Верховье
2015
ББК 91я 1
Истор 90
Составитель: Л. Величкина
Ответственный за выпуск: Л. И. Быковская
История парламентаризма России : дайджест / МБУ «Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области» Верховская районная библиотека; Верховская районная библиотека; [сост. Л. Величкина]. – Верховье, 2015. – 23 с. – 32 библиограф. записи.
Дайджест «История парламентаризма России» кратко излагает правоведческую литературу и наиболее интересные статьи из периодических изданий об основных этапах истории становления парламентаризма в России, истории выборов в Государственную Думу.
Дайджест начинается с понятия «парламентаризм», кратким обзором истории.
Первый раздел посвящён становлению и развитию российского парламентаризма.
Второй - история выборов в Государственную Думу (1906 – 1917). Созданию в России профессионального парламента с 1993 года и выборам в Государственную Думу Российской Федерации (1993-2011) посвящён третий раздел. В конце каждого раздела представлена используемая литература.
© Межпоселенческая районная библиотека
Верховского района Орловской области
303720, Орловская область, Верховский район, п.
Верховье, ул. Привокзальная, 3
Телефон : ( 486 - 76) 2 – 32 - 43
E-mail : verhbibl@mail.ru
© Лариса Величкина
Парламентаризм — это сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой при сложившейся выборной системе власти.
История российского парламентаризма непроста: надо сказать, что путь к появлению Государственной Думы был долгим, трудным и противоречивым.
Институт народного представительства формировался веками, и его формирование можно сравнить с «американскими» горками – впрочем, в Америке их называют «русскими» - народ мог иметь определённую власть, или не иметь никакой власти – это зависело от исторической ситуации, которую тот же народ и создавал.
Уже в Киевской Руси имели место некоторые элементы народного представительства, а потом был Великий Новгород, известный своей «вольностью» и демократией. В Московском государстве тоже были попытки как-то сформировать представительные органы – это было в XVI – XVII веках, и при многих правителях – от Ивана Грозного до Алексея Михайловича.
Первым серьёзным органом стал Земский собор, созванный в 1549 году юным Иваном Грозным. Его назвали «Собором примирения» - уже в самом названии заложено стремление к мирному урегулированию проблем, и миссия этого собрания была – по тем временам – настолько прогрессивной, что о ней стоит сказать подробнее.
В процессе заседания рассматривалась проблема злоупотребления властью - тогда чиновники «кормились» на местах, и это вызывало немало проблем, - а также был принят «Судебник», считающийся первым сборником российских законов в период сословной монархии – он стал основным законом страны.
В том Соборе участвовали представители всех сословий, и сам царь объявил, что в тогдашних регионах и административных единицах – волостях, пригородах, городах и даже боярских владениях жители сами должны избирать себе тех, кто будет ими управлять: сотских, старост и т.д. Примечательно, что управление должно было осуществляться на местах, причём без участия царских наместников и других представителей центральной власти – для этого предполагалось создать специальные уставы.
Российские Земские соборы отличались от западных парламентов тех времён именно тем, что состояли из представителей всех сословий, и были действительно сборными органами власти: в них входили представители церкви, боярства и земства – последнее включало несколько групп населения из разных областей государства.
Более 130 лет существовал в России институт Земских соборов, но в конце XVII века он был ликвидирован, и его сменил абсолютизм. Но в памяти народа такая форма управления оставалась, и многие политические и общественные силы формировались под её влиянием – для России это было очень важно.
