Народный танец как предмет обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Народный танец один из древнейших видов народного искусства… складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой», - И.А.Моисеев.

Народный танец, как предмет обучения, является одной из профилирующих дисциплин специального цикла в учебных заведениях культуры и искусства.

Если классический танец в XIX веке сложился в определённую систему и стал на долгие годы единственным законодателем в балетном театре, то характерный танец, законно являясь важным компонентом произведения, долго не мог стать самостоятельным видом сценического танца. Говорить же о возникновении школы характерного танца можно было лишь в смысле творчества отдельных актёров исполнителей. Именно они, передавая характерный танец как эстафету, из рук в руки, продолжали исполнительские традиции. Имена исполнителей характерного танца были связаны с лучшими балетами на национальную тему, с именами создателей балетмейстеров. «Первый в России мазурист» Ф.И. Кшесинский (1823 – 1905) стал первым преподавателем характерного танца в Петербургской балетной школе. На уроках Кшесинского ученики в основном разучивали польские танцы: мазурку и краковяк. По отзывам и воспоминаниям его учеников, польский учитель вырабатывал у них не только правильное выполнение движений, но и добивался «шика» и «огня» в манере исполнения.

Первые опыты преподавания сводились к показу отдельных танцев из театрального репертуара. Отдельно разученные pas складывались в танцевальные формы, которые ученики исполняли с большим наслаждением. Это была своего рода подготовка будущих артистов к театральной практике.

Первым о создании специального характерного класса задумался А. Ф. Бекефи (1843 – 1925), работавший вначале на московской, а затем на петербургской сцене. На собственном исполнительском опыте он убедился в необходимости выполнения элементарных упражнений, которые готовили бы артиста к выступлению. Такие тренировочные упражнения складывались из танцевальных pas, входивших в танец, которые затем членились на элементарные части. Техническая усложнённость характерного танца побуждала к поиску новых приёмов, обогащающих подготовку исполнителей. Бекефи, опираясь на систему классического танца, выбрал ряд упражнений, которые на его взгляд, были наиболее близки к исполнению к исполнению движений характерного танца. Близость характерного танца того времени, к классическому, оправдывала такой подход к созданию первой формы характерного экзерсиса на основе урока классического танца. Начинание подхватил А. Ширяев (1867 – 1941), который, обладая знаниями «школы» в полном объёме, разработал идеи Бекефи и создал схему урока характерного танца, объединяющего два раздела:

Упражнения у палки (по схеме классического экзерсиса);

Упражнения на середине (разучивание отдельных pas из балетного репертуара).

Идеи А. Ширяева в преподавании продолжил его ученик А. Монахов (188 – 1945). Талантливый исполнитель характерного репертуара, Монахов обладал яркой индивидуальностью и безупречно владел виртуозной техникой. Особенно ему удавались «мелкие» движения, исполняемые в быстром темпе. Техническая отделка каждого движения, стремление к чистоте выполнения танцевальных pas, умение самостоятельно совершенствовать мастерство – все эти качества проявились в педагогике Монахова. Он начал преподавать в Ленинградской, а позже долгие годы вёл характерный класс в Московской балетной школе. Накопленный опыт было необходимо творчески осмыслить и теоретически разработать. Существующая система преподавания характерного танца нуждалась в чёткой методической программе, обобщающей опыт практиков - балетмейстеров и педагогов. Так в результате педагогической практики Ширяева, Монахова, Лопухова, Бочарова родился первый учебник – «Основы характерного танца» (1938 – 1939). Проверенная опытом система стала для балетных школ страны руководством преподавания этого предмета на долгие годы.

4.6. Особенности построения урока народного танца.

Начинать изучение народного танца нужно после того, учащиеся освоили основы классики. В хореографических училищах изучение характерного танца начинается на четвёртом, пятом году изучения классического танца. «Начинать изучение народного танца одновременно с классическим танцем допустимо, как исключение, только для взрослых. Для учащихся же 9 – 10 летнего возраста вводить класс характерного танца с первого года нельзя. В некоторых частях характерный танец, так сказать, противопоказан классическому, следствием раннего начала занятий будет плохое усвоение как того, так и другого». Несколько слов по поводу одной кажущейся «мелочи» – обуви учащихся. Очень часто они носят на уроке народного танца мягкую балетную обувь или джазовки, обувь без каблуков. Каблучная обувь нужна с первого дня обучения и при этом вначале даже больше, чем в последующем. Отсутствие каблуков даёт учащимся совершенно иное ощущение движения, искажает его рисунок, настолько быстро, что они свыкаются с неправильным исполнением и расценивают его, как должное. Всевозможные выстукивающие движения, пяточные удары и т.д. теряют в мягкой обуви всю свою характерность, рельефность стуков, мазков и «шарканья» ногой по полу и этим дезориентируют учащегося.

