённость заболевания

2. Мальчики и девочки

3. Возрастная динамика

4. Прогноз заболевания

ГЛАВА 4. Диагностика заболевания

1.   Диагностические критерии. Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

2. Медицинское обследование

3. Психологическое обследование

ГЛАВА 5. Причины и механизмы заболевания

1. О возможных причинах минимальной мозговой дисфункции

2. Механизмы развития заболевания

Используемая литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4




ГЛАВА 2. Возникновение и клинические признаки

 

Начало заболевания

 

Возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей. 3 года – начало активного развития внимания, памяти и речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет – критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию этого заболевания. Ранняя терапия в детском возрасте позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка, но будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте.

 

ГЛАВА 3. Распространённость, динамика и прогноз СДВГ

 

Распространённость заболевания

 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей встречается довольно часто. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира.

Широкий диапазон (от 1% до 20%) обусловлен, прежде всего, отсутствием единых диагностических критериев и методов оценки симптомов заболевания.

В нашей стране распространённость этого заболевания стала изучаться с начала 90х годов. В результате были получены следующие данные: среди детей 5–7 лет (старшая и подготовительная группа детских садов), распространённость синдрома составила 20%.

Мальчики и девочки

 

Все исследования подчёркивают более высокую распространённость заболевания среди мальчиков по сравнению с девочками.

Преобладание мальчиков – это не только следствие субъективного мнения респондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителя чаще всего именно в мальчиках видят нарушителей порядка. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.

Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения поведения появляются с 3-4 лет, что часто заставляет родителей обращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу.

Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще проявляется в виде нарушений внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрыто и потому не выявляются при одно-двукратном наблюдении, соответственно не лечатся и имеют более неблагоприятный прогноз. В гораздо большей степени по сравнению с мальчиками у них выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.

Возрастная динамика

 

Максимальное проявление симптомов заболевания приходится на возраст 7–12 лет, как у мальчиков, так и у девочек. Похожие данные были получены авторами в ходе исследования распространённости синдрома дефицита внимания.

У детей с этой патологией прослеживалось достоверное снижение симптомов заболевания с 1го по 11й классы. Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент с синдромом отмечается в 5–10 лет, что отличается от возраста 11–12 лет. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения.

Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5–7 и 9–10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

В 6–7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитию дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребёнка врачом.

Всплеск симптомов заболевания в 12-15 лет в группе риска, а в группе с синдромом в 14 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональным "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учёбе. "Трудный" подросток может решиться на расставание со школой.

К концу периода созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется. Нарушения внимания – основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания.

Прогноз заболевания

 

Прогноз заболевания зависит от выраженности симптомов, своевременной постановки диагноза и проведения соответствующего лечения. При условии раннего терапевтического воздействия прогноз для этих детей благоприятный. Однако они нуждаются в постоянном наблюдении вплоть до окончания школы.

Специалисты отмечают вариабельность течения синдрома: нарушения могут продолжаться во время подросткового периода и во взрослой жизни. Чрезмерная активность обычно является первым симптомом, с которого начинается ремиссии – облегчение течения болезни. Пик проявления двигательной расторможенности приходится на 6-7 лет, с обратным развитием к 14-15 годам, импульсивность снижается к окончанию школы, дефицит внимания, как правило, остаётся в той или иной степени в течение всей жизни. Ремиссии обычно не наблюдается в возрасте моложе 12 лет.

Отмечается, что от 25 до 50% гиперактивных детей "перерастают" этот синдром. Однако у 6-8% больных расстройства приводят к задержке психического развития, а в более старшем возрасте способствуют возникновению серьёзных психопатологических расстройств и асоциальных состояний.

У остальных симптомы различной степени тяжести продолжают оставаться и приводят к проблемам в повседневной жизни. Таких людей часто сопровождает чувство "нетерпеливости и неугомонности", импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки в течение всей жизни. Они неорганизованны и плохо контролируют свою деятельность.

В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам. Для них в большей степени, чем для здоровых сверстников, характерна склонность к правонарушениям.

В связи с этим данная патология представляет также серьёзную социальную проблему. Своевременная диагностика и лечение симптомов этого синдрома за рубежом служат превентивной мерой для снижения детской и подростковой преступности.

При снижении симптомов заболевания характерной чертой для этих людей остаётся пониженная способность к обучению и неспособность выполнять скучную, монотонную деятельность, не дающую выхода их активности.

Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании и в целом для обеспечения нормальной и полноценной жизни детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью необходимо уметь своевременно выявлять (до поступления ребёнка в школу) и правильно диагностировать это состояние.



Диагностические критерии

 

В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны, при его диагностике используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией. Согласно этому руководству, диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность.

 

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Измерение Признак
I. Нарушение внимания 1. Ребёнок не может сосредоточится, делает много ошибок из-за невнимательности. 2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. Не может до конца закончит поставленную задачу. 5. Слушает, но кажется, что не слышит. 6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7. Плохо организован. 8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9. Забывчив.
II. Гиперактивность/ импульсивность Гиперактивность: 1. Ребёнок суетлив. 2. Не способен усидеть на одном месте. 3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своём месте). 4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Всегда нацелен на движение. 6. Болтлив. Импульсивность: 7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже недослушав вопрос. 8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристаёт) к окружающим.