Пётр I, придя к власти, ввёл режим, при котором парламентаризм как таковой не мог существовать, но именно это впоследствии дало толчок развитию русской политической мысли в направлении создания парламентских органов управления и ограничения абсолютной власти царя. Разработка подобных проектов началась уже в 30-е годы XVIII века, а при Екатерине II появились представительские институты от разных сословий, хотя крестьяне в их число не входили. Только при Александре II возникает представительство, включающее все сословия – это земство, в которое входили выборные от всех губерний и уездов; затем, при нём же, появились органы самоуправления и в городах. Эти этапы, в конце концов, и привели к образованию первого российского парламента – Государственной Думы, созданной в 1906 году. Октябрьская революция кардинально всё изменила, и появился новый тип законодательной власти – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждалось, что вся власть в стране принадлежит только им: лозунг «Вся власть Советам!» в России помнят очень многие – органы управления тогда могли разделять свои функции, но власть не разделялась никак. На самом деле реальная власть принадлежала партийной «верхушке», а Советы ей подчинялись, и это нетрудно проследить. К примеру, с 1930 по 1988 годы – это практически всё время существования СССР – Верховным Советом была принята ничтожная часть всех действующих законов – только 1%. Чем же занимался этот орган, называемый законодательным? Как правило, он утверждал все решения, уже принятые Президиумом, и голосовали за эти законы списком – разумеется, воздержавшихся и противников не было.
Можно сказать, что парламентаризм в советское время не существовал, хотя те формы представительства только тормозили политическое развитие общества, но не могли остановить его совсем. Советы всё-таки регулярно переизбирались и обновлялись, и действовали по единым принципам, олицетворяя идею народного представительства, а депутаты отчитывались перед своими избирателями, и отвечали на их просьбы – по крайней мере, старались это делать.
Этот период фактически подготовил переход к парламентской форме правления: в 1988-90 гг. парламентская система стала разделённой - Съезд народных депутатов был выборным органом, а Верховный Совет из двух палат регулярно формировался этим съездом. Выборы стали альтернативными, что было очень важно – это был шаг к развитию настоящего института народного представительства.
Полномочия Думы и депутатов
20 февраля 1906 года вышло “Учреждение Государственной Думы”, в котором определялась её компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.
Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.
Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном Совете, который был реформирован, и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Советом представляется на утверждение императора. Половину реформированного Государственного Совета составляли выборные члены, половину – члены “по высочайшему назначению”, председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.
В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной Думы и Государственного Совета.
23 апреля 1906 года были изданы “Основные государственные законы”, изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета.
Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная власть, власть управления также принадлежала императору во всём её объеме, но законодательную власть император осуществлял совместно с Государственным Советом и Государственной Думой и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако, статья 87 Основных законов представляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая 6 необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал своё действие.
Не подлежали обсуждению Государственной Думой и Государственным Советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.
I Государственная Дума
Весной 1906 года Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной Думы.
В своём адресе царю депутаты первой Думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключённым, отмены смертной казни и др. Государственный совет, например, затормозил распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии, воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений.
Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли, но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства.
Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки “незаконности” , 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.
Вторая Государственная Дума
Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям, чем это было в первой Думе. В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с правительством, даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность.
Премьер – министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со статьёй 87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах в августе 1906 года (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 года, но на его основании было казнено около 700 человек).
Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность, от 9 ноября 1906 года. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога.
Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию, и оно, чтобы преодолеть это сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственной думы (по действующему закону состав Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству), пошло на шаг, который был оценен как “государственный переворот”. Дума была распущена, просуществовав 102 дня.
Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с “военной организацией РСДРП”, которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что “никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой”.
III Государственная Дума
Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин – Польши, Кавказа, Средней Азии, европейская Россия избирала 403 члена Думы, Азиатская – 15.
Возросло число выборщиков от землевладельческой курии с 31 % до 50 %, сократилось от крестьянской с 42 % до 22 %. Городская курия была разделена на две: в первую входили “цензовые элементы”, то есть владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в семи из 27 городов. Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по 1 депутату Государственной думы от каждой курии. Кроме того, в 6 наиболее промышленных губерниях хотя бы по 1 депутату Думы следовало избирать от рабочих.
Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе “Союзу 17 октября”, консервативным политическим элементам.
Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.
Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года, представлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность. Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 года был издан закон “Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении”, а 29 мая 1911 года было издано “Положение о землеустройстве”, регулировавшее работу землеустроительных комиссий.
В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались “больничные кассы”, взносы в которые делали рабочие и предприниматели.
Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправства в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911года. По настоянию Столыпина проект был проведён в порядке статьи 87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем 9 Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.
В июне 1912 года Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект “О преобразовании суда в сельских местностях” . Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.
Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910 года закон “О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения”, открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 году Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии (в которой наряду с польским населением проживало русское), что так же усиливало русское вмешательство в польские дела. Негативное влияние вызвало проведённое Столыпиным положение о введение земств в западных губерниях, которое так же имело сильную национальную окраску.
В сентябре 1911 года Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 года истёк срок полномочий третьей “столыпинской” Думы. Осенью 1912 года проходили выборы в Государственную думу четвёртого созыва. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.
IV Государственная Дума
Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 года звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать Министерство общественного доверия, ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер – министров. В августе 1915 года император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилёв.
В августе 1915 года в Думе образовался Прогрессивный блок, в который вошли три четверти её депутатов. Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия, проведения ряда реформ и политической амнистии.
В январе 1916 года председателя Совета Министров Горемыкина сменяет Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменяет Трепов, Трепова – Голицын. Оппозиция требует ухода и этого правительства в отставку.
25 февраля 1917 года император издаёт указ о роспуске Государственной думы, её депутаты создают 27 февраля Временный комитет Государственной думы, на основе которого будет впоследствии создано Временное правительство. Окончательно Государственная Дума была ликвидирована Великой Октябрьской социалистической революцией. 18(31) декабря 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Государственной Думы и Временного комитета.
1. Агеев, В. Булычёвская Дума : первая ласточка демократии / В. Агеев // Парламентская газета. - 2004. - 9 июля. – С. 6.
2. Агеев, В. Первые выборы в Первую Думу / В. Агеев // Парламентская газета. - 2005. - 18 авг. - С. 6.
3. Алешкин, А. Как выбирали первых депутатов / А. Алёшкин // Парламентская газета. - 2005. - 13 окт. - С. 6-7.
4. Алешкин, А. Компромат на вождя : [О Г. А. Алексинском - видном деятеле дореволюционного парламентизма] / А.Алёшкин // Парламентская газета. - 2005. - 29 сент. - С. 6.
5. Алешкин, А. . Красный петух под терем славянофила : [О представителе Третьей Государственной Думы, известном русском помещике Н. Хомякове] / А. Алешкин // Парламентская газета. - 2004. - 19 нояб. - С. 6.
6. Алешкин, А. Отверг диктатуру в пользу демократии : [О Манифесте от 17 октября 1905 года, подписанного Николаем II «Об усовершенствовании государственного парламентизма»] / А. Алешкин // Парламентская газета. - 2005. - 20 окт. - С. 8.
7. Алешкин, А. Отшельник Оптиной пустыни : [О Г. Е. Львове] / А. Алешкин // Парламентская газета. – 2005. 17 март. – С. 11.
8. Алешкин, А. Роковой шаг жреца права : [О представителе Первой Государственной Думы С. А. Муромцеве] / А. Алешкин // Парламентская газета. - 2004. - 8 окт. - С. 6.
9. Алешкин, А. Современники называли его спасителем Отечества : [Об учредителе Государственной думы графе С. Ю. Витте] / А. Алёшкин // Парламентская газета. - 2005. - 3 нояб. – С. 7.
10. Алешкин, А. Фрак для крестьянского сына : [О депутате Гос. Думы нач. XX века А. Ф. Аладъине] / А. Алёшкин // Парламентская газета. - 2005. - 10 март. –
С. 7.
11. Вешняков, А. Чем сильнее партии, тем легче выбирать : [О выборах в первую Государственную Думу (февр. - март 1906 г.)] / А. Вешняков // Парламентская газета. - 2006. - 27 апр. - С. 9.
12. Вторая Дума: летопись в событиях и лицах. [Фотодокументы] // Парламентская газета. - 2005. - 15 дек. - С. 6.; 2006. - 19 янв. - С. 6.
14. Лынёв, Р. Приход человека с ружьём : [Четвёртая Дума и февральская революция 1917 года] / Руслан Лынёв // Российская Федерация сегодня. - 2006. - № 4. - С. 48 – 50 ; № 5. - С. 39 – 42.
14. «Об усовершенствовании государственного порядка» : [Из манифеста 17 октября 1905 года] // Парламентская газета. - 2006. - 27 апр. - С. 8.