В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию любого народного или сценического танца, любого задания балетмейстера.

Урок народного танца, так же как и классического, строится таким образом, чтобы движения чередовались правильно и гармонично, переключая нагрузку с одних групп мышц и связок на другие. Педагогу нужно научиться строить урок, рационально распределяя силовые нагрузки, не утомляя и не перегружая суставно-мышечный аппарат исполнителей (учащихся). Особое внимание нужно обратить на необходимость чередования движений, которые выполняются на согнутых и вытянутых ногах. Урок народного танца должен стать основой совершенствования техники исполнения движений, помочь овладеть стилистикой народной хореографии, умением передать её 7.

национальные особенности и характерную манеру исполнения.

Построение урока народного танца.

Урок народного танца состоит из трех частей:

Упражнения у станка

Движения на середине зала

Разучивание и композиционное построение учебных этюдов на танцевальном материале народных танцев.

Упражнения у станка:

Упражнения у станка развивают специфические для характерного танца технику и силу, а также связки и мышцы недостаточно или совсем не развитые в тренаже классического танца. Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой и полупальцами в пол, движения на присогнутых ногах, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и многие другие упражнения, выражающие многообразие народного характерного танца.

Основные элементы экзерсиса народного танца проучиваются в комбинациях. Комбинация – логическое сочетание одного, двух или трех, но не более элементов, объединённых в определённый музыкальный отрезок и имеющее чётко поставленную точку. Комбинации экзерсиса у станка в народном танце имеют три степени сложности:

Простые комбинации (учебные) – комбинации, в которые включаются основные программные элементы экзерсиса народного танца. Комбинация строится по основным направлениям – вперёд, в сторону, назад или только в сторону.

Ритмически пространственная комбинация – строится на основе одного или нескольких программных элементов проученных ранее. При составлении таких комбинаций используются принципы ритмического разнообразия – синкопа, пауза, ритмический рисунок. Руки, корпус, голова участвуют в простейшей координации.

Танцевальная комбинация – строится на основе программных элементов экзерсиса народного танца и движений национального танца, созвучных данной комбинации. При составлении активно используются ритмические разнообразия, а также работа рук, корпуса и головы. 

Построение всех комбинаций придерживается принципа от простого к сложному. Любая комбинация не должна быть громоздкой, продолжительной во времени: при музыкальном размере 4/4 продолжительность комбинации, не более 8 – 12 тактов, при музыкальном размере 3/4 - 16 – 32 такта, при музыкальном размере 2/4 – не более 32 тактов.

Движения на середине зала

Упражнения на середине зала развивают технику ног, гибкость корпуса, пластичность рук. Несложные комбинации двух трёх движений подготавливают учащегося к овладению формой, и стелем народно-характерного танца и к усложнённым комбинациям, развивающим координацию движений всего тела и выразительность танца. В этой части урока проучиваются основные элементы русского народного танца – ковырялочка, верёвочка, моталочка, дроби, присядки, вращения и т.д., в чистом виде и комбинациях. А также движения и элементы танцев различных национальностей, как подготовительные движения для использования их в этюдной форме.

