Народность – исторически сложившаяся общность людей, которая характеризуется общностью территории, культуры, наличием определенных хозяйственных связей, этнического самосознания и самоназвания. Народность приходит на смену роду и племени и предшествует нации. Складывание белорусской народности проходило в XIII–XVI вв.
Территория, на которой формировалась белорусская народность, включала земли, где в VIII–IX вв. сложились союзы племен восточных славян: кривичи, дреговичи, радимичи. В IX–XII вв. эти земли входили в состав Полоцкого, Туровского и других княжеств. С середины XIII в. на территории, где формировалась белорусская народность, складывается Великое княжество Литовское.
Формированию белорусской народности способствовали следующие политические и социально-экономические факторы:
1) необходимость совместного противостояния народов ВКЛ сначала агрессии крестоносцев и монголо-татар, а затем Московского княжества;
2) прогресс сельского хозяйства и ремесла, развитие товарно-денежных отношений и складывание внутреннего рынка, установление общих черт хозяйственной деятельности и формирование сословной структуры ВКЛ (сословия шляхты, духовенства, ремесленников, купцов и крестьян).
Важную роль в формировании белорусской народности сыграл конфессиональный фактор. Признак веры в то время являлся своеобразным признаком народа, а борьба за веру – составной частью борьбы за его самобытность. Большинство восточнославянского населения придерживалось православия. Однако после Кревской унии (1385 г.) началось активное наступление католической веры.
В процессе формирования белорусской народности происходили существенные изменения в языке восточнославянского населения. На протяжении ХIV–ХVI вв. на основе древнерусского языка развивались такие специфические черты белорусской речи, как твёрдое «р», приставные звуки в начале слова, «аканне», «яканне», «дзеканне», «цеканне» и др. В лексику этого языка попадали заимствования из польского, балтского и других языков.
Постепенно формировалась самобытная материальная и духовная культура белорусского народа. В ХV–ХVI вв. на территории Беларуси появляются новые типы поселений (местечко, погост, фольварк и др.), утверждаются характерные виды народной одежды (самотканая суконная юбка из клетчатой или полосатой ткани, андарак и др.), общие обряды и обычаи (Коляды, Масленица, Купалье, Деды и др.). Определяющими чертами менталитета белорусского народа стали толерантность, гостеприимство, доброта и трудолюбие.
Одним из существенных компонентов народности является самосознание. В XIV–XV вв. жители территории Беларуси уже выделяли себя среди других народов, что находились в составе ВКЛ. Название «русины», с конца XVI – начала XVII в. – «белорусцы», относилось к населению Подвинья и Поднепровья (Витебская и Могилевская области); название «литвины» – к жителям Верхнего Понемонья (Гродненская обл.); название «полешуки» – для тех, кто жил на Полесье (Брестская и Гомельская обл.).
В XII в. впервые упоминается термин «Белая Русь». В XII–XVI вв. он используется применительно к землям северо-восточной Руси. Во второй половине XVI–XVII вв. – закрепляется за восточной и центральной частью Беларуси. Западную часть белорусской этнической территории долгое время называли «Чёрная Русь», позже Литва. И только в первой половине ХХ вв. термин «Беларусь» распространился на всю белорусскую этническую территорию.
Существует несколько версий происхождения понятия «Белая Русь». Одни ученые связывают его с географическим фактором: белый цвет обозначал восток; другие – с особенностями внешнего вида и одежды: население Беларуси носило светлую льняную одежду, имело светлые волосы и светлый цвет лица; третьи – с религиозным положением: белая – значит православная, «чистая», в отличие от язычества; четвертые – с внешнеполитическими обстоятельствами: часть территории Беларуси, которая в средние века не была захвачена ни крестоносцами, ни татарами, оставалась вольной, свободной.
Культура белорусских земель ВКЛ в XIV–XVI вв. соединяла древ-нерусские традиции, влияние Византии и западноевропейского Возро-ждения (Ренессанса) от средневековья до Нового времени. Главными чертами культуры Ренессанса являются: преобладание светских тенденций в науке, литературе, искусстве, интерес к античному духовному наследию, провозглашение родного языка фундаментальной духовной ценностью. Философия эпохи Возрождения – гуманизм – сделала человека и окружающий его мир объектом изучения. Человеческое достоинство становится абсолютной ценностью. Гуманизм развил идею индивидуальной свободы.
Тенденции Возрождения проявились в деятельности Ф. Скорины (около 1490 – около 1551 гг.). Он является основателем белорусского книгопечатания. Первые его книги вышли в Праге в 1517–1519 гг. Напечатаны 23 книги Ветхого Завета. В Вильно в 1520-е гг. им были созданы «Малая подорожная книжица» и «Апостол». Книги Ф. Скорины адресовались прежде всего светскому читателю, имели предисловие и послесловия, иллюстрации, портреты, сюжетно-тематические композиции, они широко распространялись в Европе.