15. Первая Дума : летопись в событиях и лицах: [Фотодокументы] // Парламентская газета. - 2005. - 3 ноябр. – С. 6.
16. Романишина, В. Под знаком «фатальной войны» : [О выборах IV Государственной думы (15 ноября 1912-6 октября 1917 гг.)] / В. Романишина // Парламентская газета. - 2006. - 27 апр. - С. 24 – 25.
17. Третья Дума : летопись в событиях и лицах: [Фотодокументы] // Парламентская газета. - 2006. - 2 февр. - С. 6 ; 9 февр. – С. 6.
18. Дума : состав и начало работы [сентябрь - октябрь 1907 года ] // Парламентская газета. - 2004. - 8 октября. - С. 6.
19. Четвёртая Дума: летопись в событиях и лицах [Фотодокументы]
// Парламентская газета. - 2006. - 12 янв. – С. 6-7.
20. Чурбанов, В. Вторая Государственная Дума: пламя крайностей и дым компромиссов / Вадим Чурбанов // Российская Федерация сегодня. - 2005. –
№ 23. - С. 54 – 57.
21. Чурбанов, В. Народное представительство в России : тысяча лет и 72 дня : [Об исторической традиции народного представительства в России и из истории Первой Государственной Думы] / Вадим Чурбанов // Российская Федерация сегодня.- 2005. - № 22. - С. 47 – 53.
22. Чурбанов, В. Третья Дума : драма реформизма / Вадим Чурбанов // Российская Федерация сегодня.- 2005. - № 24.- С . 46 – 48.
В ходе процесса перестройки и демократизации, начавшегося в СССР в конце 1980-х, после первых альтернативных выборов народных депутатов СССР в 1989 и народных депутатов РСФСР в 1990 возникают новые конституционные проекты, предусматривающие создание в России полноценного профессионального парламента в традиционном для современных демократий понимании. В ряде проектов предполагалось назвать новый российский парламент по аналогии с 1906–1917 годами Государственной Думой. Именно это название фигурирует в проекте Конституции РФ, который разработала Конституционная комиссия. Однако сложный расклад сил на Съезде народных депутатов и Верховном Совете РФ не позволяли принять проект конституции и определиться со структурой и полномочиями нового парламента.
В ходе событий осени 1993 Президент РФ, силовым путем прекратив деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ, вынес на референдум проект новой конституции, основой которого стал проект Конституционной комиссии. Согласно проекту парламентом России становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Одновременно были назначены выборы Совета Федерации и Государственной Думы первого созыва.
Согласно статье 95 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты). Состав палат, как и принципы их формирования, различен.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Порядок формирования обеих палат устанавливается федеральными законами.
Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:
-для заслушивания посланий Президента Российской Федерации;
- для заслушивания посланий Конституционного Суда;
- для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Анализ двуединой природы Государственной Думы как представительного и законодательного органа власти показывает, что нижняя палата российского парламента – единственный институт, способный через депутатов обеспечить представительство российского общества во всем многообразии составляющих его социальных групп и слоев.
Верхняя палата, состоящая из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, призвана добиваться интеграции и консолидации интересов регионов, а также оптимального сочетания региональных интересов с общегосударственными. Вместе с тем, вопрос поиска оптимального принципа формирования Совета Федерации с повестки дня не снят. Верхняя палата российского парламента должна обеспечивать свое основополагающее предназначение – выражать и отстаивать интересы регионов в увязке с интересами всего государства.
История российского парламентаризма будет не полной без включения в нее истории парламентаризма ее отдельных народов.
Конституция Российской Федерации 1993 г. обеспечила гарантии, условия развития субъектов Федерации, и очертила то конституционное пространство, в котором должно было происходить совершенствование их государственности.
15
Верховье
2015
ББК 91я 1
Истор 90
Составитель: Л. Величкина
Ответственный за выпуск: Л. И. Быковская
История парламентаризма России : дайджест / МБУ «Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области» Верховская районная библиотека; Верховская районная библиотека; [сост. Л. Величкина]. – Верховье, 2015. – 23 с. – 32 библиограф. записи.