Этюды. Танцевальные этюды это эпизоды танцевального порядка, извлечённые из лучших балетных постановок или составленные преподавателем из элементов сценических характерных и народных танцев[. Основная идея этюдной работы на протяжении всего курса народного танца основывается на вовлечении учащихся в танец сценического, а не тренировочного порядка. Комбинируя различные танцевальные движения, нужно создавать сценически окрашенные танцевальные эпизоды, включающие в себя и технику танца, и его стиль, и актёрскую танцевальную выразительность. Техника танца, несомненно, должна укрепляться и развиваться, но как самоцель упражнения, она постепенно уступает первое место указанной выше обобщающей идее этюдной работы. Педагог должен проявить своё знание народного танца, умение отбирать материал для этюда и комбинировать их. Всё это можно делать лишь после того, как учащиеся технически освоили основные элементы народного танца. Давая в качестве этюда элементы национального танца, педагог должен вкратце рассказать учащимся о народе, породившем танец, об обычаях этого народа, о костюме, наиболее характерном для этого танца, а также о стилистических особенностях танца, отличающих его от танцев других народов. Можно дополнить свой рассказ иллюстрационным материалом.

Прорабатывать этюд полезнее pas за pas, добиваясь усвоения каждого элемента. Первоначально этюд проходится в замедленном темпе. Сначала показываются и изучаются движения ног, а затем движения рук и корпуса. В старших классах этюдная работа расширяется введением и развитием навыков ансамблевого и парного танца. Когда речь идёт об ансамблевом этюде, нужно объяснять учащимся, что требование единства и сходства танцевальных движений каждого исполнителя есть необходимое условие, определяющее рисунок танца. В этюдах с партнёром главное научить полной согласованности движений и умению выполнять в танце общие или различные актёрские задания. В них воспитывается ощущение партнёра, т.е. умение согласовывать и соразмерять свои движения и задания.

Изучение танцев разных национальностей зависит от выбора педагога, а также от программных требований. Танцы различных народов делятся на определённые группы:

Славянская группа - Россия, Украина, Белоруссия, Польша, Чехия, Словакия.

В Восточной Европе очевидна общность корней в танцах народов Молдавии, Румынии, Югославии, Греции.

Скандинава–немецкая группа - Германия, Австрия, Швеция, Дания, Норвегия, страны Балтии.

Романская группа - Испания, Италия, Франция (эти страны имеют свои развитые и яркие школы народного танца).

Группа танцев народов Востока - Япония, Китай, Корея, Вьетнам.

Группа танцев народов Индии, Непала, Цейлона, Индонезии.

Группа танцев народов Средней Азии и Ближнего Востока (Египет, Сирия, Ирак, Узбекистан, Таджикистан и т.д.).

Тюркская группа.

Группа танцев народов Кавказа и Закавказья.

Танцы стран Латинской Америки.

Танцы народов Африки.

 Музыкальное сопровождение урока народного танца.

Урок народного танца отличается от классического тем, что он строится на основе какого либо национального танца. Поэтому подбор музыкального материала должен быть тщательным и умелым. Если педагог пользуется для этюда только отрывком известного сценического танца, то тогда должна быть сохранена соответствующая музыка. Если этюд на этнографическом, фольклорном материале, то и музыка должна быть фольклорной, а не сочинения композиторов на эти темы.

 

 

4.7. Содержание обучения.

Первый год обучения:

Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, а также развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног. Все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе, в так называемом чистом виде или в простейших комбинациях. В начале изучения движения корпус и руки находятся в статическом положении, упражнения исполняются только ногами. На первом году обучения экзерсису у станка отводится значительная часть времени – до половины урока.

Второй год обучения: основная задача экзерсиса у станка на втором году обучения заключается в закреплении профессиональной основы, заложенной ранее. В работе над каждым движением экзерсиса необходимо добиваться точности и чистоты исполнения, только после этого можно усложнять упражнения координационно и композиционно. На этом этапе обучения идёт освоение более сложных форм ранее проученных движений и новых элементов и упражнений, предназначенных для выработки силы ног, особенно стопы, развития гибкости и пластичности корпуса, координации и танцевальности. Проводится знакомство с особенностями стиля, характера национальностей. В этом классе может проводиться раздельное обучение девочек (вырабатывается пластика корпуса и рук) и мальчиков (изучение присядок и полуприсядок).

Третий год обучения: повторение движений начальных классов, но они технически усложняются за счёт увеличения темпа и координации. Изучение новых движений у станка, 3 года обучения. Освоение более сложных форм ранее изучаемых элементов и изучение новых элементов и упражнений. Выработка силы ног, стопы, развитие гибкости и пластичности корпуса, координации, танцевальности. Усложнение комбинаций, ускорение темпа, введение не сложных pas. Экзерсису уделяется меньше времени, основа это середина. Любой этюд или комбинация должны быть предельно выражены выразительно. На третьем году обучения впервые изучается парный танец, где особое внимание уделяется взаимоотношению партнёров в танце, комбинации и этюды исполняются в основном парно.