В 2017 г. отмечалось 500-летие славянского книгопечатания, что свидетельствует о большом значении духовного наследия Ф. Скорины, ставшего основой распространения знания.
Продолжателями культурно-просветительских идей Ф. Скорины стали С. Будный, издавший в 1562 г. в Несвиже «Катехизис», первую на территории современной Беларуси книгу, напечатанную кириллицей, В. Тяпинский, издавший около 1570 г. двуязычное Евангелие.
Литературным шедевром культуры Беларуси эпохи Возрождения стала поэма Н. Гусовского «Песнь о зубре». Произведение про-никнуто любовью к родной земле, тревогой за её судьбу и гордостью за славное прошлое.
В 50–70 гг. XVI в. типографии действовали в Бресте, Несвиже, Лоске, Заблудове, Вильно и в других городах и местечках, что способ-ствовало развитию образования, книгопечатания в ВКЛ. По подсчетам исследователей, только 10 % книг, изданных в ВКЛ в XVI – первой половине XVII вв., были напечатаны на церковно-славянском и старобелорусском языках.
Культура Беларуси XVII–XVIII вв. развивалась под влиянием распространения идей Просвещения, которые пришли из Европы и спо-собствовали развитию научных открытий, приоритету науки и образования в жизни человека, общества и государства. Основными чертами Просвещения являются светскость культуры и образования, приоритет естественных наук, критика феодальных порядков, религиозного мировоззрения и догматического мышления, отстаивание права каждого человека на личную свободу.
В период Просвещения изменились общественные идеалы. Если раньше был «Сармат» – человек набожный, суровый, ненавидевший всё чужое и защитник древнешляхетских традиций, то теперь ему на смену пришел умный, образованный, рационалистический – на место Бога и Веры пришли Разум и Знание.
Центром образования и науки в Беларуси была Виленская иезуит-ская академия, которая имела статус университета, а с 1578 г. стала главной школой ВКЛ. Ректором был назначен ученый-астроном М. Почобут-Одляницкий. Образование в XVII – первой половине XVIII вв. имело религиозный характер, но уже во второй половине школьное образование постепенно приобретало светский характер. В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия, которая создала семь начальных и средних учебных заведений.
Наука получила свое развитие благодаря гениальным ученым-одиночкам, выходцам из ВКЛ. Среди них – Казимир Семенович, автор книги «Великое искусство артиллерии», изданной в Амстердаме в 1650 г. Семенович первым в мировой науке создал проект многоступенчатой ракеты. Расширению научных знаний способствовала книгоиздательская, просветительская деятельность уроженца Мстиславщины Ильи Капиевича, который по поручению Петра I в 1699 г. подготовил и издал учебник математики на русском языке. Позже им в Москве было издано более 20 учебников по грамматике. Важную роль в распространении знаний сыграла «Грамматика словенская» Мелентия Смотрицкого, которая стала настольной книгой в Беларуси, Литве, России.
Во второй половине XVIII в. важную роль в распространении на-учных знаний сыграли профессиональные школы (медицинская, аку-шерская, ветеринарная, черчения, рисования и др.), основанные А. Тызенгаузеном в Гродно и Поставах. Гродненскую медицинскую школу возглавил французский ученый Ж. Желибер. Его усилиями при школе были созданы анатомический и природоведческий кабинеты, ботанический сад.
Среди представителей эпохи Просвещения выделяется Симеон Полоцкий, который занимался воспитанием царских детей, основал Славяно-греко-латинскую академию, создал рукописные сборники «Вертоград многоцветный», «Рифмологион», «Букварь языка словенска» и др.
Театральная жизнь была представлена школьным театром и народным кукольным – батлейкой. Однако к концу XVIII в. появляется становление профессионального театра, преимущественно частного в Несвиже и Слуцке (театр Радзивиллов), Ружанах (Сапегов), Слониме (Огинских), Шклове (С. Зорича) и др.
Таким образом, белорусская культура в XVI–XVIII вв. развиваясь на собственной основе, обогатилась достижениями соседних народов и активно включилась в общеевропейский культурно-исторический процесс.
Исторические личности
C еменович Казимир – уроженец ВКЛ, изобретатель много-ступенчатых ракет. В 1650 г. в Амстердаме издал книгу «Великое искусство артиллерии».
Будный Симеон (1530–1593 гг.) – выдающийся церковный деятель, философ, публицист, книгоиздатель, широко известный в Западной Европе в XVI в. Религиозный реформатор, представитель умеренного крыла в арианстве. В 1562 г. в Несвижской типографии издал «Катехизис» – первую на территории Беларуси книгу на белорусском языке.