Дайджест «История парламентаризма России» кратко излагает правоведческую литературу и наиболее интересные статьи из периодических изданий об основных этапах истории становления парламентаризма в России, истории выборов в Государственную Думу.
Дайджест начинается с понятия «парламентаризм», кратким обзором истории.
Первый раздел посвящён становлению и развитию российского парламентаризма.
Второй - история выборов в Государственную Думу (1906 – 1917). Созданию в России профессионального парламента с 1993 года и выборам в Государственную Думу Российской Федерации (1993-2011) посвящён третий раздел. В конце каждого раздела представлена используемая литература.
© Межпоселенческая районная библиотека
Верховского района Орловской области
303720, Орловская область, Верховский район, п.
Верховье, ул. Привокзальная, 3
Телефон : ( 486 - 76) 2 – 32 - 43
E-mail : verhbibl@mail.ru
© Лариса Величкина
Парламентаризм — это сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой при сложившейся выборной системе власти.
История российского парламентаризма непроста: надо сказать, что путь к появлению Государственной Думы был долгим, трудным и противоречивым.
Институт народного представительства формировался веками, и его формирование можно сравнить с «американскими» горками – впрочем, в Америке их называют «русскими» - народ мог иметь определённую власть, или не иметь никакой власти – это зависело от исторической ситуации, которую тот же народ и создавал.
Уже в Киевской Руси имели место некоторые элементы народного представительства, а потом был Великий Новгород, известный своей «вольностью» и демократией. В Московском государстве тоже были попытки как-то сформировать представительные органы – это было в XVI – XVII веках, и при многих правителях – от Ивана Грозного до Алексея Михайловича.
Первым серьёзным органом стал Земский собор, созванный в 1549 году юным Иваном Грозным. Его назвали «Собором примирения» - уже в самом названии заложено стремление к мирному урегулированию проблем, и миссия этого собрания была – по тем временам – настолько прогрессивной, что о ней стоит сказать подробнее.
В процессе заседания рассматривалась проблема злоупотребления властью - тогда чиновники «кормились» на местах, и это вызывало немало проблем, - а также был принят «Судебник», считающийся первым сборником российских законов в период сословной монархии – он стал основным законом страны.
В том Соборе участвовали представители всех сословий, и сам царь объявил, что в тогдашних регионах и административных единицах – волостях, пригородах, городах и даже боярских владениях жители сами должны избирать себе тех, кто будет ими управлять: сотских, старост и т.д. Примечательно, что управление должно было осуществляться на местах, причём без участия царских наместников и других представителей центральной власти – для этого предполагалось создать специальные уставы.
Российские Земские соборы отличались от западных парламентов тех времён именно тем, что состояли из представителей всех сословий, и были действительно сборными органами власти: в них входили представители церкви, боярства и земства – последнее включало несколько групп населения из разных областей государства.
Более 130 лет существовал в России институт Земских соборов, но в конце XVII века он был ликвидирован, и его сменил абсолютизм. Но в памяти народа такая форма управления оставалась, и многие политические и общественные силы формировались под её влиянием – для России это было очень важно.
Пётр I, придя к власти, ввёл режим, при котором парламентаризм как таковой не мог существовать, но именно это впоследствии дало толчок развитию русской политической мысли в направлении создания парламентских органов управления и ограничения абсолютной власти царя. Разработка подобных проектов началась уже в 30-е годы XVIII века, а при Екатерине II появились представительские институты от разных сословий, хотя крестьяне в их число не входили. Только при Александре II возникает представительство, включающее все сословия – это земство, в которое входили выборные от всех губерний и уездов; затем, при нём же, появились органы самоуправления и в городах. Эти этапы, в конце концов, и привели к образованию первого российского парламента – Государственной Думы, созданной в 1906 году. Октябрьская революция кардинально всё изменила, и появился новый тип законодательной власти – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждалось, что вся власть в стране принадлежит только им: лозунг «Вся власть Советам!» в России помнят очень многие – органы управления тогда могли разделять свои функции, но власть не разделялась никак. На самом деле реальная власть принадлежала партийной «верхушке», а Советы ей подчинялись, и это нетрудно проследить. К примеру, с 1930 по 1988 годы – это практически всё время существования СССР – Верховным Советом была принята ничтожная часть всех действующих законов – только 1%. Чем же занимался этот орган, называемый законодательным? Как правило, он утверждал все решения, уже принятые Президиумом, и голосовали за эти законы списком – разумеется, воздержавшихся и противников не было.