Четвёртый год обучения: изучение новых движений у станка. Проучивание методики исполнения новых движений. Проучивание комбинаций с использованием новых движений у станка в определённом характере. Увеличение темпа, изменение ритма для развития координации и танцевальности, а так же техники и силы ног. Большое внимание уделяется координации движений, характеру и выразительности танца. Более сложные этюды и комбинации, за счёт убыстрения и усложнения ритмических рисунков, увеличение комбинаций, тренирующих технику танца.

Пятый год обучения: изучение новых движений у станка. Проучивание методики исполнения новых движений. Проучивание комбинаций с использованием новых движений у станка в определённом характере. Увеличение темпа, изменение ритма для развития координации и танцевальности, а так же техники и силы ног. Развитие навыков самостоятельной работы над исполнительским заданием, самостоятельное создание этюдов. Овладение всеми художественными средствами характерного танца (характер, выразительность, манера и стиль).

При проведении урока необходимо:

Чётко обозначить цели урока, проверять усвоение учебного материала;

Соблюдать логику подачи материала.

Организовать работу всех студентов. Необходимо давать указания, замечания конкретному учащемуся и исправлять их с ним. А если замечание делается всей группе, то необходимо построить группу и проучить, исправить все неточности со всей группой;

Проявить широкую эрудицию и показать свободное изложение материала;

Соблюдать культуру педагогического общения во всех ситуациях и по отношению ко всем студентам;

Во время проведения основной части урока обратите внимание на:

работу с аккомпаниатором. 

при проучивании комбинации необходимо правильно просчитать её, чтобы этот счёт не расходился при исполнении комбинации под музыку;

при проучивании комбинации использовать приём от простого к сложному, отдельное проучивание работы рук и ног и только потом соединение их координационно в одну комбинацию;

педагог при работе на середине зала работает лицом к классу так называемый «зеркальный» показ;

при работе над этюдом, не забывайте уделять внимание особенностям, характеру и манере исполнения той или иной национальности;

При разучивании нового материала (основная характеристика танца, нового движения и т.д.)

сообщите о нём некоторые сведения. Если название не совсем понятно, дайте объяснение к названию (например, краковяк – народный танец польского народа, названный по названию города, в котором он родился; «голубец» - удар одной стопы о другую).

дайте общую характеристику танцу, опишите историю его возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Или, если это касается нового движения, расскажите правила проучивания и исполнения движения.

прослушайте музыку к танцу, определите совместно с учащимися её характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определите строение (части музыкального предложения, фразы).

Приступив к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка танца, используйте различные методы проучивания движений. Выбор метода зависит от сложности его структуры входящих в него элементов. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, но, используя их вместе можно добиться хороших результатов. 

Традиционный метод широко используется при обучении - танцевальные движения, позы, переходы и рисунки танца разучиваются постепенно от простого к сложному.

объясните и покажите движения или элементы сами, затем тоже пусть повторят ученики.

Метод разучивания по частям: разделите движение на простые части и разучите каждую часть отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое.

Целостный метод разучивания, этим методом удобно разучивать простые движения, а также сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части

проучите движение целиком в замедленном темпе.

Временное упрощение этот метод применяется для разучивания особенно сложных движений упростите форму сложного движения, а затем движение постепенно усложняйте, приближаясь к законченной форме. Например: шаг польки разучивают как приставной шаг, затем приставной шаг на полупальцах, без подскока на «и» при подъёме ноги вперёд и в окончательном виде – с подскоком.

Работа над позами и положениями как в сольном, парном танце, так и массовом танце.разучите их сначала в положении стоя на месте, затем закрепите на простом танцевальном шаге, и лишь затем, можно закрепить их на не сложных движениях.

объясните и покажите каждую позу и положения рук отдельно.

разучите и отработайте соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации

соберите комбинации в этюд или определённый танец.

повторите комбинацию, этюд или танец многократно в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

обратите внимание при повторении и закреплении и на характер и манеру исполнения той или другой национальности.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 255.