 

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении.

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:

· появляться до 8 лет;

· наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка (в школе и дома);

· не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно-психических расстройств;

· должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится медико-психологическое обследование.

 

Медицинское обследование

 

Дети с признаками синдрома проходят общее обследование, в ходе которого врач проводит оценку состояния ребёнка, наличия отклонений в развитии, нарушений восприятия и речи, а также слуха и зрения. При наличии серьёзных отклонений у ребёнка и трудностях в постановке диагноза проводится специальное неврологическое обследование.

Постановка диагноза включает несколько моментов. Во-первых, врач подробно беседует с матерью ребёнка. Его интересует информация о том, как протекали беременность, роды, были ли нарушения, как в дальнейшем развивался ребёнок. Также очень важны сведения о развитии речи, особенностях темперамента, активности в течение дня, характере сна, поведенческих проблемах, взаимоотношениях с друзьями. Обращается внимание на наличие соматических нарушений и заболеваний, в частности, извращённого аппетита, ночного недержания мочи, энкопреза (недержание кала). Не менее важна информация о психосоциальном окружении ребёнка в семье: о состоянии взаимоотношений между родителями, об их отношении к ребёнку, наличии вредных привычек (алкоголизм, наркомания) у членов семьи, психических заболеваниях. Необходимо также иметь сведения о материальном положении семьи. Во-вторых, так как однократное наблюдение за ребёнком в поликлинике не всегда даёт врачу возможность для правильной постановки диагноза, используется специальный вопросник для родителей и педагогов (приложения 1 и 2), а также проводится подробное психологическое обследование.

 

Приложение 1

 

Анкета для родителей

 

Появились ли у ребёнка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответ "Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов).

 

Признаки Баллы
1. Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).  
2. С трудом остаётся на стуле при выполнении каких-либо заданий.  
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.  
4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.  
5. Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос будет окончен.  
6. С трудом исполняет инструкции других.  
7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.  
8. Часто переключается с одного незаконченного дела на другое.  
9. Во время игр беспокоен.  
10. Часто чрезмерно разговорчив.  
11. В разговоре часто прерывает, навязывает своё мнение, в детских играх часто является "мишенью".  
12. Часто кажется, что не слышит, что сказано ему (ей).  
13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и другое).  
14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "без оглядки").  
  Общее число баллов.  

 

Если общее число баллов 8 и более, Вам необходимо показать ребёнка специалисту.

 



Приложение 2

 

Анкета для педагога

 

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребёнка?

Проставьте соответствующие цифры: 0 – отсутствие признака, 1 – присутствие в незначительно степени, 2 – присутствие в выраженной степени.

 

Признаки Баллы
1. Беспокоен, извивается, как уж.  
2. Беспокоен, не может оставаться на одном месте.  
3. Требования ребёнка должны выполняться немедленно.  
4. Задевает, беспокоит других детей.  
5. Возбудимый, импульсивный.  
6. Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.  
7. Не заканчивает работу, которую начинает.  
8. Поведение ребёнка требует повышенного внимания.  
9. Не старателен в учёбе.  
10. Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив).  
  Общее число баллов.  

 

Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, Вам необходимо показать ребёнка специалисту.



Приложение 3

 

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

 

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. На определённый отрезок времени дайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику.

9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.



Приложение 4

 

Рекомендации родителям гиперактивных детей

 

1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

3. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних заданий, учёба в школе, выполнение домашних заданий.

6. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или поездкой).

7. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

8. Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

9. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

10. Вызывающее поведение вашего ребёнка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

11. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

12. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.

13. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2–3 основным.

14. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

15. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

16. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

17. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт ещё к большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

19. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.

20. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.

21. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то "докой". Задача родителей – найти те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе. Они будут "полигоном" для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребёнок особой радости от этих занятий не испытывает.

Контрольная работа

по курсу: "Невропатология"

Тема: Минимальная мозговая дисфункция

 

Выполнила:

студентка II курса

заочного отделения

Евстафьева Анастасия Владимировна

 

 

Санкт-Петербург

2005 год


ГЛАВА 1. История изучения заболевания

ГЛАВА 2. Возникновение и клинические признаки

1. Начало заболевания

2. Клинические признаки заболевания

ГЛАВА 3. Распространённость, динамика и прогноз СДВГ

1. Распространённость заболевания

2. Мальчики и девочки

3. Возрастная динамика

4. Прогноз заболевания

ГЛАВА 4. Диагностика заболевания

1.   Диагностические критерии. Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

2. Медицинское обследование

3. Психологическое обследование

ГЛАВА 5. Причины и механизмы заболевания

1. О возможных причинах минимальной мозговой дисфункции

2. Механизмы развития заболевания

Используемая литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4




Дата: 2019-05-29, просмотров: 146.