Можно сказать, что парламентаризм в советское время не существовал, хотя те формы представительства только тормозили политическое развитие общества, но не могли остановить его совсем. Советы всё-таки регулярно переизбирались и обновлялись, и действовали по единым принципам, олицетворяя идею народного представительства, а депутаты отчитывались перед своими избирателями, и отвечали на их просьбы – по крайней мере, старались это делать.
Этот период фактически подготовил переход к парламентской форме правления: в 1988-90 гг. парламентская система стала разделённой - Съезд народных депутатов был выборным органом, а Верховный Совет из двух палат регулярно формировался этим съездом. Выборы стали альтернативными, что было очень важно – это был шаг к развитию настоящего института народного представительства.
Становление и развитие российского парламентаризма
Становление органов народного представительства в политической системе современной России имеет многовековую историю – от вече, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.
Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло заметную роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков, получившие впоследствии название Земских соборов. Соборы созывались для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Первый из них состоялся в 1549 г. и получил название «Собора примирения». На Земских соборах избирались цари, решались вопросы объявления войны и заключения мира, установления налогов и др. Последним был Земский собор 1653 г., решивший вопрос о воссоединении Украины с Россией.
В России после Земских соборов в течение 250 лет отсутствовал общенациональный представительный орган власти.
Определенным отголоском деятельности Земских соборов стала при Екатерине II работа Уложенной комиссии – собрания депутатов всех сословий, земель и народностей России, для выработки нового свода законов Российской империи. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. императрица подготовила «Наказ». В его основу был положен знаменитый трактат французского мыслителя Монтескье «О духе законов».
По мнению историков, данный документ был достаточно прогрессивным для своего времени. Так, «Наказ» предполагал равенство граждан перед законом и «вольность» их в пределах законности. «Наказ» оправдывал установление в России самодержавия на том основании, что в столь огромном государстве другой политический строй невозможен. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию могли бы служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца. «Наказ» отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни. Пусть и в сословной интерпретации, но в законодательство России вводилось понятие презумпции невиновности.
Проект двухпалатного законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета, был разработан в начале XIX века выдающимся государственным деятелем, одним из основателей российской юридической науки и теоретического правоведения Михаилом Михайловичем Сперанским. В указанном проекте – «Введение к уложению государственных законов» - намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.
Единственным результатом реализации планов М.М.Сперанского явилось учреждение Государственного совета в январе 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором (первый председатель – граф Николай Петрович Румянцев). Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете – высшем законосовещательном учреждении Российской империи.
При Александре II создание представительных учреждений перешло в практическую плоскость, но не на общенациональном, а на местном и региональном уровнях. Были созданы уездные и губернские земские собрания, ставшие школой кадров для будущих парламентских учреждений. В последние годы жизни царя идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Проект конституционного акта, за разработку которого отвечал министр внутренних дел Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, предполагал развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов.
Убийство царя-реформатора и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России по пути создания парламента, но сам вектор этого движения был задан.
В первые годы XX века требование создать в России общегосударственный представительный и законодательный орган стало всеобщим. Официально всесословное представительство в России было даровано Манифестом об учреждении Государственной думы.
1. Авакьян, С. А. Государственная Дума / С. А. Авакьян // Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А. Я. Сухарев. – М. : Изд. Дом ИНФРА-М, 1999
2. Государственная Дума // Козлова, Е. И. Конституционное право России : учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 2 е изд., перераб. И доп. – М. : Юристъ, 2000.
3. Оформление конституционной монархии в России. Государственная Дума // Исаев, И. А. История государства и права России : учебник / И. А. Исаев. – Юристъ, 1999 .
4. Раскин, Д. И. Государственная Дума / Д. И. Раскин, В. Е. Чиркин // Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т. 7. Гермафродит – Григорьев / М. : БРЭ, 2007. – С. 516 – 519.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.