Гусовский Николай (1470 – около 1533 гг.) – белорусский поэт-гуманист. В 1522 г. написал в Риме на латинском языке поэму «Песнь о зубре», которая является литературным шедевром эпохи Возрождения на территории Беларуси.
Почобут-Одляницкий М. (1728–1810 гг.) – известный ученый-природовед, выходец из гродненской шляхты, изучал планету Меркурий, открыл неизвестное созвездие, определил координаты многих пунктов в Беларуси и Литве.
Радзивилл Николай Чёрный (1515–1565 гг.) – выдающийся государственный и религиозный деятель, меценат, главный опекун Реформации, основал первую кальвинистскую общину на территории Беларуси.
Скорина Франциск (около 1490 – около 1551 гг.) – белорусский первопечатник, ученый, писатель, переводчик, гуманист, просветитель. Родился в Полоцке, где и получил первоначальное образование. Учился в Краковском университете и получил ученую степень бакалавра философии. После окончания Падуанского университета получил ученую степень доктора медицины. В Праге в 1517–1519 гг. напечатал 23 книги Библии, а затем в Вильно «Малую подорожную книжицу» (1522 г.) и «Апостол» (1523 г.).
Тяпинский Василь (1530-е гг. – конец XVI в.) – знаменитый деятель белорусской Реформации, единомышленник и соратник С. Буд-ного. Основал в своем имении Тяпино типографию, в которой издал Евангелие на белорусском языке. Выступал в защиту родного языка, истории, традиций.
Основные термины, понятия
Барокко – (букв. вычурный) – пышное парадное декоративное искусство. Возникло в XVII в. и существовало на протяжении всего нового времени. Для него характерны контрастность, стремление к величию и пышности, слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера).
Виленское б арокко – архитектурный стиль (конец XVII – начало XVIII вв.), в нём соединились элементы ренессансовой и византийской архитектуры. В этом стиле перестроен Полоцкий Софийский собор.
Возрождение (Ренессанс) – эпоха становления раннебуржуазной культуры в Западной и Центральной Европе в XIV–XVI вв. Основная черта – антифеодальный, светский характер, гуманистическое миро-понимание, интерес к античной культуре. В ВКЛ культура Возрождения формируется с XVI в.
Газета Гродненская (на польском языке) – первая газета на белорусской земле вышла в 1776 г.
Готика – стиль в европейском искусстве XII–XV вв. В изобра-зительном искусстве отличается вертикальными архитектурными формами, вытянутыми пропорциями, воплощением в аллегорической форме идеи греховности человека.
Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Иезуиты (Орден Иезуитов) – официальное название «Общество Иисуса» монашеского ордена римско-католической церкви, основанного в 1534 г. Игнатием Лойолой. Иезуиты сыграли большую роль в Контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью.
Менталитет – умонастроение народа, особенности его мышления, национальный характер, психология.
Национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенному народу (этносу).
Портрет сарматский – вид портрета, распространенный в Бе-ларуси в конце XVI–XVIII вв. Определяется сочетанием парадности и представительности. Обычно имел надписи информационного содер-жания, изображения гербов, предметы, которые призывали рассказать о человеке как можно больше.
Просвещение – общественно-политическое, идейное и культурное движение в Западной Европе, основными чертами которого являются светскость культуры и образования, приоритет естественных наук, критика феодальных порядков, религиозного мышления, отстаивание права каждого человека на личную свободу.
Протестантизм – общее название христианских вероучений, которые возникли в ХVI в. под влиянием реформации как протест против господства католической церкви.
Реформация (от лат. reformati о – преобразование) – широкое общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI в., направленное против католической церкви и феодальных порядков. Инициатором и авангардом движения была буржуазия. В узко конфессиональном смысле Реформация означала пересмотр догматов католицизма и религиозные преобразования, которые привели к возникновению нового направления в христианстве – протестантизма, объединявшего несколько самостоятельных церквей: лютеранство, кальвинизм, англиканскую церковь и др.
Романский стиль – стиль европейского искусства в X–XIII вв. Выделялся монументальностью, суровой, крепостного характера, архитектурой, массивностью конструкций.
Эдукационная комиссия – первое в Европе министерство образования. Основано сеймом Речи Посполитой в 1773 г.
Этногенез – процесс формирования и развития этнической общности, её антропологических, языковых и культурно-бытовых особенностей на всех этапах этнического развития.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое народность и какие факторы способствовали формированию белорусской народности?
2. Каково происхождение названия «Белая Русь»?
3. Что такое Возрождение, Просвещение? Каковы особенности Ренессанса на Беларуси?
4. Назовите представителей белорусского Возрождения и Про-свещения.
5. Какие принципы составляют основу гуманизма?
6. Назовите памятники архитектуры эпохи Возрождения на Беларуси. В каком стиле они построены?
Дата: 2019-05-29, просмотров: 307.